Лето 2012. Екатеринбург, железнодорожный вокзал - история, интерьеры и "фрески"

Sep 04, 2012 15:47


Давным-давно я делала серию постов про екатеринбургский музей Свердловской Железной дороги. Первый пост был про историю дороги и вокзала в Екатеринбурге, подробный и иллюстрированный. В этом году мы съездили на вокзал, чтобы осмотреть его внимательно - а то вечно бываем там то с чемоданами, то поздно вечером - в общем не до экскурсий. А тут вот решили все посмотреть, заснять и в ЖЖ показать. Тем более что в 2002 году екатеринбургский вокзал преобразился, его украсили фресками - не вокзал стал, а музей истории края. Вокруг фресок в свое время шли разговоры - на них изображены разные исторические деятели, в том числе Берия, Сталин...



Но сначала все же покажу здание вокзала, привокзальную площадь, а потом и фрески порассматриваем.

Экскурсию мы начали на задворках вокзала, на одноименной улице - Вокзальной:



у водонапорной башни



Недавно построенное здание, относящееся к вокзалу - прямо особняк в Кусково, не меньше





на вывеске - Уральский филиал РЖД, а ближе и точнее не прочла, не полезла через будку и закрытый шлагбаум



серое здание тоже относится к вокзальному комплексу, правда, внутри мы были только в магазине "Товары в дорогу", а вот что на втором этаже, не знаю, к сожалению. На фото видно и современное здание вокзала





* * *

Итак, о самом вокзале. Первый железнодорожный вокзал в Екатеринбурге был построен в 1878 г. по проекту архитектора П.П. Шрейбера при строительстве Уральской горнозаводской железной дороги. Здание живо-здорово, отремонтировано и в нем находится музей Свердловской Железной дороги, очень интересный.



Шли годы, облик железной дороги менялся. В 1910-1912 гг появился новый железнодорожный вокзал (фото 1933 года):



В 1939 году вокзал был реконструирован. Архитекторы Г.П. Валенков и В.И. Смирнов.



лестница, ведущая на главный перрон - она есть и сейчас, мы увидим ее дальше



позднее к зданию вокзала были пристроены крылья и арка, через которую сейчас проходят к лестнице на перрон. Фотография из книги "Свердловск", 1966 г. (другие иллюстрации из книги можно посмотреть тут)



И фото конца 70-х гг. - практически таким вокзал мы видим и сейчас



Современная фотография, найдена в Сети. Сделана она явно рано утром - днем там от машин не протолкнуться



Таким мы впервые увидели свердловский вокзал. Хоть и типичный такой советский вокзал, но он нам понравился - строго-серый, с колоннами. Но недолго ему суждено было пребывать в таком строгом классическом виде. Летом 2009 года к саммиту ШОС его решили подшпаклевать и раскрасить. И теперь он вот такой, переливается всеми цветами радуги:





Чтобы никто не забывал, где именно мы находимся: на границе Европы и Азии!



Люблю снимать табло прибытия и отправления поездов на вокзалах, некая "примета времени". Это старый снимок, в этом году я, замешкавшись, не сняла табло, а когда вспомнила, уже отошли от вокзала и решили не возвращаться. Поезда еще уходят со станци Свердловск-пассажирский, теперь же станция называется "Екатеринбург".



Вот вид вокзала в еще до-окрашенном состоянии, сверху (из набора открыток "Екатеринбург. Выше радуги"). Видна и надпись "Свердловск"



Из книги Свердловск. Справочник-путеводитель. 1983 год:

"Свердловск - крупный железнодорожный узел. В семи направлениях уходят поезда, связывающие Урал с европейской частью страны, Сибирью, Дальним Востоком, Средней Азией, Казахстаном, Украиной, северными городами Свердловской области. Фирменный скорый поезд «Урал» курсирует между Свердловском и Москвой, покрывая за 28 часов путь между нашим городом и столицей СССР.

Услугами Свердловского вокзала ежедневно пользуется около 55 тысяч человек.

На ул. Свердлова работают городские кассы предварительной продажи билетов. У городских касс есть филиалы на Химмаше, Вторчермете, ВИЗе, УЗТМ. Производится доставка билетов на дом. На вокзале одновременно работает тридцать две кассы.

