Дом Ф.О. Шехтеля для торгового дома В.Ф. Аршинова в Старопанском переулке

Jul 30, 2016 09:18



Всего 19 фото

Раньше, я практически, не касался Московского модерна и не потому, что в столице для меня «закончились церкви и монастыри» как объекты творческого вдохновения), вовсе нет. Всегда важен внутренний порыв, в том числе и в съемке архитектуры. Раньше, я не фотографировал, специально и с пристрастием, эти шедевры русского модерна, отмечая их случайными снимками и восхищаясь возвышенной фантазией, изяществом, совершенством и изысканностью богатства идей русских архитекторов. Сейчас же, после свежего взгляда на Космодамианскую церковь и Старопанский переулок в целом, Дом Аршинова, что находится рядом с Космодамианской церковью, вдохновил на написание этого материала, да, и в общем, возможно, о многих шедеврах Шехтеля.

Федору Осиповичу Шехтелю принадлежит особая роль в формировании облика центра Старой Москвы, он является одним из крупнейших зодчих рубежа XIX-XX столетий. Как-нибудь, я остановлюсь на его творческой биографии, но сейчас, хочу написать об одном из первых творений Шехтеля в стиле модерн, что находится в Старопанском переулке. Старопанский переулок (Космодамианский) - одна из древнейших улиц Москвы, где чудом уцелела удивительная церковь святых Космы и Дамиана Римских, о которой я уже недавно рассказывал, и, кстати, в этом же материале излагал и историю переулка, если кому интересно.

Однако, мне не терпится рассказать об этом творении Шехтеля по двум причинам. Во-первых, земельный участок, на котором возведено это здание, принадлежал именно Космодамианской церкви из моего недавнего репортажа. История умалчивает на каких условиях этот участок, почти напротив Космодамианской церкви, на противоположной от нее стороне, был сдан в аренду или продан, но в 1900 г. на нем уже было построено конторское здание (Старопанский переулок, 5) для торгового дома "Аршинов и Ко", возможно, к тому же, это и самое первое столичное офисное здание в стиле модерн. Во-вторых, хочется по подробней и самому узнать о Федоре Осиповиче, кто смог превратить центр Москвы (в некоторой степени) в удивительную сказку, - понять, почувствовать в архитектурных шедеврах, мысли, чувства и эмоции человека, что безусловно, жили, живут и будут жить в его архитектурных творениях и после нас. А заодно - передать свое ви́дение его работ. Так, что вместе, мы узнаем чуть больше о родном городе.
1899-1900-е года были чрезвычайно продуктивными для Шехтеля. Он построил или реконструировал десятки архитектурных объектов в Москве. Всего же, по состоянию на 2014 год известно более 210 работ зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Сохранилось около 86 сооружений, возведённых по проектам Шехтеля. Большинство из них являются объектами культурного наследия и находятся под охраной государства.

Безусловно, две яркие жемчужины Старопанского переулка - Церковь Космы и Дамиана Римских и Дом Аршинова архитектора Ф.О. Шехтеля. Они совсем рядом, как вы видите. Старопанский переулок очень тесный и темный для съемок и сфотографировать Дом Аршинова "в фас" почти невозможно, для этого нужен сверхширокоугольный объектив, которого  в моем арсенале пока нет. Но, тем ни менее, мы постараемся...)
02.



Заказчик и владелец дома Василий Федорович Аршинов родился в 1854 году в городе Саранске Пензенской губернии в семье купцов. Одиннадцати лет его отдали «мальчиком» в лавку. В мае 1872 года Василий Аршинов пришел в Москву и устроился в магазин владельца Даниловской мануфактуры В.Е. Мещерина на Пятницкой улице. И всего через десять лет он уже был владельцем собственной суконной лавки (она была поблизости, в доме Мещеринова на углу Старопанского и Богоявленского переулков), арендатором и устроителем дачной местности Новое Царицыно площадью почти в один гектар. В 1884 году он создал торговый дом «Аршинов и Ко».
03.


В.Ф. Аршинов много сделал для своих сыновей. Для старшего сына Владимира он выстроил в своем доме на Большой Ордынке небольшую минералогическую лабораторию, которая переросла в первый и единственный в дореволюционной России частный научно исследовательский институт - «Литогеа», и обсерваторию с крупным 4,5 дюймовым телескопом от Цейс. Младший сын Сергей был страстным поклонником музыки. Для него Василий Федорович организовал в Саратове строительство и оборудование первой провинциальной консерватории в России. Кстати, дом № 32 по Большой Ордынке принадлежал купеческой фамилии Аршиновых.

