ЗиЛ-Э167 (Start Scale Models)

Jan 06, 2021 11:09

После довольно большого перерыва возвращаюсь к 43-му масштабу. Модель экспериментального вездехода ЗиЛ-Э167, разработанного специальным конструкторским бюро Завода имени Лихачева под руководством Виталия Андреевича Грачева, была выпущена костромским производителем Start Scale Models еще в мае 2019 года, но осуществить задумку по зимней фотосессии удалось только сейчас.



Небольшой рассказ об истории создания СКБ ЗиЛ и колесных вездеходах с колесной формулой 8х8 был в обзоре модели ЗиЛ-135ЛМ.

Остановлюсь непосредственно на вездеходе ЗиЛ-Э167.
На основании постановления Совета Министров СССР от 30 ноября 1961 года и задания Управления автомобильной промышленности Мосгорсовнархоза от 20 декабря 1961 года Заводу имени Лихачева было поручено спроектировать и изготовить к 1 января 1963 года колесный снегоход грузоподъемностью 3,5 т в варианте транспортера для перевозки людей. На Заводе вспомнили об этом поручении только в октябре 1962 года, когда из Управления пришел запрос о ходе работ по снегоходу. Срочное задание поручили В.А. Грачеву (СКБ). Ввиду сжатых сроков для сборки снегохода использовали первый образец ЗиЛ-135Л, который разобрали, переделали раму и стали собирать агрегаты согласно новой компоновки с колесной формулой 6х6, по месту создавая конструкторскую документацию. Машина ЗиЛ-Э167 была собрана 31 декабря 1962 года - всего за два месяца - темпы, невиданные даже для СКБ.

Для движения по снегу глубиной около 1 м были использованы шины размерностью 21.00-28 от одноосного тягача МАЗ-529Е (используемого в качестве скрепера, катка, аэродромной машины и пр.), только с уменьшенным числом слоев корда до 12. Снижение слоев корда было необходимо для придания шине большей эластичности и возможности работы шин при низком давлении. Благодаря огромным колесам (внешний диаметр покрышки - 1790 мм) и бортовым редукторам, дорожный просвет составлял 852 мм.
Снизу рама вездехода была обшита листовым металлом для возможности скольжения по снегу и защиты агрегатов.
Передние и задние управляемые колеса имели независимую торсионную подвеску, а средние колеса были жестко присоединены к раме.
Для улучшения проходимости вездеход оборудовали централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и лебедкой от ЗиЛ-134, привод к которой осуществлялся от раздаточной коробки левого борта.
Для снижения веса кабина, пассажирский кузов, оперение и даже колеса были сделаны из стеклопластика. Вернее кабина была взята у «донора» ЗиЛ-135Л, а она, как известно, изготовлена из стеклопластика.Снаряженная масса вездехода составила 12 тонн при грузоподъемности 5 тонн.
Вместимость пассажирского отсека - 14 человек, кабины - 4 человека.
Как и на ЗиЛ-135Л на машине было установлено два V-образных восьмицилиндровых бензиновых двигателя ЗиЛ-375 по 180 л.с. (стандартный двигатель для грузовиков Урал), переместившихся в заднюю часть машины, бортовая трансмиссия с 3-х ступенчатыми автоматическими гидромеханическими коробками передач и 2-х ступенчатыми раздаточными коробками. Колесные редукторы были новыми с большим передаточным числом.
Так как бензиновые двигатели для тяжелого вездехода с гидромеханической трансмиссией обладали неслабым аппетитом, особенно в условиях пересеченной местности (заявленный расход - 100л/100км), то для более-менее нормального запаса хода использовалось несколько стандартных топливных баков от ЗиЛ-130 общим объемом 900л.



В январе 1963 года началась обкатка автомобиля по дорогам Московской области, после чего ЗИЛ-Э167 стали готовить к серьезным пробеговым испытаниям. На машине были установлены предпусковые подогреватели, а также отопители кабины и салона. Кабина и кузов (кроме отопителей, использующих тепло охлаждающей жидкости систем охлаждения двигателей) оснащались независимыми подогревателями-отопителями, а в кузове устанавливалась еще и металлическая дровяная печка «буржуйка».
В начале февраля 1963 года вездеход отправился по маршруту Москва - Пермь. На заснеженных асфальтированных шоссе машина разгонялась до 75 км/ч, а по снежной целине вездеход передвигался со средней скоростью более 10 км/ч. Основной этап испытаний проводился на рассыпчатом крупнозернистом снегу глубиной 700−1200 мм в окрестностях Перми. Дополнительно на испытаниях по сложному снегу (с прослойкой ледяного наста) были опробованы арочные шины 1500х840, но изначальные шины показали себя лучше.
Также было проведено сравнение ЗиЛ-Э167 с гусеничными вездеходами ГАЗ-47, АТС и АТТ на участке снежной целины глубиной 800−1000 мм. Все машины, стартуя одновременно, должны были пройти определенный отрезок, после чего, развернувшись, вернуться обратно. Достойную конкуренцию ЗИЛ-Э167 составил лишь АТС, показав чуть большую скорость движения.

В августе 1963 года вездеход прошел заводские испытания в районе деревни Чулково Московской области по определению максимальной силы тяги на песке и болоте. Тяговое усилие снегохода на песке в несколько раз превосходило аналогичное значение у ГАЗ-47 и ЗИЛ-157. Столь же уверенно ЗИЛ-Э167 преодолевал профильные препятствия. Он «взял» увлажненный суглинистый холм с травянистым покровом крутизной 42°. Но возможности вездехода не были до конца раскрыты, поскольку в районе испытаний не нашлось препятствия с большим углом подъема! Испытания также показали, что ЗИЛ-Э167 свободно двигался и маневрировал на болоте глубиной 0,8 м.

