Всего 18 фото
С Покровским монастырем не все так просто. Первое - рассказать о нем очень хочется, и прежде всего, потому, что именно здесь находятся мощи святой Матроны, к которой выстраиваются огромные очереди страждущих для поклонения. Второе - это, фактически, самое закрытое для публичного фотографирования место в православной Москве. И не просто закрытое - запреты выражаются в такой категорической форме, что ты, даже, не успеешь сделать подобную попытку, как окажешься в окружении неприятного вида молодцов «в возрасте», очень напоминающих своими действиями внешне, еще памятно знакомых нам мрачно-агрессивных бритоголовых персонажей лихих 90-х. Каким-то непостижимым образом такая неэкологичная обстановка и великая московская святая оказываются в непосредственном и странном единении.
Конечно, кто-то скажет, нечего лезть в монастырь "со своим фотографированием", когда у людей такие проблемы и их фотографировать, типа, нельзя. Но все совсем не так радужно. Я, например, зашел в этот день поснимать архитектурные памятники и сам монастырь, безо всякой привязки к дешевым попыткам сфотографировать огромную очередь к Матронушке, как ласково и любя называют ее москвичи. Было совершенно четкое ощущение, что дело тут совсем не в этом, а чем-то другом - очевидно, в практическом, жестком и отвязанном нежелании публично соглашаться с показом неимоверного количества людей как потенциальных клиентов-жертвователей монастыря.
Тотальный запрет на фотографирование не только вызывает реакцию отторжения к церкви у любителей московской старины, но и показывает в своей циничной форме отношение к посетителям монастыря в целом - ты как будто находишься под тяжелым и неприятным присмотром «большого брата», что с неудовольствием взирает на тебя как на человека, появившегося безо всякого спроса, наводящего здесь свои порядки и не являющегося потенциальным источником пожертвований. И, хотя, прямой агрессии в физическом виде не проявляется, в момент, когда тебя окружают, ниоткуда появившиеся, прямо у входа, три-четыре нелюдимых человека, выше тебя на голову, толще раза в два, с накачанными, в свой уродливой непропорциональной форме, плечами, смотрящими на тебя с ненавистью сквозь заплывшие жиром глаза, становится как-то не по себе и не совсем неуютно - ты как будто проваливаешься в беспредел 90-х.
В свое время я столкнулся с максимально категоричным запретом фотосъемок
в Николо-Перервинском монастыре, что побудило меня создать тогда, даже, ироничную классификацию степеней запрета фотографирования на территории православных монастырей и церквей. Николо-Перервинскому монастырю досталось тогда по этой принятой оценке максимальное количество в пять жирных черных крестов. Покровский монастырь также явно подходил в этом по подобному максимуму, но здесь было, что-то еще… В Перервинском монастыре, надо сказать тем ни менее, присутствовала светлая чистая энергетика святого места, а здесь царил общий эмоциональный тяжелый фон, он был пронзительно-угрюмо-мрачным, несмотря на общий - надежды на чудо. Меня, эти несовместимые по свой духовной сути обстоятельства, чрезвычайно заинтриговали. Захотелось узнать и понять хотя бы часть причины такого проявления и отношения к ныне живущим на физическом плане и посещающим монастырь. Результаты моего небольшого расследования, надо сказать, меня информационно обескуражили, и я хочу поделиться этими самыми результатами. Кроме того, фотографий Покровского монастыря будет не много, и они явно размещены в посте не систематически и «рвано», по тем же самым «запретительским» причинам, поскольку снимать приходилось скрывая свои намерения, что мне лично прети́т… Однако, приступим.
Оказалось, что это место совсем не простое и материала для изучения было очень много...
Википедия же кратко упоминает, что Покровский монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя - Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простонародье назывался также «комнатным». Вот на «Убогих домах» мы и остановимся.
02.
Это первое известное изображение монастыря
«В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались так называемые «Убогие домы», или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения «странных», т. е. иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, не имeвших там особенного кладбища. В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами. В поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапной и насильственной смертью. Между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною святыми тайнами, хоронили при церквах. Кромe постоянных скудельниц в городах, бывали и временные, устроенные по особым случаям. Тeла лежали в Убогих домах без погребения до седьмого четверга по Пасхe, или до Покрова Божией Матери, вслeдствие повeрья, по сказанию Максима Грека, что «погребения ради утопленного и убитого, бывают плодотлительные стужи земных прозябений…».
«Богатых людей», по словам Принца Буххавского в XVI же вeкe, «…Москвичи хоронят в подцерковьях, а для погребения черни и убогих, вырывают большую яму, в которую умершего кладут, не покрыв землею, без всяких обрядов. Через три, или четыре мeсяца, там строют домик (domunculum) и предают тeла надлежащему погребению, при великом стечении ближних и сосeдей, которые сопровождают их с плачем и рыданием. Такие обряды совершаются трижды в год…».