У вокзала установлены билетопечатающие машины. Здесь можно купить билеты на пригородный поезд. Справки о движении поездов можно получить либо по телефону, либо прямо на вокзале в справочном бюро. Кроме того, к услугам пассажиров автоматические справочные установки. В холле вокзала установлено современное табло с телемеханическими указателями об отправляющихся составах.

На вокзале есть комната отдыха и комната матери и ребенка. К услугам пассажиров ресторан и многочисленная сеть розничной торговли".

Но как ни был хорош Свердловский вокзал в 1983 году, его собирались перестраивать - и капитально перестраивать. Вот проект Уралгипротранса реконструкции железнодорожного вокзала. Конкорс над путями. Но так и остался в виде проекта.



Перед вокзалом большая площадь, а на ней один из известнейших в Екатеринбурге памятников - памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. Установлен он в 1962 году, скульптор В.М.Друзин, П.А.Сажин, арх. Г.И.Белянкин. В народе он называется просто: варежка.





Надпись на постаменте, который по очертаниям напоминает танк - ведь корпус-то танковый: Героям Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. воинам Уральского добровольческого танкового корпуса от трудящихся свердловской области.

Очень славную фотографию привокзальной площади с памятником я нашла на том же свердловском сайте. Снята она из окна одного из номеров гостиницы "Свердловск".



И на саму гостиницу "Свердловск" надо посмотреть. Большое здание прямо напротив вокзала. До этого лета здание было прикрыто строительной тряпочкой, и мы все думали - что же с ним делают, не иначе, какую-то красоту наводят. Боялись, как бы не покрасили в один ансамбль с вокзалом... Но все вышло гораздо хуже.

Но на фото это еще гостиница «Свердловск» на 600 мест, самая большая в городе, была построена в 1969 году по проекту архитектора А.Б. Фишзона. Фотография 70-х гг. (источник)



Здание это хоть и не такой символ города, как водонапорная башня на плотинке, но в советские времена попадало в альбомы, наборы открыток и книги по Свердловску и даже на почтовые конверты :) Ведь вот приехал на поезде, вышел на привокзальную площадь - и сразу вот она гостиница одноименная:



А этим летом ремонтную тряпочку со здания гостиницы сняли, и оказалось, что больше это не Свердловск вовсе, а Marins Park Hotel



* * *

Ну а теперь посмотрим само здание вокзала. Войдем мы в него не через главный вход, там толкотня и пассажиры. А через арку - которую, помните, добавили в какой-то момент.



и поднимемся по лестнице на перрон



мимо вот такого барельефа:



арка увенчана небольшой Европой-Азией



Только почему Азия оказалась слева от Екатеринбурга, а Европа справа?



и перрон - люблю перроны очень! И поезда люблю :)



по забавному совпадению подходил поезд, которым мы сами пару дней раньше приехали в Екатеринбург. Сообщением Казань-Новый Уренгой



вокзал празднует юбилей РЖД



вывеску уже поменяли давно: Екатеринбург. В эту дверь мы и войдем в здание вокзала сразу на второй этаж, в залы ожидания



там очень красивые холлы и лестничные марши







витражи в окнах



есть и лепнина



а вот и залы ожидания - и росписи под потолком в больших плафонах. Таких залов два, по 6 картин в каждом.



барельефы, связанные с историей железной дороги. Покажу все вместе уже, не разделяя на залы:







а это даже не настоящее, а какое-то очень будущее, экспресс Чикаго-Екатеринбург?



Ну а теперь сами "фрески". Появились они в 2002, и вокруг них разгорелись дебаты про Берию, которого увидели сразу, и Сталина, которого разглядели гораздо позже - он там спиной стоит. Сама я узнала темы картин не везде, что не знала - прочитала вот в этом посте.

Первая картина - это 1581 г, Ермак идет покорять Сибирь



1598 г. - годом раньше основано Верхотурье. На берегу Туры, похоже, Свято-Троицкий собор



1686 г. - построен первый ярмарочный гостиный двор в Ирбитской слободе (стационарное строение для Ирбитской ярмарки) - спасибо комментариям в посте про вокзал :)



1723 г. - основание Екатеринбурга. В белом камзоле Татищев, наверное?



