В январе я побывала на экскурсии Лизы Давидович (
godinerl) в доме-музее Бялика. С января этого года один раз в неделю музей открыт для посещения в вечерние часы. В эти часы в музее находится дежурный экскурсовод. И дважды раза в месяц в эти часы проводит экскурсии на русском языке Лиза. Тем, кто ничего не знает про Бялика, тем, кто немного знает про Бялика, тем, кто думает, что все знает про Бялика - очень рекомендую освободить вечер и сходить на экскурсию!
Про Хаима Нахмана Бялика есть масса всего в сети включая и переводы его стихов (а может и публицистики?) на русский, найти можно все. Поэтому только покажу фотографии с экскурсии.
Дом-музей находится на улице Бялика в Тель-Авиве. Улица названа именем поэта не посмертно, а при его жизни. То есть Бялик жил на улице Бялика, вот прямо так. Дом стоит на небольшой площади и очень необычен:
Более полное впечатление о здании передают старые фотографии:
это был самый большой и красивый дом на улице:
Построил дом архитектор Иосиф Лазаревич Минор, внук московского раввина Зелика Минора, в 1924 году. И строил он его под чутким руководством будущего владельца - Бялик вникал во все детали постройки. Вот открытка с одним из эскизов дома:
Очень интересны подписи внизу чертежа:
и завизировано Бяликом: "Принимаю как предварительный эскиз для разработки согласно данным участка".
Осмотрели дом и сад - а точнее, то, что осталось от сада Бяликов - можно входить в дом. Кстати, сад Бялик планировал так же тщательно, как и дом - его проектировал специалист, в саду росли 7 видов растений Земли Израиля. Сейчас там остались пальмы и инжир, большую часть сада выкорчевали после смерти Бялика.
Точно тут жил Бялик? Керамическая табличка работы художественной мастерской "Бецалель" утверждает, что да!
Экскурсия начинается с невероятно красивого зала - гостиной-приемной в синих тонах. Это настоящий цвет стен этой комнаты - его восстановили, сняв со стен 6 наслоений краски - ведь в этом доме чего только не было: библиотека, издательства, союз писателей. И каждый хозяин дома красил, ремонтировал, улучшал и приводил в порядок. Так вот под шестью наслоениями краски был подлинный - тот самый, который мы видим сейчас в музее.
Колонны зала покрупнее
Керамическая плитка с мотивами, связанными с Землей Израиля, перекликается с плиткой на камине. Керамика работы мастера Зеева Рабана
На стенах - картины, которые хочется рассматривать долго-предолго. "Хасид" Реувена Рубина (1933)
картина Шмуэля Овадьяу "Арабская деревня в горной местности" (1924)
ваза на камине
Следующий зал - столовая.
Слева от входа - стендер Иеошуа Равницкого, друга и соавтора Бялика, а над нам изумительная картина Иосифа Минора (архитектора этого дома) "Дом Бялика ночью"
В этой комнате все подлинное - мебель, посуда. Мебель тут не обычная, она сработана руками столяра Авраама Криницы, по совместительству мэра Рамат Гана в течение 43 лет (с 1926 г.., 12 каденций подряд!). Криницы любил говорить: «Любой столяр может стать мэром, но не всякий мэр захочет остаться столяром!»
Загадочные часы, которые иногда начинают петь "Атикву" - гимн государства Израиль. Часы были изготовлены часовщиком специально для Бялика, но владелец их не увидел - они прибыли в Тель-Авив через год после его смерти.
Циферблат на часах не с цифрами, а с буквами еврейского алфавита, а на стрелках - буквы «аин» и «тав». Они составляют слово «эт» - что в переводе с иврита значит «время». Но есть и другое объяснение. Это первые буквы слов «Тора» и «Авода» (работа), две вещи, которые, как считал Бялик, не могут существовать друг без друга.
На второй этаж мы поднимаемся по лестнице в холле. На лестнице - увеличенные снимки Бялика и его жены Мани.
Тех снимков в хорошем качестве у меня нет, но есть отсканированная открытка:
На втором этаже очень богатая экспозиция как в комнатах, так и в холле. Вообще в музее много-много-много всего, и осмотреть внимательно то, что там есть, за одно посещение невозможно.
Библиотека Бялика.
Центральное место в ней занимают еврейские книги - Танах, Талмуд (Вавилонский и Иерусалимский), мидраш, книги по алахе и т.д. Также книги поэзии средних веков, современная ивритская литература, книги по грамматике и ивриту, еврейской философии, искусству и многим другим темам
Так же есть много книг на идиш, русском и немецком, много книг, подаренных Бялику авторами, с посвящениями и автографами.
