Семиэтажный жилой дом, архитектор А. Г. Мордвинов. Большая Полянка, 1. Построен в 1940 г. с элементами «сталинского мавританского» стиля.
В 1773 г. на этом участке В. И. Баженов выстроил для аптекаря И. М. Вольфа „каменную Аптеку в два этажа на погребах со сводами”. В конце XVIII в. Казаков переделал здание под апартаменты для нового владельца - И. И. Прозоровского. Поставленное на видном месте, в начале улицы у моста, здание было рассчитано на круговое обозрение, что подчеркивалось и одинаковым количеством осей на всех фасадах
Во время пожара 1812 года дом сгорел, сохранились лишь стены и внешний декор. Вскоре здание восстановили. А после объединения с соседним владением княгини В. Трубецкой дом попал к дворянке Е.П. Кичеевой. В 1876 году здание купила жена штабс-капитана С.А. Брянская. Последним дореволюционным владельцем был коммерции советник и действительный статский советник Л.С. Поляков. Он сдавал дом в аренду.
Дом Прозоровского на Большой Полянке. 1906
Одна из самых лучших и красивых построек города, связанная с именами двух крупнейших зодчих - В.И.Баженова и М.Ф. Казакова, имела много сходных черт со знаменитым Пашковым домом.
История дома закончилась в советское время уничтожением уникального памятника истории и архитектуры. После революции здание арендовало жилищно-строительное товарищество «Рабстрой», которое решило провести капитальный ремонт дома - сделать новую каменную лестницу, новые перекрытия, ремонт стен и так далее, о чем было написано заявление в Управление губернского инженера.
В полученном ответе сообщалось, что в целях благоустройства города является весьма желательным скорейшее осуществление регулирования красной линии Полянки, поэтому арендатору предлагается «после сломки зарезаемых линией регулирования домов, возвести новые по красной линии». «Рабстрой» не принял это указание и пытался безуспешно добиться разрешения на ремонт, неоднократно посылая новые заявления. Вскоре Товарищество начало капитальный ремонт без согласия властей. В 1927 году, когда основные работы были уже закончены, Управление составило акт о вопиющем нарушении закона…
В 1930-х годах дом снесли, а на его месте так ничего и не построили. И ныне здесь находится открытая автостоянка.
За домом Прозоровских (как его чаще всего называют в литературе) линию улицы формировали невысокие двухэтажные дома. Это отчетливо видно на знаменитом «Открытом письме» 1908 года: «Наводнение в Москве». Сейчас на их месте стоят шести-семиэтажные корпуса. Почти на этом месте в 1940 году построен дом с угловой башенкой по проекту А.Г. Мордвинова.
Вид на Большую Полянку от Кадашевской набережной 1908. Почтовая открытка изд. «Шерер, Набгольц и К». 1900-е.
На заднем плане - колокольня церкви Косьмы и Дамиана в Кадашах
Наводнение 1908 г.1908
Улица Полянка. 1908
Улица Большая Полянка, 1947
Улица Большая Полянка, 1947
Малый Каменный мост и Болотная площадь. Вид с Кадашёвской набережной. 1947
Большая Полянка, 1 - жилой дом - построен по тому же проекту, что и жилой дом на Тверской улице, 17.
Во время массовых митингов на Болотной все фотографы хотели попасть именно сюда - в этот угловой дом с башенкой, который находится на Большой Полянке, в самом начале улицы, как раз с видом на Болотную площадь, Лужков мост, Кремль и Дом на набережной.
Архитектор Аркадий Мордвинов в первую очередь знаменит своей работой над проектом гостиницы «Украина» (в соавторстве с Олтаржевским), а также строительством домов на Фрунзенской набережной. Интересно, что в начале своего пути Мордвинов примыкал к конструктивизму, но с началом 1930-х годов от этих взглядов отказался. О чем красноречиво говорят его работы.
Дом на Большой Полянке относят то к «сталинскому ампиру», то к мавританскому стилю. И то, и другое верно: сам дом - явная «сталинка», массивная и устойчивая, как слон, а вот беседка действительно напоминает хауду - специальное сиденье, которое крепится на спину слона, для перевозки в нем важных лиц (правда, хауда - индийский термин). Кроме того, именно для мавританского стиля характерно использование башенок, арок, куполов.
Интересно, что сам этот элемент вообще был применен при создании этого дома: ведь Мордвинов считается одним из инициаторов скоростного, так называемого поточного строительства жилых домов, где, вроде бы, уже не до красот - важнее скорость стройки и качество конструкции. Данный дом один из первых в Москве был возведен с применением шлакоблоков. Но, очевидно, осознавая важность местоположения (все-таки самый центр Москвы, да еще набережная и Кремль), не забыли и о фасаде. В таком месте преступлением было бы возвести незаметное здание (хотя, кажется, это сделали раньше - построив Дом на набережной, но и тот по первоначальному замыслу должен был быть краснокирпичным, и только потом его сделали серым, поэтому здание воспринимается как мрачное).
И, кстати, в связи с тем, что с крыши дома на Большой Полянке хорошо просматривается и Дом на набережной, в котором жили многие видные члены партии и даже сама дочь Сталина Светлана Аллилуева, можно предположить, что башенка использовалась для внешнего наблюдения за «неугодными» лицами (ведь известно, что всего были расстреляны около 700 человек, проживавших по этому адресу). Но подтверждений этой версии не найти. Поэтому можно считать башенку просто декоративным элементом.
Списка знаменитых жильцов дома на Большой Полянке нет. Но при этом известно, что в одной из квартир (а именно - на шестом этаже) бывала Майя Плисецкая. Поэтому неудивительно, если в доме селились (или живут до сих пор) некоторые артисты Большого Театра, до которого рукой подать.
У дома есть и определенные неудобства: некоторые квартиры не имеют полноценных балконов-лоджий, а только французский балкон; потолки - 3 метра (а могли бы быть и повыше); есть совмещенные санузлы.