03.
Покровский Убогий монастырь
Придворный врач царя Алексея Михайловича, Самуил Колленс, как очевидeц, так описывает нам Убогий дом в Москвe: «…тeла убитых и замерзших привозятся в Земский Приказ, гдe выставляются на три, или четыре дня. Если не найдется родственников и знакомых, то отвозятся в большое подземелье со сводами, называемое Божиим домом. Там складывают по сто и по двeсти трупов, которых священники весною отпeвают, засыпав землею…». До нынe употребительныя в Московском мирe прозвища самых урочищь напоминают нам опальные кладбища умерших без христианского напутствия. Таковы церкви: на старых Убогих домах или на Божедомке св. Иоанна воина, что прежний Крестовоздвиженский монастырь, Святителя Николая божедомского, что нынe в Звонарях, на Рождественкe, св. Пятницы божедомские, или на Божедомкe в Пречистенской части, на Могильцах, или Могилицах Успения Божией Матери близь Пречистенки, на Убогих домах - Покровский монастырь и пр. Кромe того, божедомскими были монастыри Андрониковский, Андреевский и Варсонофьевский.
Таков был и Покровский Убогий монастырь. Время от времени православная Церковь издавала особые правила и уточняла, кого именно класть на Убогих домах, которым даваемо было различное назначение. Патриарх Филарет 1619 года установил там хоронить без отпeвания тeх, «которые вина обопьются, или зарeжутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят…».
04.
А послeдний Патриарх Адриан предписывает в наказe поповским старостам: «…самоубийц и убитых на разбоe и воровствe не класть на кладбищах и убогих домах, но зарывать в лeсу, или в полe без поминовения в Семики. Если же вор и разбойник при смерти будет исповeдан и причащен Святых Тайн, то их положить без отпeвания в городe в Убогом дому, «гдe такие воры и разбойники кладутся…». «Туда же отвозились трупы казненых, опальных, а с царствования Петра I, анатомированных в гоcпиталях. Сторожами таких усыпальниц бывали божедомы, божатые, богорадные. Скудельницы также заступали мeсто воспитательных домов. Туда подкидывали незаконно-рожденных младенцев, которых воспитывал милостынею божедом и откуда иногда брали их себe бездeтные супруги, вмeсто дeтей, под именем «Богданов»...
Многие привозили на «Убогие домы» гробы и приносили саваны и рубахи, покупали там кануны и свeчи. «При разборe тeл в сараях и ямниках, отыскивали родных и знакомых; набожные люди голыми руками опрятывали смердящие трупы собратий и с мыслию об общей тлeнности, не гнушаясь отвратительного вида и зловония, презирая опасность заразиться, надeвали на них рубахи и саваны, клали в гробы, потом засыпали землею, которую носили в припол из одной ямы в другую. Послe панихиды, нищим раздавалась милостыня на помин погребенных. Участники в этом дeлe благочестия и человeколюбия мыли себe руки в ближнем прудe, или рeкe…».
05.
Такой «умилительный» обычай прекратился с Московскою чумой, послe которой учреждены особые кладбища и воспрещено хоронить при церквах приходских, кромe Андрониковского и Покровского монастырей. В первом, по распоряжению начальства, погребаемы болeе дворяне, а в другом купцы и мeщане. Не далeе, как в началe текущего столeтия, срыты могильные холмы при церкви св. Иоанна воина на Божедомкe и при Покровском монастырe на Убогих домах. Слeды их открылись, при копании земли на Семеновской улицe (ныне Таганская) против самого монастыря, гдe найдено множество человеческих костей.
06.
Как мы видим, место это совсем не простое. Это был Божий дом, где хоронили убийц, самоубийц, людей, застигнутых неожиданной смертью в больших количествах, в общем, «по неофициальной и экстрасенсорной терминологии» - все это были т.н. неприкаянные души, которые, исходя из этой парадигмы, могли не находить своего духовного упокоения. Реально, на физическом плане, это и выражается сейчас в так называемой тяжелой и негативной энергетике. Всем, я думаю, знакомы подобные места, связанные с убийствами, насилием, страшными и ужасными событиями в людских судьбах.
Я склонен считать, что все эти, когда-то испытываемые людьми темные страсти Страха Смерти и ассоциации с ним, каким-то образом прорываются сквозь время и пространство и проявляются в нашем мире, хотя бы в виде тех же самых «демонизированных» охранников), не дающих нам снимать примечательные места, связанные с историей Москвы. Именно поэтому, возможно, в монастыре и сформировалась бессознательно специфическая атмосфера страдания, проявления Смерти в ее максимально пронзительно-негативной, невидимой для глаз ныне живущих, форме. Эту темную составляющую мы видим и ощущаем в проявлении агрессии и запретительства. Ну, это все так, - для альтернативного объяснения)
07.
