Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех

Jul 19, 2016 14:23



Всего 23 фото

Эта маленькая, уютная трогательная церковь постоянно взывала ко мне, чтобы рассказать о ней. Во-первых, она принадлежит к так называемым шатровым церквям, к которым у меня всегда было очень трепетное отношение, во-вторых, в 80-х годах, я работал совсем недалеко, можно даже сказать, что в метрах пятидесяти от нее); часто проходил по Старопанскому переулку и, даже, сейчас помню, как сжималось сердце от того вида в котором пребывал тогда этот поруганный храм. Сейчас Храм Космы и Дамиана Римских в Старых Панех восстановлен и, можно сказать, что чисто внешне (и внутренне), знаменует собой непокоренность городским каменным джунглям и неподвластность разрушительным богоборческим временам в нашей стране. Далее под катом - история этой церкви, частью Старопанского переулка и, немного о Косме и Дамиане, когда то очень популярных святых на Руси.

Старопанский переулок совсем не большой - он идет от Биржевой площади к Большому Черкасскому переулку. Старопанский переулок, по моему мнению, сумел сохранить в своей тихой сути неповторимый дух Старой Москвы. В средние века переулок входил в древнейшую часть Москвы - Великий (Большой) посад. В конце XIV столетия в непосредственной близости от переулка было устроено первое, после стен Кремля, городское укрепление.

Прежнее имя Старопанского переулка - Космодамианский - произошло от названия церкви, уцелевшие, но отреставрированные остатки которой, еще чудом стоят в этом переулке. История строительства здания церкви подробно не исследована - известно, что тут находились две церкви, стоявшие рядом - Космодамианская и Иоаннозлатоустовская (ставшая позднее приделом).

Сейчас мы находимся в Большом Черкасском и смотрим на Старопанский. Там, где переулок поворачивает левее и, видно трехэтажное здание с мебольшим мезонином,  на противовположной стороне переулка - как раз и находится Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех.
02.



Здание слева, за которым фактически "спряталась" церковь - доходный дом М.Я. Лопатина (архитектор Н.В. Никитин).
03.



Деревянная церковь Космы и Дамиана была построена в 1462 году на пересечении дорог, ведущих из Занеглименья и Заяузья к Боровицкому холму. Алтарь ее - один из древнейших в столице. В 1564 году она сгорела и на её месте была построена новая в камне. Это был двухсветный четверик, увенчанный пятью главами. Некоторые источники называют храм домовой церковью бояр Шеиных. В XVII в. церковь так и называлась по соседям ее "за Степановым двором Годунова", "за двором боярина Михаила Борисовича Шеина", "за двором стольника Семена Ивановича Шеина" или "в Панех".

По московской легенде в этой церкви венчался Иван Грозный со своей шестой (!) женой Василисой Мелентьевой. Ее называли даже не "женой", а "женищем", подчеркивая этим, вероятно, необычность такого брака. Она была пострижена царем в монахини после того, как он заметил ее, "зряшу яро" на своего оружничего, который поплатился за это своей жизнью. Сам факт церковной церемонии бракосочетания вызывает сомнение, ибо церковь отнюдь не одобряла матримониальные устремления царя, да и то, что он венчался здесь, в деревянной церкви, где-то в переулке, также заставляет сомневаться в достоверности этого рассказа.
04.



В XVI-XVII столетиях здесь было урочище «Старые Паны», где находился польский панский двор, торговое и дипломатическое представительство Польши в Москве. Об этом упоминается еще в 1508 году, здесь жили поляки. Народ нередко называл это место просто «Паны». А поскольку рядом с церковью помимо польского представительства находилась слобода, где жили патриаршие певчие, то к названию церкви добавилась приставка «в Певчей слободе» или в «Старой Певчей».

По данным же археологов, в частности Фролова М.В., делавшего раскопки в храме Космы и Дамиана в 1993 году, здесь было древнее поселение еще в домонгольское время (к XII веку) с еще более древним могильным курганом. Подобные курганы во многих местах (на Севере, в Ярославской, Ивановской, Владимирской областях, на Алтае, в Поволжье) называются Панами. Причем, легенды Панами называют не только сами курганы, но и неведомое и таинственное племя Панов, живущих под землей в этих курганах. Возможно, что место кургана и назвали Панами, возможно курганов было несколько (например в Ивановской области их больше сотни группами от 4-х до 25-ти), отсюда и название - "Паны", или по старому - "Пане".
05.