В 1830 г. нашли первые изумруды на Урале. Крестьянин-смолокур Максим Кожевников «нашел между корнями вывороченного дерева несколько больших кристаллов и обломков зеленого камня, которые и самое место найдения показал двоим своим товарищам. Все они копались в корнях и под корнями и нашли еще несколько кусочков, из которых поцветнее взяли с собой в деревню, а потом привозили для продажи в Екатеринбург» (отсюда).

первые изумруды, найденные Кожевниковым, были плохого качества. Они находились в разрушившейся жиле, потеряли цвет и покрылись трещинами. Поэтому скупщики самоцветов в Екатеринбурге приняли их за «худые аквамарины» и купили «по самой малой цене».

Когда командиру гранильной фабрики Яковe Васильевичe Коковинw сообщили, что в городе появились странные камни, то он попросил достать для него образец. Превосходный знаток камней, Яков Васильевич сразу же понял, что это не аквамарин, ибо, как сообщал он в Петербург, «тяжесть и крепость несравненно превышают оный, отлом чище и стекловитея… а при сравнительных пробах оказался крепче иностранного изумруда».
Коковин осстановил цепочку, по которой пришел к нему обломок изумруда, и добрался до Кожевникова. Дотошно расспросив смолокура, Коковин сразу же начал энергично действовать. Несмотря на январскую стужу, он вместе с рабочими выезжает на место, указанное Кожевниковым. В мерзлой земле бьют один шурф за другим и - попадают на жилу изумрудов!



1833 г. - отец и сын Черепановы из Нижнего Тагила построили первый паровоз.На втором плане картины - Лисья гора и нижнетагильский завод



Увидев эту картину, я в спешке почему-то подумала, что она последняя в серии - все вознеслись на небо, и на этом все. Но оказалось, что все впереди.

1917-1922 - белые и красные, расстрел царской семьи в доме Ипатьева.



В небесах уже готовится спуститься им на голову Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших - каждый раз, когда надо написать его название, лезу в яндекс!



1929 - 1934 - строительство УЗТМ - Уральского завода тяжелого машиностроения.



крупнее строители Уралмаша. За столом сидит Борис Глебович Музруков - директор Уралмаша с 1939 по 1947.



1945-1945. В Свердловск во время ВОВ кто только не был эвакуирован, и производства работали всю войну, обеспечивая страну. В центре - памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса, "варежка"



1956 - 2000. Свердловск спортивный



1960 г. Сбит Пауэрс - прямо в центре картины.





Слева - Сталин стоит спиной, положив руку на глобус. За столом сидит Курчатов, справа в очках народ опознал Берию. Вообще сплошные временные аберрации - в 1960 г. какой Сталин с Берией? Подробно эту картину разобрали в этом комментарии:

"Любопытная фреска. Но исторически многое отображено неверно. Так, за столом (в центре) - Курчатов (умер 4 февраля 1960 года, т.е. зимой). А за окном - явно уже лето 1960г. На заднем плане действительно Белоярская АЭС (хотя в 1960г. она так не выглядела: на фреске в 1960г. уже присутствуют две венттрубы, хотя 1-й блок запустили в 1964 году, а второй - вообще в 1967). Но барельеф КУрчатова на ней уже есть, хотя на самом деле он появился на стене станции намного позднее: 20 апреля 1969г. Берия действительно руководил вначале атомным проектом, но он был арестован и расстрелян в 1953г. (т.е. задолго до изображаемых событий)... Из фигур вокруг Курчатова: слева (стоит) - может быть, первый директор эксплуатируемой АЭС В.П.Невский. Хотя, может, это и не он. Справа, скрестив руки на груди - похоже, второй директор БАЭС В.М.Малышев. А вот похожий на Берию - это мог быть и Моисей Львович Колмановский, директор строящейся БАЭС (в предпусковой период он передал станцию Невскому). Он, говорят, был лысоват и в круглых очках".



1991-2001 - и снова Екатеринбург, уже не Свердловск.



на этом фрагменте можно тоже поиграть в угадайку :) Я узнала Ельцина и Росселя, рядом с ним архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.


железная дорога, памятники, лето 2012, Екатеринбург, лето 2009

Previous post Next post
Up