Вид на церковь Вознесения Словущего со стороны бывшего некрополя монастыря
До сооружения здeсь монастыря, среди рощ и садов, на пустом полe, нeкогда занятом подхожими станами и острожком для отражения Татар и Литовцев, извeстен был, в самом началe XVII го вeка, как раз тот самый Убогий дом за Таганскими, или Болванскими воротами. Сюда и свозились трупы, поднятые в окрестностях…
08.
В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806-1814 годах (на фото левее).
09.
В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня. С 1680 по 1731 годы Покровская обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю. В войну 1812 года в монастыре жил французский генерал Мишель Клапаред, командующий Польским корпусом. В этом же году монастырь был разорён, некоторые постройки обители подверглись разрушению.
В 1855 году была освящена перестроенная по проекту М.Д. Быковского церковь Воскресения Словущего. От храма XVIII века остались четыре подкупольных столпа с арками и восточная стена главного алтаря.
10.
Стены, не сохранившиеся с западной стороны, и ворота построены в 1833-1855 годах. Южная часть стены построена в 1886 году по проекту архитектора В.Н. Карнеева.
11.
В конце XIX века, примерно с 1870 года монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. Он был закрыт в 1929 году, храмы - в 1926 году. В том же году была взорвана колокольня. В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (Таганский парк). Монастырские стены (ограда) в этой части были снесены. В зданиях же монастыря размещались типография, редакция журнала, спортивный зал, биллиардная, киностудия, управление кинофикации. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви.
12.
Кладбище при Покровском монастыре площадью 5,4 Га было крупнейшим монастырским некрополем Москвы. Здесь были похоронены многие члены семейства Боткиных, купцы и благотворители Хлудовы (из них наиболее известен А.И. Хлудов), русский поэт Д.П. Глебов, коллекционер П.И. Щукин, создатель грамматики якутского языка преосвященный Дионисий (Хитров), видные представители грузинского духовенства. На всем монастырском кладбище насчитывалось памятников до трех тысяч.
13.
Мемориальная композиция на могиле П.И.Щукина
14.
Часовня-усыпальница Хлудовых
15.
Значительная часть некрополя после 1934 года была снесена. На его месте сейчас разбит Таганский парк.
1 мая 1998 года в монастырь были перенесены останки М.Д. Никоновой, в ночь на 8 марта того же года обретённые из могилы на Даниловском кладбище Москвы. 2 мая 1999 года Матрона Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.
16.
В 2007 году стало известно о предстоящей передаче монастырю Таганского парка, расположенного на месте бывшего некрополя монастыря, что вызвало протесты граждан. 29 июля 2009 года инициативной группой «Таганский парк» получено письмо из прокуратуры, согласно которому «в июле 2009 года префектурой ЦАО и управой Таганского района с участием представителей патриархии проведено совещание, на котором принято решение об отсутствии юридических оснований для передачи части территории парка монастырю»…
17.
Это повествование о Покровском монастыре было не совсем обычным. Я сделал альтернативную попытку объяснить тотальный да́вящий на психику посетителей контроль охраны монастыря. Не исключено, что в данном смысле мы имеем просто видимое отношения к мирянам руководства монастыря, что и проявляется в виде бессознательных действий его исполнителей. Остается только сказать, что наведение порядка не осуществляется такими не присущими по определению для церкви способами, хоть это место и являлось многими и многими десятилетиями местом последнего пребывания безвестных тел умерших, фактически без традиционного церковного упокоения, и это все не дает оснований настоятельнице превращать это его в духовно-денежный концлагерь.
18.
Этот материал, как вы уже поняли, скорее не о Покровском монастыре или Матроне Московской, а о тяжелом следе Убогого дома находившегося в этом месте. Почему-то именно здесь этот след проявился во своей неуютной красе. И дело не в моей субъективной оценке, потому как подобные издержки взаимодействия с этим местом ощутили многие посетители монастыря. Побывал я в Покровском монастыре в летом 2012 года. Может быть, сейчас, все изменилось...!? Но, что-то мне подсказывает, что этот след из прошлого очень привязчив и долго будет неискореним)
Источники:
Покровский монастырь, что на Убогих домах в Москве. Соч. И.М. Снегирева. С двумя видами монастыря. Восьмой выпуск русских достопамятностей. Издание А. Мартынова. Москва. В Синодальной типографии, на Никольской улице. 1872.
Википедия
© Vladimir d’Ar