Всего 27 фото
Этот восхитительный дом-особняк в Нащокинском переулке, 8, прежде всего, интересен тем, что, по всей видимости, именно он послужил тем романтическим образом для Михаила Булгакова, который и дал характеристику особняка Маргартиты как «готический». На самом деле, все не так сложно. Известно, что «готическим» особняк Маргариты стал как раз в самых поздних версиях и правках романа «Мастер и Маргарита». В то время Булгаков как раз и жил в Нащокинском переулке. Мало того, та самая трехэтажная писательская надстройка над нарышкинскими палатами, где Булгаков, наконец, получил свою полноценную квартиру площадью 47 кв.м., находилась как раз напротив этого удивительного здания. Мне пока не известно, куда выходили окна квартиры Булгакова, но с большой долей вероятности мы можем вполне представить, как Мастер вырисовывал жилище своей Маргариты, задумчиво лицезрея за окном готический образ этого доходного дома, построенного для почетного гражданина Москвы Константина Федоровича Лазарева.
Таким образом, этот Дом Лазарева в неоготическом стиле вполне мог вдохновить Булгакова придать дому Маргартиты загадочный и таинственный образ. Готика, вообще, будит воображение, поскольку в коллективном безсознательном человечества она прочно ассоциируется с романтикой, тайнами, легендами, чудесами, загадками, таинственными существами и лелеемой любым человеком встречей со своей единственной и неповторимой Любовью. Сама мысль о готическом особняке, в этом смысле, сразу же отпускает воображение читателя. Булгаков как профессионал хорошо знал об этих писательских приемах, что говорит о его богатом образном внутреннем мире. Можно только представить, как разгулялась бы его неуемная фантазия в отсутствие ограничений его времени и того мрачного и обескураживающего Мастера человеческого окружения.
Нащокинский переулок, что между Гагаринским переулком и Сивцевым Вражком, вполне можно назвать "писательским" по определению. В 1933-1993 годах Нащокинский назывался улицей Фурманова в память о советском писателе Дмитрии Андреевиче Фурманове (1891-1926). В 1919 году он был комиссаром 25-й дивизии, которой командовал В.И. Чапаев. В 1923 году Фурманов опубликовал роман «Чапаев», на основе которой был создан известный одноимённый кинофильм. Фурманов жил в этом переулке в особняке под номером 14 с 1923 по 1926 годы. С его историей и историей самого Фурманова относительного обитания его в этом особняке можно ознакомиться
вот здесь.
02.
Булгаков жил в доме кооператива писателей (он снесён в конце 1970-х). Здесь он провёл последние годы жизни (1934-1940 гг.). В 1933-1934 годах здесь жил Осип Мандельштам, он был арестован в этом доме, сюда же вернулся в 1937 году из ссылки; из других жильцов здесь обитали - Всеволод Иванов, Илья Ильф, Юрий Нагибин, Николай Панов, Владимир Буковский. Об этом доме будет отдельный репортаж.
Вот там, где мы видим громаду уродливой коробки из облицовочного кирпича в правой части кадра ниже - как раз стоял дом, где и находилась трехэтажная "писательская надстройка" - жилищно-строительное кооперативное товарищество "Советский писатель". Оно реконструировало два старинных каменных особняка (Нарышкинские палаты ), объединив их и надстроив до уровня пятиэтажного дома. Здесь жил Булгаков со своей третьей женой Еленой Сергеевной Булгаковой. Ведь, явно этот дом стоит прямо напротив "Дома с единорогом".
03.
В 1993 году переулку вернули прежнее название - Нащокинский, по фамилии владельца некогда большой усадьбы XVIII века капитана Петра Федоровича Нащокина. Этой усадьбы сейчас не существует.
К слову, о "писательском переулке", однофамилец Петра Федоровича - Павел Воинович Нащокин (1801-1854 гг.) жил в двухэтажном доме на углу с Гагаринским переулком. Он являлся ближайшим другом Пушкина, учился с ним в Благородном пансионе при Царскосельском лицее. Это как раз он одолжил Александру Сергеевичу фрак для венчания, это он упал в обморок, узнав о гибели поэта, это было о нем, про кого Пушкин сказал однажды, - «Всем вам я нужен зачем-то, а любит меня один Нащокин…»)
04.
