Всего 62 фото
Очень заинтересовал меня анонс этой выставки в Галерее Искусств Зураба Церетели и, вот почему. В самом названии проекта уже заключен ответ: "Корабль. Путешествие сквозь Время и Образ". Сам по себе образ Корабля прочно вошел в коллективное бессознательное человечества как, например, океан, огонь, наполненные ветром паруса... Мне стало просто интересно, как будет подана посетителю выставки эта сложная и одновременно простая метафора, символизирующая открытие, путешествие, познание, движение, да и вообще, Путь. Ведь, даже, просто произнеся слово "Корабль", в воображении сразу же возникает именно свой уникальный образ звучания этого архетипного символа в зависимости от его понимания, осознания, да и всего того, что мы и не осознаем к тому же, но что влечет нас в путешествие духа и позволяет открывать новые миры, в том числе и в нас самих.
Дополнительной мотивацией к посещению Галереи искусств Зураба Церетели, где я никогда не был, уж не знаю, к моему стыду или к счастью, стала, также, проходящая там же с 20 января выставка "Чаша судьбы" Валерия Малолеткова, на которую я уже с начала года собирался сходить, поскольку такое название явно говорит о том, что автор сделал попытку определить свое значимое место в этом Мире и выразить сакральное понимание воли судьбы воплотив его в таких вечных и, одновременно, чрезвычайно хрупких материалах как керамика, фарфор и фаянс...
Далее под катом мой рассказ о посещении выставки "Корабль", ее идее, и как мне кажется, незамутненый визуальный материал для предварительной оценки выставки моим читателем...)
Выставочный проект "Корабль. Путешествие сквозь Время и Образ" занимает все экспозиционные корпуса Галереи выделенные под проведение выставок (второй, третий этажи) и состоит из десяти тематических разделов-тем или залов. Выставочные площади Галереи искусств большие, просторные и довольно удобные для проведения выставок и непосредственно соединены с постоянной экспозицией персональных произведений Зураба Церетели, которую я также с любопытством осмотрел, но об этом попозже... Давайте же, с Вами, посмотрим, как авторам выставки удалось подать, донести зрителю главную идею проекта и сделать попытку погрузить его в образ морского путешествия сквозь Время и Пространство.
02.
Ненавязчиво рекомендовалось начать осмотр с третьего этажа, но, уже разбираясь с фотоматериалом, я столкнулся с любопытной проблемой - экспонаты проекта во многом собраны так причудливо и затейливо, что иногда диву даешься, как одно соседствует с другим. Поначалу, я хотел "причесать" некоторые экспонаты и удалить те, которые, по моему мнению, явно диссонировали друг с другом, но, потом, решил все же, отложив в сторону свои личные измышления, выложить весь визуальный материал как есть, чтобы вы сами могли сложить свое впечатление о выставке, ее композиции, идее, представляя для себя максимально четко, выставленные объекты.
Начнем мы, все же, со второго этажа, потому, что третий, ну, никак не хотел становиться началом осмотра) Здесь доминирует державная тема. Это зал "Корабли Великой империи".
03.
Здесь, конечно, портрет Петра Первого...
04.
...и модель голландской яхты петровских времен...
05.
С противоположной стороны этого зала - большие вертикальные черно-белые фото современных боевых кораблей ВМФ России.
06.
Зал, посвященный Великой Отечественной войне и битве на море... Какое то ощущение нереальности он вызывает в целом...
07.
Военный художник. Владимир Цыгаль. 2000-е гг.
08.
Зал "Герои"
09.
Портрет Героя Советского Союза, разведчика С.М.Агафонова. Из серии "Герои-Североморцы". 1945.
10.
Нахимовцы в военно-морском музее. Александра Иванова. 1951.
11.
Победа русского флота над турецким в Синопсой бухте под командованием адмирала Нахимова
12.
Зал "Герои"
13.
Могила военного художника В.В. Верещагина в Желтом море. Владимир Корбаков. 2005.
14.
...На веслах
15.
Сельский дурак. Хамид Савкуев. 2008.
16.
Завтрак на траве. Василий Шульженко. 2008. Расположить "это" в одном зале и напротив картины с адмиралом Нахимовым, по меньшей мере, причудливо...)
17.
Старая лодка. Олег Арадушкин. 2007.
18.
Корабль. Олег Арадушкин. 2007.
19.
Зал "Бегущие по волнам". Это выставочное пространство посвящено путешествиям и исследованиям на море.
20.
Альбатрос, пойманный у мыса Горн. Михаил Тиханов. 1799-1862 гг.
21.
Карта известного путешественника Федора Конюхова.
22.
