Легенды и были старого храма
Немного найдется в мире храмов, где пешеходные дорожки или тротуары проложены прямо через храм или его колокольню. В Москве такую колокольню Вы можете увидеть возле храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.
Сквозной проход через шатровую колокольню был своеобразным компромиссом, сначала колокольню хотели вообще снести, чтобы освободить место для проезжей части. Было это в 1930 году, проход в колокольне пробили в 1933 году, а еще через 5 лет храм был закрыт, но сносить его не стали. До 1930 года храм и колокольня выглядели так.
Этому событию известный поэт Андрей Андреевич Вознесенский (1933- 2010) посвятил стихотворение:
"Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.
В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?
В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают наземь голуби,
как шелуха от семечек.
Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: "Наталья…"
Почему поэт сравнивает колокольню с Нарышкиной Натальей? Дело в том, что в 1671 году в здешнем храме венчался царь Алексей Михайлович (1629 - 1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651 - 1694), которой было на момент венчания 19 лет.
Кстати, колокола на колокольне не аутентичные, они были собраны с бору по сосенке с колоколен других московских храмов. Теперь колокольню храма украшают часы с курантами, каждый час вызванивающими мелодию "Спаси, Господи, люди Твоя" и каждую четверть часа - "Царице моя Преблагая".
Факт венчания в церкви царя с царицей подтолкнул любителей причесывать факты под одну гребёнку к выводу, что крещение их сына Петра, ставшего впоследствии российским императором Петром Первым, было в этой же церкви. Этому способствовало то, что в храме с 1660 года служил священник Андрей Савинов (Постников), ставший в 1665 году царским духовником. Собственно благодаря хорошему расположению царя к своему духовнику и появилась современная каменная церковь, которая была построена рядом со старой деревянной в период с 1667 по 1679 год.
Храм постоянно посещали царственные особы, а службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.
Над воротами укреплена красивая керамическая икона, которые не часто можно увидеть.
Со строительством каменного храма связан парадокс. Патриарх Иоаким обвинил Савинова, что он построил храм без патриаршего благословения. Савинов был лишен чина, арестован и сослан в монастырь. А затем этот храм Иоаким освятил в 1679 году.
Кстати, у Вознесенского есть стихотворение "Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке" про Ивана Степанова по кличке Полубес, который построил храм:
"Названье «Неокесарийский»
гончар, по кличке Полубес,
прочел как «неба косари мы»,
и ввёл подсолнух керосинный,
и синий фон, и лук серийный,
и разрыв-травы в изразец."
В советское время в храме служили один епископ и пять священников, которые стали мучениками. Четверо прославлены в лике святых: протоиереи Борис Ивановский, Илия Четверухин и Василий Смирнов - в чине священномучеников, иеромонах Иларион (Громов) - преподобномученик.
Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: "Внутри здания под вывеской «Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывается контора по закупке у населения старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке язвительно замечало, что благодаря ее размаху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набережной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключительно закупленные на Б.Полянке иконы XVIII - XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу разрешено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины запрещен."
Вот такие истории скрываются под красивым видом.
с1,
с2,
с3