Всего 9 фото
Одно время я, частенько спеша, проходил мимо этого красивого классического здания с высокой башней. Раньше мысли не посещали задуматься над историей этого сооружения, но вот, однажды, поздней осенью, когда листвы уже совсем нет и, у нас появляется замечательная возможность снять уникальный объект городской архитектуры таким каков он есть, я все же, остановился и отснял несколько общих планов этого примечательного здания. Поиски в сети легко определили его как Сущевскую полицейскую часть, хотя по внешнему виду, точно также легко, можно было сказать, что это пожарная каланча. История этого архитектурного объекта начала понемногу раскрываться…
Я, вообще, люблю писать о московской городской архитектуре, когда появляется неосознанный внутренний порыв, так было и в этот раз...
В конце XVIII века, здесь, на Селезнёвке, располагалась усадьба действительного статского советника Д.Киселева, состоявшая из главного дома и нескольких деревянных служебных построек. В 1817 году городские власти выкупили у Киселёва земельный участок для устройства Сущёвской полицейской части с пожарным депо. Сущёвская полицейская часть как учреждение функционировала с 1786 года, но именно в этом месте в середине XIX столетия, главный дом усадьбы был перестроен по проекту известного московского архитектора Михаила Доримедонтовича (Дормидонтовича) Быковского.
Из архитетктурного описания: На глади стены дома выделяются тяжелые белокаменные междуэтажные и подоконные тяги и карниз с модульонами, крупные плоские наличники окон. В центре фасада выступает ризалит, несущий каланчу с такими же широкими архивольтами проемов восьмерика.
02.
Одновременно на участке были возведены строения полицейских и пожарных служб, арестантский дом. Тогда же главный дом украсила и пожарная каланча, с отдельными перестройками сохранившаяся до наших дней. В старину на верхней площадке каланчи нес службу часовой, в обязанности которого входило немедленно сообщать о замеченном пожаре. В таких случаях на мачту поднимались шары и флаги (в ночное время - фонари), которые в определенном сочетании оповещали обывателей, в какой части города начался пожар. Если внимательно присмотреться к верхней части шпиля - можно заметить металлические завитушки таких подвесов.
В 1898 году здесь, по приказу обер-полицмейстера, была организована одна из первых городских станций скорой помощи, принимавшая срочные вызовы, но, по началу, только у должностных лиц, таких как дворники, ночные сторожа и только на улицах… Транспорт, естественно, был гужевым.
03.
Сущевский полицейский дом на Селезневской улице. 1913 г.
В Сущевской части в разное время содержались такие знаменитости, как игуменья Митрофания (обвинялась в мошенничестве) и поэт Владимир Владимирович Маяковский, посаженный за участие в организации попытки побега группы женщин из Новинской тюрьмы. Он сообщал своей сестре на волю: «Дорогая Люда... Сижу опять в Сущевке, в камере нас три человека, кормят или, вернее, кормимся очень хорошо» и просил привезти ему книги и рисовальные принадлежности…
Были и попытки побега из Сущевки. Так, однажды, трое заключенных сбежали из полицейской части пробравшись на волю через выгребную яму.
04.
На заднем дворе Полицейской части иногда устраивались показательное публичное сожжение запрещенных властями книг. Гиляровский упоминает о Сущёвской части в своей книге «Москва и москвичи» и в любопытном контексте: «Было и ещё одно занятие у пожарных. Впрочем, не у всех, а только у Сущёвской части: они жгли запрещённые цензурой книги. - Что это дым над Сущёвской частью? Уж не пожар ли? - Не беспокойтесь, ничего, это «Русскую мысль» жгут». «Там, в заднем сарае, стояла огромная железная решетчатая печь, похожая на клетку, в которой Пугачева на казнь везли. Когда было нужно, её вытаскивали из сарая во двор, обливали книги и бумаги керосином и жгли в присутствии начальства. Чего только не заставляло делать пожарных тогдашнее начальство, распоряжавшееся пожарными, как крепостными! Употребляли их при своих квартирах для работ и даже внаем сдавали».
Последний такой случай сожжения книг в истории Москвы произошел в 1888 году - это была уже книга самого Гиляровского «Трущобные люди». Дядя Гиляй вспоминал: «С заднего двора поднимался дым. Там, около садика, толпа пожарных и мальчишек. Снег кругом был покрыт сажей и клочками бумаги. В печи догорала последняя куча бумаги: ее шевелил кочергой пожарный. Пахло гарью и керосином, которым пропитался снег около печи»…
05.
Описывается курьезный случай с командой пожарных Сущевской части. Ее задействовали, по разрешению обер-полицмейстера Арапова, в театральной постановке «Хижина дяди Тома» в 60-х - 70-х гг. - пожарных загримировали под негров и одели в полосатые куртки. Во время действия, брандмейстеру доставили срочную записку о пожаре на Никольской. Все пожарные прямо в гриме и театральных костюмах бросились к своим каретам на тушение… На следующий день весь город говорил о скором конце света, поскольку по его улицам мчались на повозках черти, дуя в сверкающие трубы…) После этого события и вышел приказ, запрещающий использовать пожарных в театральных постановках.
06.
Если продолжать в том же духе - возможно, именно первый крупный штраф за неправомерную автопарковку на Сущевке выписал околоточный надзиратель Дмитрий Быков купцу Николаю Алексееву в 1911 году, кто припарковал свой «Бенц» прямо напротив выхода одной из церквей, перегородив прихожанам вход и выход…
Также примечателен городской приказ по Сущевской части: «Городового вице-унтер-офицера Егорова за пьянство и буйство во время несения постовой службы посадить на хлеб и воду на две недели, пожарного служителя Коноплева за небрежное и жестокое обращение с лошадью и оскорбление унтер-офицера наказать 140 ударами розог»… Что ни говори, а публичная огласка о проступках чиновников в городе была на высоте)
07.
В настоящее время в Москве осталось только две пожарные каланчи - Сущевская и - вторая, Сокольническая, что находится рядом с метро "Сокольники". Есть еще и Рогожская, но это сейчас банальный бизнес-центр на Таганке. Сущевская каланча была восстановлена в недавнее время. Архитектура здания в целом характерна для второй четверти XIX века. Реставрация здания произведена в 1970-80 годах.
Сейчас в здании располагается центральный музей МВД, который был создан в середине 1970-х годов по приказу министра МВД СССР Н.А. Щелокова. Предполагалось, что его экспозиция будет, главным образом, состоять из "вещдоков" по громким уголовным делам. Музей изначально задумывался как ведомственный, только для посещения сотрудниками МВД.
В музее хранятся подлинные документы, боевые награды, фотографии, личные вещи, рассказывающие о тех, кто стоял у истоков создания правоохранительных органов, боролся с преступностью в 20-е годы, годы ВОВ, о тех, фотографии и документы по истории органов и войск НКВД-МВД СССР, кто поддерживает правопорядок сегодня.
08.
Экспозиция музея иллюстрирует историю органов МВД (и его предшественников) и их деятельность в наши дни. Следует отметить, что просто так в этот музей не попадешь, а только в форме организованной экскурсионной группы по предварительным заявкам и только в будние дни.09.
Такова краткая история Сущевской полицейской части и любопытные отрывки исторической информации о ней, к счастью, дошедшие до наших дней.
Источники:
...Отовсюду, понемногу...
© Vladimir d’Ar