Эксплуатационные испытания по предложению Министерства газовой промышленности СССР вездеход ЗИЛ-Э167 проходил на строительстве нефтепровода Шаим − Тюмень в январе − марте 1965 года. Основную часть дорог, на которых работала машина, составляли зимники, проложенные по труднопроходимым даже в зимнее время болотам и таежным массивам. ЗИЛ-Э167 был незаменим не только при перевозке людей и грузов непосредственно по снежной целине, но и при ликвидации пробок и заторов из безнадежно застрявших машин, что намного облегчало условия движения колонн, состоящих из обычных автомобилей.

За три года испытаний ЗИЛ-Э167 прошел более 20 тыс. км, показав себя надежной и высокоэффективной машиной. СКБ ЗИЛ удалось создать колесный снегоход, который отвечал требованиям проходимости по любому снегу глубиной до 1000 мм, свободно маневрировал на целинном снегу и обладал исключительной профильной проходимостью (преодолевал заснеженные придорожные кюветы, траншеи, ямы, окопы и т.п.).
По завершении испытаний Министерство газовой промышленности готово было заказать партию из 10 машин, а Министерство обороны хотело для начала иметь 2 образца ЗИЛ-Э167. Тем не менее, вездеход так и остался опытным образцом.

Видеоролик 1963 года об испытаниях ЗиЛ-Э167, который послужил идеей для некоторых сделанных фотокадров, можно посмотреть ниже по ссылке.

image Click to view



Фото «сохранившегося» единственного экземпляра вездехода на заброшенной испытательной базе СКБ 2003 года. Судя по деформациям на фото, внешняя обшивка пассажирского отсека выполнена из листового металла.


Благодаря энтузиастам-коллекционерам, защищавшим несколько месяцев останки вездеходов Грачева на заброшенной базе от мародеров, и выкупившим их у Завода, который планировал от них избавиться, в 2003 остатки опытных вездеходов ЗиЛ были перевезены на территорию Музея экипажей и автомобилей «Авторевю».
В журнале "Полный привод. 4х4" за июнь 2005 года была статья Владимира Киреева об этих событиях. К сожалению в свободном доступе не удалось найти статью нормального качества. Ниже пара фото из этой статьи с погрузкой вездехода ЗиЛ-Э167 на трал. Сама организация перевозки негабаритной техники тоже потребовала немалых ресурсов.



На территории Музея "Авторевю" вездеходы стояли в том же состоянии под открытым небом до его закрытия в 2009 году, а затем были переданы в Военно-технического музей и позже восстановлены.

Фото на задворках музея "Авторевю" 2007 года.


Фото 2016 года восстановленного вездехода из Военно-технического музея у г. Черноголовка Московской области


Источники:
Серия статей «Автомобили для бездорожья»,
Книга «Завод и люди» под авторстовм В.Г. Мазепы (в прошлом главный конструктор ЗиЛа) и М.А. Шелепенкова,
Книга «Преодоление бездорожья: Разработки СКБ ЗиЛ» 2011 года.


О самой масштабной модели
Большинство моделей диковинной техники В.А. Грачева выходят у костромского производителя под брендом ModelPro в относительно простом исполнении и изготовлены из смолы. Но некоторые модели, как и этот вездеход, вышли и под основным брендом SSM с металлическими деталями и элементами, изготовленными методом фототравления (дворники, решетки).

Оформлена модель в лимитированной серии из 540 экземпляров с отдельной плотной коробкой. Стоимость модели на уровне «Синих птиц» от DiP Models. Детализация и качество сборки явно проще, но альтернативы, если не считать сборную модель от AVD, нет.

Хотя в 2014 году энтузиастом на Rcforum.ru был запущен проект по модели данного вездехода, предполагающий очень высокую степень детализации,



Но, несмотря на высокую степень готовности, проект так и не был доведен до конца.

Но вернемся к модели SSM.
Корпус (кабина и пассажирский отсек) изготовлен единой деталью из металла, рама - пластик. Интерьер в пассажирском отсеке слабо детализирован: лавки выполнены заодно с полом, внутренних панелей нет.
Вот так выглядит модель SSM в разобранном виде (приготовил для мойки после съемки).


Стрелками показано место установки печки "буржуйки", которая в моей модели отсутствовала. На фото сборной версии от AVD печка есть, а вот у SSM не знаю, была ли она. Будем считать, что это всё мародеры. А вот отсутствие плоского "дна" - недоработка модели. И в источниках везде говорится о том, что кабина была четырехместной, а у модели только два кресла.

Дворники и решетки на бортах выполнены методом фототравления, каждое колесо на отельной оси (шурупе), вся светотехника изготовлена отдельными деталями. Но головные фары я заменил на самодельные, т.к. родные были заляпаны клеем и криво посажены. Не понравилась слишком глянцевая окраска корпуса и надпись об изготовителе на наклонной нижней части корпуса передка, которую заметно при виде спереди. Есть имитация двигателей, элементов трансмисии и рулевых тяг.
Из доработок - изготовлены номерные знаки, закрашены корпуса задних фонарей и отверстия в выхлопных трубах.

Ну и собственно зимняя фотосессия.

Сравнение с ГАЗ-69, дающее представление о размерах вездехода...










Имитация кадров на строительстве нефтепровода Шаим − Тюмень в паре с ЗиЛ-135ЛМ...








Кадры по мотивам вышеприведенного ролика, когда вездеход "случайно" съехал с дороги...
































"На пермском снегу. Февраль 1963 г."
















Демонстрация глубины снежного покрова...












Выезд с дороги на снежную целину и обратно...










Ну и фото в естественных цветах.


грузовики, start scale models, вездеходы, 1:43, зил

Previous post Next post
Up