"Симпатичнейший" человек, фантазёр и весельчак, гурман и картёжник, кутила и транжир, Нащокин десять раз в своей жизни разорялся и вновь становился богачом. Но спасали его не везение в азартных играх, а периодически умиравшие родственники без наследников, так что пушкинская фраза «наследник всех своих родных», возможно, впервые была сказана не только про Онегина…
Это как раз и есть его дом - Нащокин его снимал в 1831-1832 гг. у сестёр Л.М. и А.М. Ильинских - дочерей надворного советника Ильинского (дом был воссоздан в 1970-е годы). Здесь у своего друга П.В. Нащокина и бывал А.С. Пушкин. Сейчас в здании располагается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
05.
Однако, немного об истории дома номер восемь. Этот зеленоватый дом с изображением единорога с барельефом над входом и головой химеры на эркере, построил архитектор Пётр Щекотов в 1897 году. Здание богато украшено портиками, резным декором, фигурными вставками, мозаикой, другими сложными архитектурными элементами и стилистически выделяется среди других домов Нащокинского переулка.
06.
В 2005 году была произведена реконструкция здания, несколько изменившая его облик. Однако, по мнению москвичей и москвоведов, в целом получилось неплохо, в отличие от схожих реставрационных проектов.
07.
Особого интереса в ходе этой реставрации заслуживает работа специалистов из Центра историко-градостроительных исследований - они отступили от первоначального вида здания, но зато сумели воссоздать дух готики, разместив на фасаде изображения фантастических существ, в авторском проекте отсутствовавших.
08.
Так, на эркере здания появилась голова химеры, а над аркой бывшего проходного двора - единорог. Изящные, даже миниатюрные украшения не совсем соответствуют авторскому стилю Петра Щекотова, поскольку архитектор предпочитал более крупные элементы декора.
09.
Если охватить взглядом фасад этого дома, - образ единогрога и головы химеры на эркере, настолько естественно и гармонично смотрятся, что без них дом, наверное, выглядел бы уже просто стилизованным неоготическим особняком, при реставрации подвергшимся обычной коммерческой девелоперской операции по подготовке его к продаже. Тот самый редкий случай, когда «всех» «всё» устроило)
10.
Восхитительный единорог!
11.
12.
Говорят, что ранее, на месте химеры, находилась короткая выступающая часть металлическая опорной конструкции, поддерживавшей эркер.
13.
Стоит обратить внимание на форму лепнины - явно стилизованные изображения лилий как на гербе Валуа.
А ведь Маргариты и является, согласно роману, королевским потомком де Валуа.
14.
Довольно брутальная химера!)
15.
...Местные жители уже начали «вспоминать» о том, что по бокам от въезда в арку стояли две каменных тумбы с изображениями единорогов, якобы исчезнувшие в процессе ремонта. Однако, если внимательно присмотреться к старым фотографиям, вышеупомянутые «тумбы» «с единорогами» изначально отсутствуют.
16.
17.
Также в ходе последней реконструкции был надстроен мансардный этаж для увеличения «выхода полезных площадей». Удивительно, но при первом взгляде из переулка эту двухуровневую мансарду совершенно не видно. Так, что можно говорить о бережной реставрации, и даже реставрации «с любовью».
18.
Давайте, рассмотрим еще некоторые архитектурные детали "Дома с единорогом".
19.
20.
При увеличении видно всё те же геральдические лилии в декоре балкона этого дома.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Сейчас в этом здании - так называемый «офисно-жилой комплекс». Верхние этажи и мансарда относятся к жилому фонду, а нижние, включая и цоколь, - доступны в качестве коммерческой недвижимости. В частности, в цокольном этаже находится полностью подготовленное для создания клубного ресторана помещение с подсобными и кухонными отделениями с отдельным входом с Нащокинского переулка. На первом этаже расположены офисные помещения общей площадью 364 кв. м. с отдельным входом со двора. На верхних этажах - со второго по пятый, находятся пять квартир площадью от 90 до 250 кв. м. Оборудован подземный паркинг и наземная стоянка. После реконструкции это здание общей площадью около 2500 кв.м. еще совсем недавно продавалось за, что-то около, 38 млн. долларов или около 2,5 млрд. рублей)
27.
"Дом с единорогом" вызывает всецело теплое и комфортное ощущение. Здесь нет той самой мрачной готики, характерной для средневековых зданий Европы. Готика здания, а правильнее, неоготика, наоборот, создает оптимистичные нотки у лицезреющего и инициирует на позитивные эстетические переживания. С большой долей вероятности именно образ этого доходного дома Лазарева и побудил Булгакова назвать Дом Маргариты "готическим".
Источники:
Переулочки Михаила Булгакова. eho_2013. LiveInternet.
Нащокинский переулок:
http://anothercity.livejournal.com/651527.html.
И другие
© Vladimir d’Ar, 2016