На Вершину 7-тысячника и Обратно. Часть 4. Делаем иглу и находим шерпов

Sep 06, 2023 20:41


Переход из Лагеря 2 в Лагерь 3. Их описание и особенности. Встреча с носильщиками. Первые ночевки на 5300 и 6100. Неожиданные трудности не сложного подъема. Место, где можно сделать настоящий снежный дом.



10-27.08.23



.........................................................................................................................................



да, было ожедаемо, что я добавлю эту картинку в качестве эпиграфа в одну из частей.

......................................................................................................................................

В предыдущих сериях

Пора осмотреться, где мы

Лагерь 2 , 5400 м

Мои товарищи остались у подножья лагеря, у скопления палаток, которое я со Сковородки принял за спонтанный лагерь. Оказалось, это Лагерь 2 от «Ермачка» , видимо они наверху не поместились.



Можно заметить девушку с маской. Похоже, такое здесь тоже практикуют. Гид вёл ее выше

А вон основной лагерь, на горке. Там палатки остальных турфирм



Было 13.40 дня. Долгий вышел подъем, около 9,5 часов. Но это в пределах нормы. Я скинул кошки и рюкзак и наконец мог перевести дух. Не тут то было.



Трещины были повсюду. Многие - присыпаны слоем песка и камней. Казалось бы, ставь палатку прямо на пяточке, где лежит рюкзак. Я решил осмотреть основной лагерь.



И.... просто не смог туда подняться! Даже крошечный подъем представлял из себя идеально гладкий, скользкий лёд, немного присыпанный песком. А потом... Нужно было перепрыгивать через огромные трещины.





Я уверяю своих читателей, что они лишь на фото кажутся такими безобидными. Чтобы попасть ну другую сторону, нужно было перешагнуть с очень скользкого ледяного края, такого же как на подъеме только что. Я был без кошек, и сделать это сейчас просто не мог. Одевать их ради разведки было лень. Так что делаю лагерь там, внизу, выбрав место, казавшееся безопасным. При внимательном изучении позже я увидел, что там полно трещин так же.



Пришлось ставить палатку на льду, причем с большим уклоном. Спать было безумно неудобно. Ручей с водой был в верхней части лагеря, куда я сегодня не добрался, так что я топил ледовую крошку.



Когда я только пришел, пить хотелось безумно, воды нигде нет, топить снег долго. Я выдернул из снега несколько крупных камней ( собственно, какие поддались) и под ними было достаточно воды, чтобы наполнить термос не один раз. И отлично напиться ледяной водой. Был солнечный день, фирн подтаивал и вода еще активно стекала в эти чащи. Ближе к вечеру мои «источники» смерзлись, все-таки пришлось топить. Заставил себя вечером съесть «куриный суп» на ужин. От неестественного запаха сублиматов тошнило. Но я все съел. Но больше я к сублиматам на горе не притрагивался.

Впервые за день я выдохнул. Переход закончен, лагерь сделан, вода заготовлена. Было несколько приятных вечерних часов, когда уже не жарко, еще не холодно. Я наслаждался этим огромный снежным массивом, бесцеремонно уходившим куда-то вверх.



Ночевка на 4400 прошла отлично. Только всю ночь скатывался.

16 августа

Переход из 2 в 3 лагерь должен был быть самым легким из всех. Ровно 2 км расстояние, и 700 метров подъема. Идти 5-6 часов. Встал я в 9 утра. Примерно в это же время просыпался весь лагерь, группы уходили в обе стороны и на подъем и на спуск. Вот только кто-то встал, просто надел штаны и пошел. А мне все собирать, подсушивать вещи. Решил потратить немного времени, подзарядиться от солнца, вчера до конца не успел. Наконец, часам к 11 , выхожу. Чертыхаясь, перескакиваю, уже в кошках, трещины в лагере. Их на пути в основной лагерь оказалось несколько. Люди, решившие делать здесь лагеря, реально психи. Было ощущение нахождения в каком-то постапокалиптическом мире, где все рушится, и все выживают на осколках земли. Случаев, когда кто-то здесь улетает в трещину масса. Я точно понимаю и вижу почему. Выходить или вообще ходить по 2 лагерю вообще не желательно. Забавно было читать заметки гидов, сильно возмущавшихся, что клиенты во втором лагере копают ямки и ходят в туалет почти под палатки. Конкретно здесь я бы делал тоже самое. Ко всему привыкаешь со временем, я думаю. Проведя здесь пару дней выстроится уже понимание, где наступать можно а где нет. Но с непривычки, это место очень опасно.