Когда Бялик уезжал из Одессы, ему не позволили вывезти книги. Вернулась же библиотека к хозяину самым мистическим образом. В 1929 году к человеку по имени Рабинович, ожидавшему парохода в Одессе, подошел старый еврей. Он рассказал Рабиновичу, что в Одессе осталась большая библиотека еврейского поэта Бялика, которую ему не разрешили взять с собой. И не сможет ли господин Рабинович захватить с собой драгоценные книги? Конечно, их тоже не разрешат вывезти, но мы что-нибудь придумаем - сказал старый еврей. Так, правдами и неправдами, книги достигли Палестины и были возвращены владельцу. Счастливый Бялик обнял и расцеловал Рабиновича со словами: «Нас спасут только евреи из России!»
Кабинет Бялика
Над столом - портрет Ахад Аама и картина Хаима Лифшица "Бялик и Равницкий работают над "Агадой"
стол Бялика
правая сторона комнаты - за круглым столиком Бялик сидел со своим секретарем, который под диктовку записывал ответы на многочисленную корреспонденцию
На стене - портрет жены Бялика, Мани, работы Хаима Гликсберга
В углу комнаты - портрет Льва Толстого работы художника Леонида Пастернака (литография, 1908 г.) Эту литографию Бялик привез из Одессы. Бялика и Пастернака связывала многолетняя дружба. У Бялика есть большое эссе об Аврааме Лейбе Иосифовиче Пастернаке, где он восхищается его позицией по отношению к своему народу - в отличие от всяких "Антокольских и Израэльсов". Не знаю, есть ли перевод эссе на русский, но на иврите оно доступно в сети, прочитала его с большим интересом. Переведу небольшой отрывок, где Бялик пишет как раз о портрете Толстого - перевод неряшливый, но смысл донесу:
"Толстой был привязан к Пастернаку. Великий старец, которому было не чуждо позерство, с охотой позировал художникам. Ему нравилось быть "материалом" для их творчества, нравилось смотреть на свое изображение. С того дня, как он познакомился с художником Пастернаком, он полностью доверился его кисти. Долгие часы он терпеливо просиживал перед художником, и когда картина казалась удачной, он радостно звал домашних посмотреть на работу. Портреты Толстого работы Пастернака очень известны. Есть много вариантов: "Толстой в окружении домашних", "Толстой за работой", "Толстой на прогулке", "Толстой в окружении писателей и художников" и др. На всех картинах мы видим Толстого в его простоте и величии. Самая известная его работа - это "Толстой в своем кабинете", она производит особое впечатление. Толстой - простой старик, крестьянин, в простой одежде, у деревянного простого стола, работает над рукописью. В этой картине - простота и величие. Старик, который выглядит как переписчик святых рукописей (софер стам), который пишет святые книги в уединении и святости, или как "скрытый праведник". Картина отличается от других, реалистичных, своей возвышенностью".
Холл второго этажа
среди интересных экспонатов - купюра 1970 года с портретом Бялика, и открытка
Есть в этом доме и детская комната. У четы Бяликов не было детей, но комната эта для тех детей, который приходят к поэту в гости сейчас, в наше время. Там проводятся занятия и встречи с детьми
Есть и "волшебный шкаф" с замечательными рисунками Нахума Гутмана
шкаф читает стихи Бялика - надо только открыть дверцу :)
Как я написала, своих детей у Бялика не было, но был у Хаима Нахмана Бялика "друг детства" - хотя детство этих друзей пришлось на совсем разные годы. Их совместный портрет находится в витрине детской: Бялик и Арье (Лева) Лифшиц. На фотографии трогательная надпись Бялика: "Моему маленькому другу на память. Х.Н. Бялик. В тот месяц, когда цветут деревья". Бялик и Лева общались и гуляли по субботам.
Отец Левы был богатым купцом, образованным человеком, дружил с Леонидом Пастернаком. В 1924 году семья переехала в Израиль, мальчик учился в тель-авивской гимназии "Герцлия". Лева Лившиц со временем стал Арье Элиавом, известным израильским общественным деятелем и политиком. Он был первым секретарем израильского посольства в Москве, был инициатором и руководителем строительства новых поселений в Негеве на границе с Египтом. Автор публицистических книг и очерков, обладатель многих премий и наград. Умер Арье Элиав в 2010 году.
В холле есть очень интересная стена, рассказывающая о биографии Бялика и о его двенадцати ипостасях: он был детским писателем, прозаиком, поэтом, оратором, переводчиком, редактором, издателем, учителем (море дерех), комментатором и исследователем, вдохновителем деятелей культуры, которых он также поддерживал материально; он занимался оживлением и восстановлением языка иврит; собирал еврейские рукописи самых разных эпох, в переводах и систематизации которых он видел важную работу.
Объявления об экскурсиях по музею публикуются в
журнале экскурсовода Елизаветы Давидович. Плата за вход в музей и экскурсионное обслуживание субсидированная, т.к. дом-музей Х.Н. Бялика участвует в программе "Арцейну". Эта программа была создана Советом по сохранению исторических памятников совместно с министерством абсорбции для того, чтобы новые репатрианты знакомились с историей и культурой своей страны.