Для строительства этого собственного здания торгового дома «Аршинов и Ко» Василий Федорович пригласил архитектора Фёдора Шехтеля, как уже и упоминалось, с которым был хорошо знаком. В.Ф. Аршинов состоял старостой церкви Иоанна Предтечи под Бором, интерьер которой в 1896 году начал перестраивать Шехтель.

Федор Осипович Шехтель
04.


Главная тема фасада здания - гигантское арочное окно, занимающее три этажа, по бокам фланкированное эркерами и сверху имеющее этаж с частым ритмом окон. Этот прием был излюбленным в творчестве Шехтеля (Торговый дом «Боярский двор», торговый дом М.С. Кузнецова на Мясницкой). Похожее арочное окно есть и в пассаже Гагарина архитектора Клейна на Кузнецком Мосту.
05.



Зодчий идет к рационализму облика зданий от их каркасной структуры. В доме Аршинова оставлены видимыми тонкие стойки каркаса. В результате торговый зал каждого этажа превратился в напоенное светом единое помещение. Только почувствовав заложенную в каркасной конструкции красоту - ее воздушность и пространственность, Шехтель смог создать этот строгий деловой интерьер, предшественник интерьеров "Боярского двора", Ярославского вокзала и Художественного театра. Композиция фасада строится на ритмической повторности акцентов, соответствующих вертикалям стоек каркаса, разделенных поверхностями стекла, заполняющими плоскость фасада здания от одной вертикали до другой.
06.



Декор фасада тут используется во многом традиционно, он «спорит с ритмом» окон, пластика деталей диссонирует с хрупкой поверхностью стекла. Вообще, официально считается, что этом здании «неприятна диспропорция между размером огромных окон и декором». Очевидно, ограниченная площадь земельного участка выходящего в переулок, определила наличие этого единственного окна, но, которое, по моему мнению, придает зданию просто уникальный и захватывающий внешний вид, которому тесно здесь и, что рвется на простор.
07.



Замковую часть окна украшает эффектная женская маска. В отделке здания применена темная серо-зелено-аквамариновая керамическая плитка, хорошо сочетающаяся со светло-зелеными оштукатуренными поверхностями и белыми декоративными лепными деталями. В здании сохранились первоначальная столярка и некоторые мелкие детали оформления (часто упоминаются сохранившиеся в интерьере дверные бронзовые ручки). Несмотря на свой небольшой размер, здание монументально, благодаря архитектурным формам и крупным декоративным лепным деталям.
08.



В архитектурном образе здания почти столь же определенно, как вертикальные, выделены горизонтальные членения. Новая форма горизонтальных окон, их ряды, сильными обручами охватывающие здание, получили поддержку в лентах междуэтажных тяг, четкой линии плоского железобетонного карниза. «…Он останавливает бег пилястр, словно наталкивающихся в своем стремительном движении вверх на его плиту, и встретив это препятствие, закручивающихся в энергичный завиток кронштейнов, имеющих в угловой и центральной частях вид женских головок….».
09.


Рассмотрм повнимательней декор Дома Аршинова...
10.



Образ девы очень живой, "с мыслью и чувством"...
11.



Еще две женские головки эркеров...
12.



13.



14.



15.



Нижняя часть декора эркеров
16.



17.



18.



В настоящее время в здании сдают в аренду офисы и магазины на первом этаже. Из множества сегодняшних арендаторов меня привлек, почему-то, центр раскрытия внутреннего потенциала «Точка Сборки»)

Это вид Старопанского (Космодамианского) переулка (на фото левее) - с Большого Черкасского.
19.



Дом Шехтеля в Космодамианском переулке меня, по-особенному, поразил своей воздушностью, стремительностью и изысканностью форм. Действительно, дому Аршинова тесно в Старопанском переулке, и он визуально рвется на столичный простор. Именно эта работа Шехтеля положила начало его покорению Москвы архитектурным стилем модерн.

Источники:

Портал Архитектор Федор Осипович Шехтель: малле.рф.
И другие

© Vladimir d’Ar, 2016

шехтель, архитектура, модерн, дом аршинова

Previous post Next post
Up