Набрать воду из ручья за лагерем мне не удалось. Он еще не оттаял, с ночи.  Так что долго собираю воду с мелких ручейков. Все восходители уже скрылись  из виду, пора и мне наверх.

Подъем был стремительным и крутым. По правую сторону - беспощадная сыпучая гора. По левую - плотный пояс огромных трещин. Начались они внезапно, и были с новой модификацией - состояли в том числе из песка и камней сползающего склона. Делать какие-то выводы о прочности ледовых мостиков или краев трещины было по прежнему невозможно, теперь они еще и присыпаны песком и осмотреть трещину часто просто нет возможности. И  понять 5 сантиметров льда там под ногами или 50. Уклон был сильным, местами попадался лёд на подъемах. Внезапно у меня слетает кошка на ботинке. Бесконечно не просто было сесть на склоне с крутым углом с рюкзаком, кое-как зафиксироваться и эту кошку нацепить заново. Я подкрутил болты на пятке, как мог. Трещины здесь были страшные и глубокие. Это опасный участок. Прохожу пару сотню метров , и достигаю самых широких трещин - со стороны выглядит это как нагромождение ледяных глыб.  Уклон стал очень крутым. Песок и лед соединились окончательно. Левее зияют открытые трещины, приходится идти по «сыпухе», ибо она прямо здесь заходит на трещины. Слой песка и камней лежит прямо на скользком льду! При каждом шаге ноги в кошках уезжают, и вбиться кошками в лед под камнями очень сложно, он там очень твердый. Всего 3-4 десятка метров такого адского подъема, но отняли они такое количество сил и нервов, что описать сложно. Внизу, и слева заботливо поджидали огромные открытые трещины, в которые ты улетаешь при ошибке вообще без вариантов. Это было , пожалуй, самое тяжелое место на восхождении. Почему так получилось? Причиной, я думаю, является август. Скорее всего неделями раньше восходители шли левее, через мосты над трещинами. Остатки следов деятельности там наводили на меня эту мысль (хотя все стремительно тает, но там явно кто-то был) . Да я как я выяснил чуть позже, как раз в таких местах по границе льда и песка ходят, по льду. Сейчас «по льду» здесь просто не было. Все растаяло или было сломано восходителями.

Наконец, я вскарабкался выше основных трещин. Сыпуха тоже любезно ушла на десяток метров левее. Выше подъем был из крутых зигзагов по фирну и льду. Так же не самый приятный участок, но здесь можно было уверенно стоять и вбивать ноги и остаток крутого подъема прошел уверенно.



начало ледовых зигзагов. Тяжелый участок внизу, хорошо видно где сыпучая горка соприкасается с трещинами. Этакое горлышко. Веревка бы там не помешала , сейчас.

Всего 430 метров я прошел, но это было не просто. Поднимаемся дальше- и вот начинается нормальная тропа, вскоре выводящая на вершину гребня.



трещины встречаются и здесь, но небольшие. Детские.

