разница двух фильмов

Jul 20, 2009 11:46

"Событие" сразу попадает в поле сравнения с "Антихристом" из-за сюжета (кто не видел: супруги переживают драму распада союза из-за гибели ребенка), но у фон Трира существенно иначе расставлены ударения (о силе художественной реализации тем более умолчим). Фильм Эшпая зиждется на типичной фабуле русской лит-ры, которая разоблачает жлобство меркантильного мирка. Такие сюжеты хорошо удаются русским театральным актерам, умеющим рвать рубаху на груди и проч. Это одно из двух отличительных событий "События". Второе достоинство - красивый и прицельный слог, некоторые сцены стычек между домочадцами пробирают до печенок (дифирамбы по этому поводу следует адресовать Набокову за точность лексики, остроту и логику построения конфликта). "Событие" вполне традиционно для обличительной прозы горьковского размаха. Внутри этой традиции режиссер плодотворно наезжает на нравственную рыхлость русской интеллигенции, но обличителем выступают не только обстоятельства, ход вещей, но и сама главная героиня. Это значит, что в фильме Эшпая есть своя "святая" (поэтому Хаматова смотрится лучше остальных актеров, ее роль предполагает гордую осанку). У фон Трира нет такой точки опоры: под обоими героями горит земля, нельзя встать ни на одну из сторон. Оба героя растрачиваются в дым, а позиция автора не предполагает ответа на вопрос "кто виноват", поэтому зритель фон Трира вынужден сам искать выход, пребывая зажатым в клещах приобретенного образования и имеющихся предрассудков. Разницу позиций режиссеров "События" и "Антихриста", со всеми вытекающими выводами и оценочными результатами, можно описать одним предложением: Эшпай - экранизатор, а фон Трир - автор, первый инсценирует чужое, а второй говорит о личном.

"Событие", 2009, Россия, реж. Андрей Эшпай
Просмотр: 21.06.2009, конкурс "Перспективы" 31-ого ММКФ, пресс-показ в к/т "Художественный"
Оценка - 3,5 (из 6)

"Антихрист" /Antichrist/, 2009, Дания-Польша-Италия-Швеция-Франция-Германия, реж. Ларс фон Трир
Просмотр: 25.06.2009, секция "8 1/2 фильмов" 31-ого ММКФ, пресс-показ в к/т "Художественный"
Оценка - 5 (из 6)

фон Трир, 2000's, ММКФ-2009, Наше кино, Канн-2009, экранизация, Эшпай

Previous post Next post
Up