Дом Булгакова в Нащокинском переулке или Там, где наступило "наслаждение тишиной"...

Nov 09, 2016 10:49



Всего 23 фото

Ну, вот опять, - неразрешимая проблема - как писать о "Доме Булгакова в Нащокинском переулке", если этого дома нет на карте Москвы уже лет сорок c лишним? То есть - нет никакой возможности отснять этот дом. Хотя, можно,  конечно, сфотографировать то место, где стоял писательский дом, и это уже кое-что. Кстати, по очевидной случайности, большая часть этого земельного участка на красной линии Нощокинского переулка почему-то не застроена. Могу догадаться почему. Элитный дом 70-х, что занимает значительную площадь между Нащокинским и Большим Афанасьевским переулками, считался «генеральским», и очевидно «генералы» не захотели жить в доме, похожим на питерские дома «с колодцами» и пожелали лизезреть Старую Москву в Нащокинском. Вот и так, очевидно, и получилось, что на месте трехэтажной писательской надстройки» над нарышкинскими палатами земля большей частью к удивлению, пустует... Несмотря ни на что, мы отправимся на место, где стоял этот "писательский дом", где, наконец, был закончен великий труд всей жизни Михаила Булгакова - его роман о «Мастере и Маргарите».
Однако, все по порядку...
Последние годы жизни Булгакова прошли именно в Нащокинском переулке, в доме № 3/5 на улице Фурманова, ныне это Нащокинский переулок, параллельный Гоголевскому бульвару, расположенный между Сивцевым Вражком и Гагаринским переулком…
02.


Это часть того самого комплекса элитной застройки 70-х. Слева - начало Большого Афанасьевского переулка.

Однако, нам в Нащокинский...
03.



В октябре 1932 года Булгаков разводится с Любовью Белозерской и сразу же вступает в новый брак с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей верным и преданным другом последних лет его жизни, вдохновительницей и неустанной помощницей в работе. Для каждого из них это был третий брак, и венчание в церкви оказалось невозможным. Брак был зарегистрирован в районном загсе.
04.


В феврале 1934 года Булгаков с новой женой переезжает на новую квартиру - в первый писательский кооператив в Нащокинском переулке (в том самом переулке, где однажды жил когда-то в угловом доме у Павла Нащокина его друг Пушкин). На фото ниже - как раз тот самый дом Павла Нащокина, который он снимал в 1831-1832 гг. у сестёр Л.М. и А.М. Ильинских - дочерей надворного советника Ильинского (дом был воссоздан в 1970-е годы).
05.


К слову говоря, чтобы не было путаницы, Нащокинским переулок назван по имени владельца  большой усадьбы XVIII века в этих местах, - капитана Петра Федоровича Нащокина. Этой усадьбы сейчас не существует.

С 1926 года переулок официально именовался улицей Фурманова. Автор «Чапаева", Дмитрий Фурманов с оружием реквизировал для себя квартиру в особняке, выгнав семью «бывших" с маленьким ребенком и стариками на улицу, несмотря на имевшийся у них охранный мандат, и прожил свои последние годы здесь, в доме № 14. Это желтоватый особняк - слева, на фото ниже... "Дом Булгакова" стоял там, где виднеются корпуса из облицовочного кирпича. В общем, переулок вполне мог именоваться "писательским"...
06.



Давайте, все таки, для начала, разберемся, где находился этот Булгаковский дом в Нащокинском переулке.

Красным контуром выделен нынешний элитный жилой комплекс 70-х годов.
Зеленым контуром выделен дом, где жил в трехэтажной писательской надстройке над Нарышкинскими палатами, Михаил Булгаков.
Синим контуром - Дом Тарасова (Фурманова), Нащокинский, 14.
Фиолетовым контуром - "Дом с единорогом", Нащокинский, 8.
Желтым - Дом Павла Нащокина, Нащокинский, 2/4.
07.


Дом в Нащокинском под № 3 именовался, как упоминалось выше, «писательской надстройкой" - жилищно-строительное кооперативное товарищество «Советский писатель", председателем правления которого был А. Жаров, реконструировало два старинных каменных особняка (Нарышкинские палаты), объединив их и надстроив до уровня пяти-этажного дома.
08.


Вид на Дом Булгакова от Гагаринского переулка в сторону Сивцева вражка.

Некрасивая возня при распределении квартир, присущая многим кооперативам, очень раздражала Булгакова. Со слов Елены Сергеевны Владимир Лакшин записал историю о посещении Булгаковым собрания пайщиков в Союзе писателей. «Первым в списке называют Б-на. Булгаков тянет руку. «Что сделал Б-н? В чем его заслуга перед литературой?» - «О, его заслуги велики, - отвечает председательствующий. - Он достал для кооператива 70 унитазов». Булгаков снова тянет руку: «Скажите, а как он это сделал?" Тут председатель не выдержал: «Сядьте, товарищ Булгаков, ваша квартира № 44». Потом, когда они с Еленой Сергеевной встречали этого маленького, кругленького Б-на на улице, Булгаков говорил: «Смотри, смотри на него внимательнее, в нем зреет «Война и мир»!»
09.


Это фото Булгаковского дома в Нащокинском примерно около 60-х годов.

Долгожданному переезду на новую квартиру Булгаков был так рад и так торопился, что перевез Елену Сергеевну совершенно больную, с воспалением легких, с температурой 38... Михаил Афанасьевич въехал в новую квартиру с Еленой Сергеевной и её младшим сыном Серёжей 18 февраля 1934 года. У Булгакова были очень хорошие отношения с Серёжей, он занимался его воспитанием, и мальчик был к нему сильно привязан. Старший сын Женя остался с отцом, но тоже поддерживал хорошие отношения с Булгаковым.10.