Дорога не ровная, она постепенно, конечно уходит вверх. На фото выше видно вдалеке горку, оставшуюся позади. Это вершина той горы, нависающий и примыкающей ко второму лагерю. В ложбинке лядом с ней стояло несколько стационарных палаток. Так называемый лагерь 2,5 по картам должен был находиться чуть дальше, у подъема на 3 лагерь. Видимо его перенесли сюда. Иного назначения этих палаток я не могу представить. Следующий километр до финального крутого подъема прошел довольно хорошо. Я миновал рекордную для себя высоту 5642. Практически как по команде неплохо так начинает болеть голова. 2 таблетки цитрамона очень быстро устраняют это, как будто я хотел пить и утолил жажду. Даже не верится, что так может быть. Боль не притупилась , а полностью ушла. Идти тяжело, да. Дело и в грузе, и воздуха хватает лишь на пару шагов, затем нужно отдышаться. КПД движения очень низкое, ты не понимаешь, в какой момент нужно через силу сделать еще пару шагов, а когда начать отдыхать. Не ясно сколько нужно пытаться сделать вдохов, чтобы еще немного пройти. Итого выходит,  что в обычном режиме ходить очень неэффективно. Я часто и в обычных походах подбираю режим ходьбы, оптимальный для ситуации. К примеру, как ходить по глубокому снегу, болоту или ледяной жиже на льду. За прошлые дни у меня было время потренироваться здесь, и с ростом высоты ничего уже не менялось. Я делал эффективно ровно 24 шага, потом секунд 30-45 совершал резкие сильные вдохи ртом, и все повторял. Цифра нашлась в процессе, конечно. Я делал и по 30 шагов и по 28. Но именно 24 для меня в тех условиях было идеальным числом. А дальше - как и везде, ты входишь в ритм, попадает в этот транс. Ходьба - это медитация. Мне кажется, когда я нащупал нужный для себя режим, я почти не уставал. Каждый час - хороший перерыв, лежа на рюкзаке. Чашка воды с изотоником. Конфета.  Ветра почти нет, но воздух движется, не так жарко, как внизу.

Без них горы - не горы

Внезапно я замечаю позади себя 2 мужчин. Они еще очень далеко, да и рюкзаки тащут. Иду дальше, даже забыл про них. Начинаю слышать голоса. Трещат без умолку. Какие-то странные. Откуда у них силы и лишний кислород на бесполезные разговоры??? Голоса становятся громче. С удивлением замечаю, что они уже рядом. Речь какая-то очень странная. Это не английский и не китайский. И не киргизский. И тут я вгляделся в их лица... и все понял! Это гималайцы! Это настоящие шерпы!!!! И их огромные рюкзаки это подтверждали. Это были какие-то баулы даже. По бокам рюкзаков были навешаны сложенные стационарные палатки, каждая такая весит по 8-10 кг, наверное. Вес поклажи я оценить не смог, но её было много. На двоих у них было 2 палки, причем с ними шел один шерп, а второй - вообще без палок. Я просто не представлял на тот момент, как они проходили тот участок внизу. Без особых усилий, вереща безостановочно на своем странном языке, они меня обошли и быстро скрылись впереди. Что же, на лошадях здесь не проехать. Ясно , как грузы доставляют во 2 и 3 лагерь. Что здесь делают настоящие шерпы? Позже, я это узнал, что у них там, у себя, сезон довольно короткий , и всем работы вообще может не хватить. И многие уезжают на подработки на всякие мелкие горы, типо Пика Ленина. Этот эпизод моего с ними знакомства действительно похож на какой-то анекдот. Я тут только что про какие-то режимы ходьбы распинался. Даже Я пил таблетки. А тут эти два орла. Само собой , мы не будем сейчас вдаваться в детали, все и так понимают, любые сравнения с шерпами в горах неуместны. Тем не менее, не ловко получилось.

Я достиг ровного плато перед, где иногда может быть и ставят промежуточный лагерь. Само собой, здесь везде были трещины, и сама мысль сделать в этом месте лагерь казалась бы мне еще позавчера идиотской. А вот и финальный подъем на 550 метров. Скачок высоты при этом 300 метров! Можете вообразить его крутизну. Как здесь вообще можно идти вверх без веревок? Оказалось, горка, на которой стоял 3 лагерь, была покрыта хорошим фирном. Кошки прочно вбивались , глубоко и надежно. Трещин почти не было. Подъем набрал максимальную крутизну и превратился, конечно, и зигзаги, которые шли почти параллельно друг другу, заставляя гулять по склону влево-вправо.  Фактически, превращая подъем в 1000 метров длины на 300 высоты. Я увидел стрекозу, прямо на снегу. Она уже, конечно была не живая. Как её занесло так высоко? Скорее всего ветрами. Ближе к вершине погода ухудшалась, наступали минуты, когда налетал сильный ветер. Видимость падала. Но это было вообще ерундой. Медленно, тратя много сил, я поднимался, и часам к 18 вечера выполз на вершину, на 6111 метров, и оказался в 3 лагере!!