В 1640 году к церкви Космы и Дамиана, оказавшейся на территории слободы патриарших певчих, с севера был пристроен Успенский придел. В 17 в. жителями певческой слободы в 1640 г. была инициирована необычная для древнерусского зодчества двухшатровая пристройка. Тогда церковь получила второе название - Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей. Возможно, что около 1650 г. была выстроена северная (выходящая в переулок) часть здания с Успенской церковью, перестроенная в 1803 г. - тогда пристроили к уличному фасаду портик и построили колокольню из кирпича, оставшегося после разборки церкви Жен Мироносиц на Никольской. Во время Петровских преобразованный польский двор был преобразован в полотняную фабрику. Ее основателям - Ф.А.Апраксину, П.А.Толстому, П.П.Шафирову предоставили многочисленные налоговые послабления, в результате чего фабрика на Ильинке стала одной из крупнейших в Москве.

В 1803 году здание было перестроено в стиле классицизма, получив новую трапезную и колокольню. Её древнейшая часть - Космодамиановский храм, по которому до революции Старопанский переулок назывался Космодамиановским. В церкви имелся еще один придел - в честь Иоанна Златоустого, но в 1878 г. его упразднили.

Вид на церковь со стороны полотняной фабрики на Ильинке.
06.

А здесь - со Старопанского (Космодамианского) переулка.
07.


08.


Советское время отразилось на этом храме самым ужасным  образом. Уже в начале 20-х годов ХХ в. его закрыли. И, несмотря на то, что в 1926-1927 гг. советским архитектором Д.П. Суховым была предпринята попытка реставрации церкви как памятника истории и архитектуры (кстати, в результате уничтожившая следы первоначальной постройки). Храм заново увенчался двухшатровым завершеним, восстановлена древняя форма порталов и наличников. В ходе строительства здания «Промбанка» с запада земельного участка, были снесены колокольня и трапезная.

В 1931 г. с храма сняли статус памятника и не только уничтожили все результаты реставрационных работ, но и вообще превратили в некую безликую каменную массу. Трапезную с колокольней, как уже отмечалось, снесли еще до реставрации Сухова, в 1930-е же разобрали апсиду, перестроили своды, стены обложили кирпичом, заложили портал, а на месте западной части старинного храма Космы и Дамиана выстроили административное здание (все, что от осталось от строения храма - его восточная часть - теперь и составляет алтарь современной церкви). Вся архитектурная лепнина и отделка была просто грубо срублена.

Ужасное зрелище, не правда ли!?
09.


В 1995 г. у храма началась вторая жизнь: возобновились богослужения и одновременно началась очередная реставрация. В храм возвращены былые святыни, в частности, крест-мощевик, бережно хранимый прихожанами в годы гонений, установлен новый иконостас.

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах: Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября), Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля), Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября). Церковь с Старых Панех посвящена Косме и Дамиану Римским.
Косма и Дамиан Римские. Косма и Дамиан - братья родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-285). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами» (бессребрениками).

Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.
10.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным». Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней. Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Называли братьев, как и других заморских святых, по-русски: Кузьма и Демьян, и, даже, часто считали их единым персонажем. Они срастались как в распространенную фамилию Космодемьянские, так и в единый праздник Кузьминки. Кузьминки были летние и зимние: 14 июля и 14 ноября.
Помимо покровительства кузнецам Кузьма с Демьяном помогали молодоженам (выковывали семейные узы), считались врачевателями и упоминались в заговорах, защищали домашнюю птицу. На летние Кузьминки устраивали девичьи праздники, Зимние же Кузьминки были своеобразной анти-масленницей, считалось, что на Кузьминки приходит настоящая зима. Девушки делали Кузьку: набивали мужскую одежду соломой, выбирали для чучела невесту и устраивали потешное венчание. После этого Кузьку относили в лес и сжигали.
11.


Фасад церкви, выходящий в Старопанский переулок.
12.


13.