Здесь - вид Булгаковского дома в сторону Гагаринского переулка. Хорошо виден на втором плане новый "генеральский" дом, к которому был пристыкован "булгаковский"...

На этом современном фото - в торце "генеральского" дома даже видны кирпичные ребра до уровне шестого этажа, посредством которых эти дома когда-то конструкционно соединялись...
11.



В начале марта Булгаков писал В.В. Вересаеву: «Свое жилище я надеюсь Вам вскоре показать, лишь только устроюсь поуютнее. Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Викентий Викентьевич! Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом! Господи! Хоть бы скорее весна. О, какая длинная, утомительная была эта зима. Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я…».
12.


Рабочий кабинет Булгакова в Нащокинском переулке.
13.


Среди соседей Булгакова по Нащокинскому переулку встречается много известных имен. Здесь жили Матэ Залка, Виктор Шкловский, Константин Тренев, Виктор Ардов, Евгений Габрилович, Семен Кирсанов, Осип Мандельштам... Булгаков был счастлив вернуться в любимые места, в переулки между Арбатом и Пречистенкой. Работая над главной книгой своей жизни - романом «Мастер и Маргарита», он должен был «подпитываться» арбатским воздухом, которым насыщены страницы его великого романа.
14.



В доме у Булгаковых постоянно бывали люди. Вот как Елена Сергеевна описывала их самых близких друзей: «У нас был небольшой круг друзей, были художники - Дмитриев Владимир Владимирович, Вильямс Петр Владимирович, Эрдман Борис Робертович (брат драматурга). Это был дирижер Большого театра Мелик-Пашаев, это был Яков Леонтьевич Леонтьев, директор Большого театра. Все они с семьями, конечно, с женами. И моя сестра Ольга Сергеевна Бокшанская, секретарь Художественного театра, со своим мужем Калужским, несколько артистов Художественного театра: Конский, Яншин, Раевский, Пилявская. Это был небольшой кружок для такого человека, как Михаил Афанасьевич, но они у нас собирались почти каждый день…».
15.



Отношения Булгакова с советской властью складывались неровно, порой мучительно тяжело для писателя. Будучи ранимым человеком, обостренно воспринимающим несправедливость, Булгаков часто страдал по вине чиновников самого высокого ранга. Его унижали, запрещали издание его произведений, постановку пьес, доводили до полунищего состояния, не давая заработать на хлеб. Сам Сталин проявлял интерес к жизни писателя, то сжимая «драконьей хваткой» его горло, то давая ему вздохнуть... Но Михаил Афанасьевич боролся и упорно работал - писал свою главную и любимую книгу, которая должна была остаться потомкам.
16.

На этом фото, наверное, наиболее наглядно видно то самое место, где стоял булгаковский дом в Нащокинском...
17.



Вот там, где мы видим громаду уродливой коробки из облицовочного кирпича в правой части кадра ниже - также можно представить, где стоял дом. Ведь, явно этот дом стоял прямо напротив "Дома с единорогом".
18.


19.



Этот Доходный дом Лазарева в неоготическом стиле вполне мог вдохновить Булгакова придать особняку Маргариты загадочный и таинственный образ, использовав волнующее слово "готический". При доле воображения мы легко можем представить, как Мастер вырисовывал жилище своей Маргариты, задумчиво лицезрея за окном готический образ этого доходного дома напротив. Известно, что «готическим» особняк Маргариты стал как раз в самых поздних версиях и правках романа «Мастер и Маргарита».
20.



На этом старом фото ниже, можно заметить левый фронтон мансарды этого самого готического особняка "с единорогом" напротив длинного дома Булгакова в Нащокинском переулке.
21.


Работа над «Мастером и Маргаритой» продолжалась свыше 12 лет. На рукописях сохранилась булгаковская пометка: «Дописать раньше, чем умереть. 30 октября 1934 г.». Писатель был уже неизлечимо болен и, как профессиональный врач, прекрасно понимал, каким будет и к чему приведет течение его болезни.22.


Михаил и Елена Булкаковы. Последнее фото. Февраль 1940 года. Фотография Константина Венца.

Писатель умирал, а великий роман оставался тогда в несведенных черновиках с разрозненными листами вставок. Елена Сергеевна у постели умирающего Булгакова обещала отредактировать текст «Мастера и Маргариты» и сделать все от нее зависящее, чтобы роман пошел в печать. «Чтобы знали... Чтобы знали...», - с трудом шептал Мастер.

10 марта 1940 года в дневнике Елены Сергеевны появилась лаконичная запись: «16. 39. Миша умер...»...

Дом № 3 по Нащокинскому переулку, тогда еще улице Фурманова, был снесен в 1976 году. Уже всему миру было ясно, каким большим писателем был Михаил Афанасьевич Булгаков - в 1962 году увидела свет «Жизнь господина де Мольера», в 1963 были опубликованы «Записки юного врача", в 1966 - «Белая гвардия», в 1966-1967 - журнальный вариант «Мастера и Маргариты», в 1973 - полный текст романа... Начался настоящий культ Булгакова...
23.


"...Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает Уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки Смерти, зная, что только она одна успокоит его...".

"...- Слушай беззвучие, - говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я..."...

Этот пост выпущен в память о Мастере, чья жизнь была до краев наполнена болью, страданием, борьбой, творчеством и... земной любовью...

Источники:

Елена Хорватова. Переулочки Михаила Булгакова. Часть 3.
Википедия

Vladimir d’Ar, 2016

булгаков, мастер и маргарита, дом мастера в нашокинском, дом булгакова в нащокинском переулке

Previous post Next post
Up