Как я выглядел по прибытию. Та самая теплая , купленная на базаре в Оше шапка. Выглядит очень странно, но она меня сильно выручила

Лагерь 3, 6100 м

Он сильно отличался, от того что я ожидал. По отчетам - небольшое скопление палаток. В реальности, сейчас - огромный палаточный город, с целыми улицами.



Здесь было палаток 50, не меньше. Я скинул рюкзак и прошелся. Вот, отдельные 3 палатки - очевидно, лагерь «Ермачек». Реально какой-то самый бедный лагерь, по сравнению с остальными.



У меня был план, занять уже чужую выкопанную под палатку «нору». Наверняка есть такие свободные, люди ведь спускаются и поднимаются все время, а снегопадов в прошлые дни не было. Я осмотрел весь лагерь. Меня постигла суровая реальность. Все покинутые палаточные «гнезда» превращаются в мусорки и в сральни, буквально. Я уже молчу про то, что снег вокруг (да и в лагере) , был весь желтый. 3 лагерь больше всего напоминает стоянку каких-то животных.

Делать нечего, придется брать все в свои руки. Беру общественную лопату ( да, здесь такая была). Как хорошо, что я, как идиот, не тащил лопату. Ну изначальный расчет был окопаться, попросив лопату. А если засыплет снегопадом, ну что же, буду откапываться , как в наших зимних походах, когда мы без лопат строим какие-то снежные убежища. А тут - оказывается есть специально для таких как я лопата. Выбрал ровное пространство - и вперед!



Под воздействием ветра, снег был отлично спрессован. Именно из такого снега делают иглу. Крупные, легкие , пористые блоки делались быстро и весили не много.



Не долго думая, я обложил палатку именно ими, лишь не значительно выкопав яму



Потратив несколько часов, можно было бы без труда построить стену в высоту палатки. Я даже не старался, но окопал её очень хорошо



Получилось здорово! Махал лопатой я часа 1,5-2. Это вместе со временем , пока ставил палатку и раскладывался.  Думаю, это самая лучшая акклиматизация здесь, в лагере. Самочувствие было отличное. Устраиваемся на ночевку.

17 августа

Наконец, можно выспаться и поваляться. Ночь прошла замечательно. Палатка изнутри обледенела. Это всего лишь замерзший конденсат.  Почти весь день я просто валялся и спал. Заготовил воды ( бензин отлично горел на высоте). Немного прогулялся по лагерю. Много кто собирался на штурм грядущей ночью. Я себя чувствовал великолепно, не верилось что я на шести с лишним тысячах. День как-то незаметно перешел в вечер. Попытаюсь немного поспать перед штурмом.

Этот подъем был легче, если бы не отвратные первые сотни метров. В связке и без рюкзака абсолютно никаких сложностей там бы не возникло. Но в таком виде, это был самый сложный ( и скорее всего рискованный) участок всего подъема в целом. Расслабляться нельзя вообще.

Описания и цифры почти закончились, а значит мы переходим с Вами на Историю и Философию. Да, следующей ночью уже должен состояться мой Штурм , но я хочу сделать паузу и следующую часть посвятить истории изучения и покорения Пика Ленина. Отдать дань уважения, так сказать. И уже после этого мы с Вами отправимся покорять вершину. Так что запаситесь терпением. Развязка близка. А следующая часть вернет нас в эпоху становления альпинизма, почти на 100 лет назад, и не только.

Часть 5

Если хотите написать сразу мне - пишите в ВК!

YouTube канал: TrekOff

Наша походная группа в Вконтакте : Trekoff

Мой инстаграмм: vladek75108

стрекоза, Альпинизм, одиночное восхождение, Пик Ленина 2023, лагерь на трещинах, иглу, Пик Ленина, трещины, шерпы

Previous post Next post
Up