Стоило мне внутри рецензии признаться, что смотреть фильм фон Трира второй раз мне не хочется, как ирония судьбы подбросила шанс, от которого я не смог отказаться. Сегодня вместе с женой ходили на "Антихриста". ( Read more... )
Она их пока не формализовала (оно и понятно, фильм такой), но первая реакция была: те, кто обвинял фон Трира в творческом бессилии - лопухи. Т.е. эстетику и мощь провокации она оценила, дальше - неизвестность. Впрочем, как-нибудь при встрече можно будет поднять вопрос и расспросить ее об этом подробнее, а то, что я буду как испорченный телефон :)
=Аналитика отступает, гуманизм уходит прочь, опыт дает сбой, и герой, доселе делавший ставку на силу разума, по существу провозглашает жену ведьмой=
Человек религиозный в человеке (Он) не может одолеть антихриста в человеке (Она) без помощи Бога, но Бог-то для него умер... Таково положение вещей сейчас, что и проиллюстрировано.
Во-первых, я думаю, что Антихриста (именно с большой буквы) нет в любом случае. Но есть составляющая человека (в его бессознательном), которую можно назвать антихристианской в том смысле, что человек хочет быть виновным и страдающим и не хочет быть прощенным и спасенным. Трактовку картины, отправляющуюся от этого пункта, я попытался дать в своем недавнем автоинтервью. Во-вторых, я не случайно пишу не "Бог умер", а "Бог для него умер". Это ситуация, когда Христос есть, но психоанализ полагает обратное. Правда, не всякий психоанализ, но, по крайней мере, в концепциях Фрейда и Лакана Бог отсутствует.
А мне сразу захотелось пересмотреть. Хоть пока и не решился. Что ещё общего у Трира с Тарковским, так это то, что кино смотрится не "как в кино". Я тщетно пытался успокоить своё напряжение мыслями о том, что всё это игровая съёмка, что с Дефо и Генсбур всё в порядке, и т.д. - всё было слишком по-настоящему!
фон Триер как-то в интервью говорил, что ставит задачу вовлечения зрителя в происходящее на экране, как если бы он не находился где-то вне фильма. Мне кажется, что тогда, когда это удается, и возникает настоящее искусство.
Верно! Я, когда пересматривал, тоже думал об этом: люди не деревянные, и такое вживление в образы не может не оставить следа в душе и актера, и актрисы.
Для меня "Антихрист" абсолютно автобиографичен. Мне кажется, я сам пережил нечто подобное, что пережили герои этого фильма, но не решался сказать. Уж очень маргинален и болезненен этот опыт. Быть может, это психическое заболевание, быть может так дышит человеческая культура. Я все время думал, не может быть, чтобы это случилось только со мной. По косвенным признакам я понимал, что это ни так. Мне кажется, чем движим, любой маньяк, чем движима цивилизация, Чикатило и Фон Триер.
Comments 23
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Человек религиозный в человеке (Он) не может одолеть антихриста в человеке (Она) без помощи Бога, но Бог-то для него умер... Таково положение вещей сейчас, что и проиллюстрировано.
Reply
Reply
Во-вторых, я не случайно пишу не "Бог умер", а "Бог для него умер". Это ситуация, когда Христос есть, но психоанализ полагает обратное. Правда, не всякий психоанализ, но, по крайней мере, в концепциях Фрейда и Лакана Бог отсутствует.
Reply
Reply
А мне сразу захотелось пересмотреть. Хоть пока и не решился. Что ещё общего у Трира с Тарковским, так это то, что кино смотрится не "как в кино". Я тщетно пытался успокоить своё напряжение мыслями о том, что всё это игровая съёмка, что с Дефо и Генсбур всё в порядке, и т.д. - всё было слишком по-настоящему!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment