Смерть Веры - смерть человека

Mar 30, 2015 01:02



Не так давно прочитал великое произведение Фридриха Шиллера «Разбойники»...

С самого начала произведения Шиллера «Разбойники» поражает страстность, с которой герои переживают события. Поднятые философские вопросы охватывают очень многие сферы бытия человека.

В сущности, Шиллер развенчивает стереотип о немецком менталитете. Законностью и действием по правилам, то чем славятся немцы, тут и не пахнет. Франц, отрицая Бога, опускается в своем грехопадении до безумия, убив отца и оклеветав брата. Карл, страстно веруя в Бога, тоже не далеко уходит, убивая десятками мирных жителей, а в последней сцене и свою возлюбленную.

Франц Моор в первой сцене показывает свое истинное лицо. Он отрицает отцовские и братские узы, отрицает любую общественную мораль. В достижении своих гнусных целей не гнушается ничем. В течении всего произведения он интригует и лжет, разыгрывает сцены, убивая отца. Шиллер гениальный человек и он предвидит тот страшный мир, в котором человек, лишен веры в бога. Без веры человек превращается не просто в зверя, он становится хуже зверя. Изощренность зла прогрессирует. Доказательство проведения Шиллера стала фашистская Германия, а олицетворением античеловека - лагеря смерти в которых работали Францы Мооры.

В последней сцене Франц рассказывает свой безумный сон - это судный день. Шиллер хочет сказать, что даже в самом последнем подонке находится частица бога, но для таких как Франц она становится не спасением, а отравой. Когда смерть приблизилась к Францу, страх ее стал на столько велик, что превозмочь его не смогли никакие философские рассуждения, подкрепленные греховными деяниями. Он буквально сходит с ума и кончает жизнь самоубийством.

Карл Моор - атаман шайки разбойников, бесстрашный убийца, но страстный до всего человеческого. Он отрекается от человеческого общества и общественной морали после того как приходит весть, что его проклял отец (интрига брата Франца). Карл пытается убежать от самого себя, от любимого отца и любимой женщины Амалии, говоря о том, что жизнь разбойников и есть настоящая свобода, свобода от предрассудков, от закона, от страха смерти. Он борется против беззакония силами беззакония. Но он глубоко ошибается. В последней сцене один из бандитов его шайки говорит ему: «Мы поработили тебя кровью наших сердец». Он стал рабом бесчинства, мерзости и бессмысленных убийств. Искавший свободы находит рабство.



Карл Моор и его друзья, собравшись в трактире, решают стать разбойниками и уйти в богемские леса
Когда Карл встречается с Амалией и отцом в последней сцене он начинает проклинать себя до безумия. В самоотрицание он достигает апогея, он находится во власти бездны: «Убейте ее (Амалию)! Убейте его (отца)! Меня! Себя! Убейте всех! Весь мир да погибнет». Мечущаяся душа пытается вырваться из оков грехопадения, но она бессильна перед предвечной тьмой опустившейся на лес. Пред ней бессилен сам дьявол: «Сам дьявол предал меня». Ни любовь, ни покаяние не спасают душу от гибели.

Карл ненавидит свои грехи и осознает, что борьба за правое дело силами беззакония была страшной ошибкой:
«О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти закон беззаконием! Я назвал это мщением и правом! Я дерзал, о провидение, стачивать зазубрины Твоего меча, сглаживать Твои пристрастия! Но… О, жалкое ребячество! Вот я стою у края ужасной бездны и с воем и скрежетом зубовным познаю, что два человека, мне подобные, могли бы разрушить все здание нравственного миропорядка! Умилосердись, умилосердись над мальчишкой, вздумавший предупредить Твой суд! Тебе отмщение, и Ты воздашь! Нет нужды тебе в руке человеческой. Правда, я уже не властен воротить прошедшее. Загубленное мною - загублено. Никогда не восстановить поврежденного!».

Осознав свою ошибку, разбойник Моор решает отдаться в руки правосудия, которому, как он думал, так истово служил. Тем самым он встает на путь истины:

«Ноя еще могу умиротворить поруганные законы, уврачевать изра-ненный мир. Ты требуешь жертвы, жертвы, которая всему человечеству покажет нерушимое величие Твоей правды. И это жертва - я! Я сам дол-жен принять смерть за нее».

Шиллер поднимает очень серьезный вопрос: «Может ли человек подняться до Бога и вершить суд за него», автор однозначно отвечает на этот вопрос - нет. Шиллер показывает, что наказание достигает любого, кто преступил закон Божий и циника Франца и романтика Карла, которому не помогла даже любовь. Но Карл, в отличии от Франца, несмотря на все страшные испытания сохраняет Веру и остается человеком.

Шиллер, Литература

Previous post Next post
Up