В 1912 году цена квадратной сажени земли (2 м. 13 см х 2 м. 13 см) в Китай-городе достигла 1200 рублей. Но проект не был реализован, так как причт, священник П. Архангельский и церковный староста С. Бубнов приняли другое решение. Они получили разрешение построить вдоль восточной границы церковного участка протяженное «трех этажное здание с подвалом для нужд церкви». Проект разработал и вел строительство архитектор Николай Аркадьевич Шигаев. В подвале дома находились отопительные камеры и склад церковных вещей. В 1-м этаже был магазин свечей, масла и квартира просвирни. Во 2-м этаже - библиотека и помещение для дворника. В 3-м этаже - ризница и помещение церковника. Дом выстроен в 1913 году. В настоящее время здание занимает «ЭРГОБАНК» (Старопанский пер. 4, строение 1).

Мы видим это здание в правой части кадра.14.



В 1925 году был создан Торгово-промышленный банк СССР. В 1926 году правительство приняло решение расширить шестиэтажный корпус банка по Старопанскому переулку за счет сноса церкви Косьмы и Дамиана. Это вызвало протест специалистов «Главнауки» и реставраторов. После ожесточенной борьбы за спасение древнего памятника Китай-города удалось добиться компромиссного решения. Для расширения корпуса Торгово-промышленного банка СССР были снесены колокольня и трапезные церквей Успения и Козьмы и Дамиана 1803 года. На основном объеме церкви Козьмы и Дамиана были проведены углубленные натурные исследования, разработаны два варианта проекта реставрации. Проект реставрации разработал и осуществил в 1926-1927 годах, как уже отмечалось, известный архитектор и реставратор Дмитрий Петрович Сухов.
15.



Если заглянуть за металлический забор церкви - то мы увидим совсем маленький дворик церкви.

Южная часть комплекса - церковь Успения Пресвятые Богородицы и трапезная 1803 года построены на месте старого погоста. В 1911 году разработан, одобрен Московской Духовной Консисторией и утвержден к строительству Техническим Советом в Петербурге обширный подвал под всей свободной территорией церковного двора Козьмы и Дамиана, некогда занятой приходским кладбищем. За церковью Космы и Домиана - мы видим смежную с ней, уцелевшую часть, церкви Успения Пресвятой Богородицы.
16.



Из исследований городских ландшафтов средневековой Москвы: «…Церкви, поставленные на краю леса, а также исследованный участок в Старопанском пер. (где определены следы верхового болота, а пахотный горизонт отсутствует) отстояли от берега реки Неглинной на 500-700 м. Поскольку в районе Лубянской площади и ул. Лубянки левый берег представляет собой крутой склон, малопригодный для распашки, ширина древнего поля составляла около 400-500 м. Возможно, дополнительным аргументом в определении края поля в нагорной части Китайгородского плато может служить обнаружение на месте Богоявленского монастыря и у церкви Козьмы и Дамиана, что в Старых Панех, нескольких погребений, содержащих инвентарь, характерный для курганных могильников. Существование здесь раннего языческого могильника в докняжеский период вполне вероятно…».
17.

18.


19.



На другой стороне Старопанского перулка, напротив Космодамианской церкви, находится Торговое здание (1860-е, 1887, 1891, архитекторы Н. В. Никитин, В. Г. Залесский, М. И. Никифоров). Старопанский переулок, 3-1. Сейчас мы в его дворе. Из его арки виден вход в церковь в переулке.

Двор охраняется - здесь поликлиника Управления Делами Президента. Фотографировать здесь не разрешают, поэтому я успел сделать всего одно фото. Вот - в арке здания - охранник идет ко мне - запрещать фотосъемку...)
20.



Вернемся в Старопанский переулок и бросим последние пару взглядов на церковь Космы и Дамиана...
21.


22.



Замечательная церковь. Ее два изящных вызвышенных шатра напоминают нам о подвиге Космы и Дамиана, об исцелении не только тела, но и нашей души.

Ну, пожалуй, вот и все, что удалось "накопать" по этой церкви.
Надеюсь, Старая Москва приоткрыла нам еще одну славную страницу своей Истории.
23.



Источники:

Москва в церквах. Храм Космы и Дамиана в Старых Панех. Портал.
Сайт, посвященный Храму Космы и Дамиана в Старых Панех: http://www.kosma-i-damian.ru/
Бойцов И.А. Реконструкция ландшафтов средневековой Москвы. В кн.: Природа, № 4. М., 1997.
Романюк С.К. Из истории московских переулков. М., 1988.
Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панах, 1564 г., 1640 г., 1803 г." по адресу: г. Москва, Старопанский нер., д. 4, стр. 2.
Википедия.

© Vladimir d’Ar, 2016

Москва, Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех, Старопанский переулок

Previous post Next post
Up