Feb 12, 2012 23:39
В 2005 году в США вышла книга 33-летнего историка, публициста и автора бестселлеров Томаса Вудса с провокационным названием «Как католическая церковь создала западную цивилизацию». Чтение книги поджигает и дискуссионный запал, и самые невроятные мысли...
...Томас Вудс, ищет разные аргументы в пользу своей концепции. Но не очень убедительно. Например, он приписывает истоки либеральных идей католическим мыслителям, которые якобы воспевали созидательную силу свободного предпринимательства. Но период масштабных буржуазных революций и войн приходится на XVI-XVII века, что по времени совпало (случайно ли?) с Реформацией и зарождением протенстантизма. Кстати, в ту пору «либертарианством», в моем понимании, был как раз протестантизм по отношению к католицизму. Католицизм же воспринимался как оковы развития свободного общества.
Поргружаясь в историю «западной цивилизации», мы не можем обойти вниманием историю самой Америки, где сегодня живет автор книги. Конечно, католики открыли этот континент. Но. Английские пуритане, читай протестанты, сделали далекие северные колонии мощным оплотом современной западной цивилизации. А о католических южных территориях такое не скажешь.
На протяжении истории формирования «западной цивилизации» протестанты наступали, а католики были вынуждены занимать оборону. Этот оборонительный дух сквозит со страниц книги Вудса.
Однако в анализе истории экономических воззрений Вудс подбрасывает интересные мысли. Так, он активно восстает против протестантов-экономистов и обвиняет их в экономических ошибках. И одна из главных его мишений - «трудовая теория стоимости», которая была сформирована протестантами. Что по сути совершенная правда. И мы об этом почти не задумываемся. Основы трудовой теории стоимости мы находим у такого, как признает Вудс, «приверженца свободного рынка и экономической свободы», как англичанин (что не случайно) Адам Смит.
По мнению Вудса в основе идей Смита о том, что ценности создаются трудом, капиталом, землей, лежит вера в силу труда. А это прямое наследие учений одного из «отцов» Реформации и протестантизма Жана Кальвина. «По мнению Кальвина, - пишет Вудс, - работа любого рода была угодна Господу и представляла собой главный способ Его прославления».
Вспоминает Вудс и Маркса, который довел трудовую теорию стоимости до высшей степени абстракции.
Маркс родился в еврейской семье, но его отец принял христианство, став... протестантом. И в «Капитале» Маркс кажется мне последовательным протестантом. Он ищет ответ на вопрос о созидательном и свободном труде. Но, в том числе, находит конфликт между трудом и капиталом. Этот конфликт, описанный им, не столько утвердил в умах его последователей веру в труд, сколько создал армию «мыслителей», готовых отрицать собственность и собственников, если они в своем лице не совпадают с трудящимися. Этот конфликт вырос в доктрину социализма.
...Вудс, предавая анафеме протестантизм, ставит его на одну доску с марксизмом. Правда, приверженцы первого оказались умелыми творцами современного буржуазного общества, а последователи второго разрушали все, что связано с этим обществом. Протестанты пытались реформировать церковь и создать новые постулаты христианской веры, вторые же в определенный момент низвергли христианство как таковое, да и другие религии заодно, заменив их атеистическим поклонением идолам мировой революции...
Но может Вудс прав в своем обличении протестантов и марксистов?
Великий немецкий канцлер Отто фон Бисмарк одинаково не вопринимал социалистов и католическую церковь. Его борьба с католиками воплотилась в жесткой антиклерикальной политике «Культуркампф». Потом он обратил свой взор на рабочее движение, в среде которого идеи Маркса пользовались очевидной популярностью. Это стало даже его большей заботой. В протестанской стране, какой была Пруссия, рабочее левое движение, в основе идеологии которого лежали очень понятные протестантам идеи созидающего стоимость труда, могли представлять угрозу разрушительной силы. Генетическая память о воинствующей Реформации могла быть теперь обращена в самое сердце Германской Империи...
...Здесь самое время вспомнить про Россию, с которой у Германии при Бисмарке были довольно сложные и неоднозначные отношения. «Железному» канцлеру приписывают слова: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя». А еще он был мастером выстраивать разные альянсы и балансы. Далеко не всегда имея возможность и цель противостоять России, Бисмарк мог вполне находить такие «противовесы», которые незаметно ослабляли противника-партнера...
Читая Вудса, я задаюсь конспирологическим вопросом: а не была ли сугубо научная и вполне христанская доктрина Маркса о равноправии труда с капиталом, облаченная в форму рабочего движения, «экспортирована» в Россию? Многие же до сих пор ищут «немецкий след» в революциях 1917 года! Не являлись ли все последующие события, потрясшие нашу страну, результатом заговора, например, протестантов, включая и Бисмарка, и его последователей? У меня дух захватывает от такого хода мыслей...
...Такие домыслы, конечно, могут происходить от вульгарного и совершенно невежественного представления об важнейших идеологических корнях современного Европейского общества, к которому относится и Россия, со всей своей культурной уникальностью. Мы ведь настолько необразованны в этих вопросах, что даже не в состоянии сколько-нибудь серьезно рассуждать на эти темы. А откуда взяться другому? Убежден, что число прихожан наших церквей существенно превышает число тех, кто прочитал хотя бы выдержки из Нового Завета и уже тем более из Ветхого Завета. Мы не знаем всей глубины христианства как такового, чтобы быть осмысленно православными, которыми многие из нас себя считают.
Сегодня разворачивается дискуссия о преподавании основ религиозных знаний в школах. Тема деликатная. Здесь стоит воздержаться от крайних оценок, вроде заявлений о «навязывании проповедей детям». Но, отвергая напрочь изучение религий и их основ со школьной скамьи, мы рискуем навсегда заморозить свое религиозное невежество, как плодородную почву для произрастания любых, самых извращенных идеологий, включая известный «Культ карго», который похоже давно укрепился в самых разных слоях нашего общества...
...Так был ли заговор протестантов? Вряд ли?!... Но мы все же должны помнить, что успех любого заговора, помимо всего прочего, нуждается в толпе невежд, которых легко увлечь примитивными и невероятными идеями, суть и корни которых возбужденным невеждам неведомы...
культура,
история,
Маркс,
новости,
свобода