Колумбия. Федор Конюхов. 1988.
23.
В этом зале "Бегущие по волнам" непрерывно показывают ролик с научно-исследовательским кораблем бороздящим океан и как бы парящим человеком с раскинутыми руками как у птицы крыльями над океанской гладью, кто закреплен ремнями в носовой части этого корабля. Играет музыкальное сопровождение - что-то в стиле эмбиент... Романтично, хоть и странновато... Здесь же - множество фотографий океана из разных частей света...
24.
Это зал "Спасение". Посвящен, в основном, теме "вололазов" и спасению людей в море.
25.
...Буйреп - это часть каната, соединяющего буй с якорем)
26.
Любопытный зал "Мемория". В основном, здесь собраны редкие старые дореволюционные фото русских кораблей, пароходов и всего того, что составляет историю о них...
27.
Своеобразная скульптура "Из Варяг в Греки" Александа Цигаля. 1990-е годы. Про мне так - довольно ироничный экспонат...
28.
Альбом фотографий "Пароходы Общества Самолет". 1882 - 1888 гг.
29.
30.
Императорская яхта
31.
Торжественный прием ботика императора Константина Николаевича на Московской Политехнической выставке в Москве. 30 мая 1872 года
32.
Монтаж Морского отдела на Московской Политехнической выставке в Москве 1872 года
33.
Императорская яхта Наполеона III "Королева Гортензия". Гюстав Ле Грэ. 1856.
34.
Учения французского флота около Шербура. Гюстав Ле Грэ. 1858.
35.
Кедровые орешки. Андрей Ремнев. 2013.
36.
Рейд в Южно-Курильске. Василий Нестеренко. 2010.
37.
Остров Эльба. Портоферрайо. 2013. Светлана Кониген. Фотографика.
38.
Перейдем на третий этаж... Это залы "Корабль Веры" и "Путь"
39.
Вид на Академию Художеств с Невы. Лев Лагорио. 1880 год.
40.
Нао Каталонский. Корабль Колумба. 1450-е годы.
41.
Икона "Корабль Веры"
42.
Корабль Ост-Индской компании
43.
Харон перевозит души умерших через Стикс. Александр Литовченко. 1861 год.
44.
Белая Россия. Исход. Дмитрий Белюкин. 1992-1994 гг.
45.
Проект отделки носовой части Императорской яхты "Держава". Ипполит Монигетти.
46.
Рисунок кормового украшения для яхты "Держава". Ипполит Монигетти.
47.
Императорская яхта Николая II "Штандарт". 1910 год. Фотопластинка.
48.
Буря на море. Юрий Клевер. 1898.
49.
Наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 года. Алексей Маркин. 1825.
50.
Омут. Константин Худяков. 2005 год.
51.
Объект «Красная галера». Юрий Авакумов. 1986-1988 годы.
52.
53.
Зал "SOS"
54.
SOS. Михаил Дронов. 2008. Спасите наши души. 2008. Сталь. 201x121x82,5 см.
55.
Падение Икара. Олег Ланг. 2012.
56.
В кораблекрушение. Михаил Пронин. 1999. Бронза.
57.
Помощь пришла вовремя. Сергей Шутов. 1999 год.
58.
В заключение еще один любопытный экспонат, что размещен в общей экспозиции Галереи Искусств под названием "Остров Сокровищ"...
59.
60.
Ну, вот, пожалуй, и все...
61.
Поначалу я предполагал дополнительно развить тему "Корабль. Путешествие сквозь Время и Образ", включив в сопроводительный текст и свои личные соображения и ощущения метафоры "Корабля", но, все же, решил, таки, дать незамутненную визуальную информацию для тех, кто решит пойти на эту выставку и просто хочет узнать, что же он там увидит. Что касается моих впечатлений, то выставка мне, в общем, понравилась, хотя с лично моей субъективной точки зрения, экспонаты, похоже, подбирались не из расчета того, что следует выставить (из идеи выставки), а из того, что было в наличии и, хоть как-то связано с темой моря, кораблей и водной стихии, в частности. Разбросанность экспонатов по обширным выставочным площадям и их некоторая бессистемность экспонирования вызывают странное ощущение, что организаторы пытались банально заполнить выставочные площади Галереи искусств. Но, закончим позитивом. Все же, стоит отметить наличие множества очень любопытных исторических экспонатов, интересных документов, отличных и редких художественных работ, что конкретно могут заинтересовать и доставить удовольствие в целом от посещения выставки "Корабль. Путешествие сквозь Время и Образ". Задумка хорошая, но я бы проекту поставил четверку с натяжкой из-за "неровной" общей композиции выставки...
62.
© Vladimir d’Ar