Давным-давно я делала серию постов про екатеринбургский музей Свердловской Железной дороги. Первый пост был про
историю дороги и вокзала в Екатеринбурге, подробный и иллюстрированный. В этом году мы съездили на вокзал, чтобы осмотреть его внимательно - а то вечно бываем там то с чемоданами, то поздно вечером - в общем не до экскурсий. А тут вот решили все посмотреть, заснять и в ЖЖ показать. Тем более что в 2002 году екатеринбургский вокзал преобразился, его украсили фресками - не вокзал стал, а музей истории края. Вокруг фресок в свое время шли разговоры - на них изображены разные исторические деятели, в том числе Берия, Сталин...
Но сначала все же покажу здание вокзала, привокзальную площадь, а потом и фрески порассматриваем.
Экскурсию мы начали на задворках вокзала, на одноименной улице - Вокзальной:
у водонапорной башни
Недавно построенное здание, относящееся к вокзалу - прямо особняк в Кусково, не меньше
на вывеске - Уральский филиал РЖД, а ближе и точнее не прочла, не полезла через будку и закрытый шлагбаум
серое здание тоже относится к вокзальному комплексу, правда, внутри мы были только в магазине "Товары в дорогу", а вот что на втором этаже, не знаю, к сожалению. На фото видно и современное здание вокзала
* * *
Итак, о самом вокзале. Первый железнодорожный вокзал в Екатеринбурге был построен в 1878 г. по проекту архитектора П.П. Шрейбера при строительстве Уральской горнозаводской железной дороги. Здание живо-здорово, отремонтировано и в нем находится музей Свердловской Железной дороги, очень интересный.
Шли годы, облик железной дороги менялся. В 1910-1912 гг появился новый железнодорожный вокзал (фото 1933 года):
В 1939 году вокзал был реконструирован. Архитекторы Г.П. Валенков и В.И. Смирнов.
лестница, ведущая на главный перрон - она есть и сейчас, мы увидим ее дальше
позднее к зданию вокзала были пристроены крылья и арка, через которую сейчас проходят к лестнице на перрон. Фотография из книги "Свердловск", 1966 г. (другие иллюстрации из книги можно посмотреть
тут)
И фото конца 70-х гг. - практически таким вокзал мы видим и сейчас
Современная фотография, найдена в Сети. Сделана она явно рано утром - днем там от машин не протолкнуться
Таким мы впервые увидели свердловский вокзал. Хоть и типичный такой советский вокзал, но он нам понравился - строго-серый, с колоннами. Но недолго ему суждено было пребывать в таком строгом классическом виде. Летом 2009 года к саммиту ШОС его решили подшпаклевать и раскрасить. И теперь он вот такой, переливается всеми цветами радуги:
Чтобы никто не забывал, где именно мы находимся: на границе Европы и Азии!
Люблю снимать табло прибытия и отправления поездов на вокзалах, некая "примета времени". Это старый снимок, в этом году я, замешкавшись, не сняла табло, а когда вспомнила, уже отошли от вокзала и решили не возвращаться. Поезда еще уходят со станци Свердловск-пассажирский, теперь же станция называется "Екатеринбург".
Вот вид вокзала в еще до-окрашенном состоянии, сверху (из набора открыток "Екатеринбург. Выше радуги"). Видна и надпись "Свердловск"
Из книги
Свердловск. Справочник-путеводитель. 1983 год:
"Свердловск - крупный железнодорожный узел. В семи направлениях уходят поезда, связывающие Урал с европейской частью страны, Сибирью, Дальним Востоком, Средней Азией, Казахстаном, Украиной, северными городами Свердловской области. Фирменный скорый поезд «Урал» курсирует между Свердловском и Москвой, покрывая за 28 часов путь между нашим городом и столицей СССР.
Услугами Свердловского вокзала ежедневно пользуется около 55 тысяч человек.
На ул. Свердлова работают городские кассы предварительной продажи билетов. У городских касс есть филиалы на Химмаше, Вторчермете, ВИЗе, УЗТМ. Производится доставка билетов на дом. На вокзале одновременно работает тридцать две кассы.
У вокзала установлены билетопечатающие машины. Здесь можно купить билеты на пригородный поезд. Справки о движении поездов можно получить либо по телефону, либо прямо на вокзале в справочном бюро. Кроме того, к услугам пассажиров автоматические справочные установки. В холле вокзала установлено современное табло с телемеханическими указателями об отправляющихся составах.
На вокзале есть комната отдыха и комната матери и ребенка. К услугам пассажиров ресторан и многочисленная сеть розничной торговли".
Но как ни был хорош Свердловский вокзал в 1983 году, его собирались перестраивать - и капитально перестраивать. Вот проект Уралгипротранса реконструкции железнодорожного вокзала. Конкорс над путями. Но так и остался в виде проекта.
Перед вокзалом большая площадь, а на ней один из известнейших в Екатеринбурге памятников - памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. Установлен он в 1962 году, скульптор В.М.Друзин, П.А.Сажин, арх. Г.И.Белянкин. В народе он называется просто: варежка.
Надпись на постаменте, который по очертаниям напоминает танк - ведь корпус-то танковый: Героям Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. воинам Уральского добровольческого танкового корпуса от трудящихся свердловской области.
Очень славную фотографию привокзальной площади с памятником я нашла на том же свердловском сайте. Снята она из окна одного из номеров гостиницы "Свердловск".
И на саму гостиницу "Свердловск" надо посмотреть. Большое здание прямо напротив вокзала. До этого лета здание было прикрыто строительной тряпочкой, и мы все думали - что же с ним делают, не иначе, какую-то красоту наводят. Боялись, как бы не покрасили в один ансамбль с вокзалом... Но все вышло гораздо хуже.
Но на фото это еще гостиница «Свердловск» на 600 мест, самая большая в городе, была построена в 1969 году по проекту архитектора А.Б. Фишзона. Фотография 70-х гг. (
источник)
Здание это хоть и не такой символ города, как водонапорная башня на плотинке, но в советские времена попадало в альбомы, наборы открыток и книги по Свердловску и даже на почтовые конверты :) Ведь вот приехал на поезде, вышел на привокзальную площадь - и сразу вот она гостиница одноименная:
А этим летом ремонтную тряпочку со здания гостиницы сняли, и оказалось, что больше это не Свердловск вовсе, а Marins Park Hotel
* * *
Ну а теперь посмотрим само здание вокзала. Войдем мы в него не через главный вход, там толкотня и пассажиры. А через арку - которую, помните, добавили в какой-то момент.
и поднимемся по лестнице на перрон
мимо вот такого барельефа:
арка увенчана небольшой Европой-Азией
Только почему Азия оказалась слева от Екатеринбурга, а Европа справа?
и перрон - люблю перроны очень! И поезда люблю :)
по забавному совпадению подходил поезд, которым мы сами пару дней раньше приехали в Екатеринбург. Сообщением Казань-Новый Уренгой
вокзал празднует юбилей РЖД
вывеску уже поменяли давно: Екатеринбург. В эту дверь мы и войдем в здание вокзала сразу на второй этаж, в залы ожидания
там очень красивые холлы и лестничные марши
витражи в окнах
есть и лепнина
а вот и залы ожидания - и росписи под потолком в больших плафонах. Таких залов два, по 6 картин в каждом.
барельефы, связанные с историей железной дороги. Покажу все вместе уже, не разделяя на залы:
а это даже не настоящее, а какое-то очень будущее, экспресс Чикаго-Екатеринбург?
Ну а теперь сами "фрески". Появились они в 2002, и вокруг них разгорелись дебаты про Берию, которого увидели сразу, и Сталина, которого разглядели гораздо позже - он там спиной стоит. Сама я узнала темы картин не везде, что не знала - прочитала вот
в этом посте.
Первая картина - это 1581 г, Ермак идет покорять Сибирь
1598 г. - годом раньше основано Верхотурье. На берегу Туры, похоже, Свято-Троицкий собор
1686 г. - построен первый ярмарочный гостиный двор в Ирбитской слободе (стационарное строение для Ирбитской ярмарки) - спасибо комментариям в посте про вокзал :)
1723 г. - основание Екатеринбурга. В белом камзоле Татищев, наверное?
В 1830 г. нашли первые изумруды на Урале. Крестьянин-смолокур Максим Кожевников «нашел между корнями вывороченного дерева несколько больших кристаллов и обломков зеленого камня, которые и самое место найдения показал двоим своим товарищам. Все они копались в корнях и под корнями и нашли еще несколько кусочков, из которых поцветнее взяли с собой в деревню, а потом привозили для продажи в Екатеринбург» (
отсюда).
первые изумруды, найденные Кожевниковым, были плохого качества. Они находились в разрушившейся жиле, потеряли цвет и покрылись трещинами. Поэтому скупщики самоцветов в Екатеринбурге приняли их за «худые аквамарины» и купили «по самой малой цене».
Когда командиру гранильной фабрики Яковe Васильевичe Коковинw сообщили, что в городе появились странные камни, то он попросил достать для него образец. Превосходный знаток камней, Яков Васильевич сразу же понял, что это не аквамарин, ибо, как сообщал он в Петербург, «тяжесть и крепость несравненно превышают оный, отлом чище и стекловитея… а при сравнительных пробах оказался крепче иностранного изумруда».
Коковин осстановил цепочку, по которой пришел к нему обломок изумруда, и добрался до Кожевникова. Дотошно расспросив смолокура, Коковин сразу же начал энергично действовать. Несмотря на январскую стужу, он вместе с рабочими выезжает на место, указанное Кожевниковым. В мерзлой земле бьют один шурф за другим и - попадают на жилу изумрудов!
1833 г. - отец и сын Черепановы из Нижнего Тагила построили первый паровоз.На втором плане картины - Лисья гора и нижнетагильский завод
Увидев эту картину, я в спешке почему-то подумала, что она последняя в серии - все вознеслись на небо, и на этом все. Но оказалось, что все впереди.
1917-1922 - белые и красные, расстрел царской семьи в доме Ипатьева.
В небесах уже готовится спуститься им на голову Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших - каждый раз, когда надо написать его название, лезу в яндекс!
1929 - 1934 - строительство УЗТМ - Уральского завода тяжелого машиностроения.
крупнее строители Уралмаша. За столом сидит Борис Глебович Музруков - директор Уралмаша с 1939 по 1947.
1945-1945. В Свердловск во время ВОВ кто только не был эвакуирован, и производства работали всю войну, обеспечивая страну. В центре - памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса, "варежка"
1956 - 2000. Свердловск спортивный
1960 г. Сбит Пауэрс - прямо в центре картины.
Слева - Сталин стоит спиной, положив руку на глобус. За столом сидит Курчатов, справа в очках народ опознал Берию. Вообще сплошные временные аберрации - в 1960 г. какой Сталин с Берией? Подробно эту картину разобрали
в этом комментарии:
"Любопытная фреска. Но исторически многое отображено неверно. Так, за столом (в центре) - Курчатов (умер 4 февраля 1960 года, т.е. зимой). А за окном - явно уже лето 1960г. На заднем плане действительно Белоярская АЭС (хотя в 1960г. она так не выглядела: на фреске в 1960г. уже присутствуют две венттрубы, хотя 1-й блок запустили в 1964 году, а второй - вообще в 1967). Но барельеф КУрчатова на ней уже есть, хотя на самом деле он появился на стене станции намного позднее: 20 апреля 1969г. Берия действительно руководил вначале атомным проектом, но он был арестован и расстрелян в 1953г. (т.е. задолго до изображаемых событий)... Из фигур вокруг Курчатова: слева (стоит) - может быть, первый директор эксплуатируемой АЭС В.П.Невский. Хотя, может, это и не он. Справа, скрестив руки на груди - похоже, второй директор БАЭС В.М.Малышев. А вот похожий на Берию - это мог быть и Моисей Львович Колмановский, директор строящейся БАЭС (в предпусковой период он передал станцию Невскому). Он, говорят, был лысоват и в круглых очках".
1991-2001 - и снова Екатеринбург, уже не Свердловск.
на этом фрагменте можно тоже поиграть в угадайку :) Я узнала Ельцина и Росселя, рядом с ним архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.