Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе

Dec 11, 2020 13:25



Всего 42 фото

Сам удивляюсь, почему раньше не рассказал об этой удивительно изысканной и возвышенной в своем духовном образе Знаменской церкви. Значит, время-таки пришло) И здесь есть о чем поведать заинтересованному читателю. И дело даже не в самой отдельно взятой церкви, а именно в этом древнейшем и интереснейшем месте Старой Москвы. Здесь когда-то был так называемый Шереметев двор, а вообще, немного раньше и загадочный и вызывающий ужас у современников государев Опричный двор (Опричный дворец Ивана Грозного). Поэтому рассказывать только о Знаменской церкви не выйдет, мы немного углубимся в историю Старой Москвы и попробуем разобраться где, что , когда здесь было и с чем эдаким любопытным было связано. Под фотографиями я буду выделять курсивом свои впечатления, замечания и пояснения по ходу осмотра церкви и экскурса в прошлое. Итак, начнем.


Шереметев двор в XIX веке - это обширный земельный участок в центре Москвы, с северной стороны Воздвиженки, принадлежавший графу Н.П. Шереметеву и его наследникам из рода Шереметевых. По Шереметеву двору проходил Шереметевский переулок (с 1992 года стал Романовым). В XVII-XVIII веках весь квартал назывался Романов двор. Это название объясняется тем, что в начале XVII века участок принадлежал боярам Романовым, родственникам правящей династии: вначале Ивану Никитичу, позже его сыну Никите Ивановичу.

Если мы посмотрим ниже на схематическую карту Старой Москвы образца 1650 года, то в самом ее центре желтым цветом выделены границы Двора Никиты Ивановича Романова. В принципе, там где мы видим земельные площади ниже участка Двора Н.И. Романова - белый условный прямоугольник, выходящий на Смоленскую улицу (Воздвиженка) - это примерно и выделяет место нахождения Опричного дворца Ивана Грозного (в том числе самого двора Романова и и части территории здания МГУ факультета журналистики), но это правда уже совсем другая история. Вернемся однако к Романовым.02.


Условная карта Москвы 1650 года с указанием значимых городских построек и владений

После смерти Никиты Ивановича Романова участок вернулся в царскую казну, а через четверть века был пожалован тестю царя Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. При его сыне Льве Кирилловиче и был возведён усадебный храм Знамения, одна из первых и наиболее известных церквей в стиле нарышкинского барокко чему и посвящена настоящая статья.

В первой половине XVIII века Нарышкиным, ближайшим родственникам царской семьи, принадлежали земли по обеим сторонам Воздвиженки. Усадьба Нарышкиных на другой стороне улицы была в 1874 г. перестроена под Московский главный архив (в советское время снесена, чтобы высвободить место для библиотеки имени Ленина).
03.


Хотевский план Москвы 1852 года

В 1746 году одна из наследниц Нарышкиных, Екатерина Ивановна, сочеталась браком с графом Кириллом Разумовским, братом фаворита и, возможно, тайного мужа императрицы Елизаветы Петровны. Одна из богатейших наследниц России, она принесла в род Разумовских 44 тысячи крестьянских душ и усадьбу на северной стороне Воздвиженки. В конце XVIII века Разумовские застраивают участок в стиле классицизма. В 1780-е гг. строится усадебный дворец, обращённый фасадом на Воздвиженку. А в 1790-е годы граф Алексей Кириллович строит дом на углу Воздвиженки и Романова переулка (так называемый «Наугольный дом» Шереметева). Думаю, он вам хорошо знаком визуально.
04.


«Наугольный дом» Шереметева. Слева за кадром новодельное здание Военторга, справа также за кадром Романов переулок, напротив Музей Архитектуры им. Щусева. Это всё для визуальной ориентировки читателя.

В 1799 году граф Алексей Разумовский продал весь участок своему шурину - графу Н.П. Шереметеву, который через год отпраздновал здесь свадьбу с крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой. К концу жизни, приблизительно в 1800 году, Разумовский продал владение на Воздвиженке шурину своего сына, графу Николаю Шереметеву, отчего оно получило название «Шереметев двор». В 1812 году церковь Знамения сгорела, но впоследствии была восстановлена, и 21 сентября 1847 года ее заново освятил митрополит московский Филарет (Дроздов). В 1863 году их сын Дмитрий передал старый дворец властям Москвы для размещения Городской думы, а его сын Александр позднее застроил Шереметевский (бывший Романов) переулок доходными домами. Знаменский храм в это время имел приходской статус.
05.


Городская дума на Воздвиженке. 1880-1889 гг. За зданием Думы видна глава Знаменской церкви.

В 1918 году, после Октябрьской революции, граф С.Д. Шереметев передал «Наугольный дом» новым властям. Старому графу и его семье было разрешено проживать в одной из коммунальных квартир, на которые был разделён особняк. Административные здания, выстроенные на территории Шереметева двора в советское время, нарушили единство застройки квартала. Бывшее здание думы, к примеру, теперь вообще не просматривается со стороны Воздвиженки.
06.


Здание Лечебно-санитарное управление Кремля (Лечсанупр Кремля) на Воздвиженке, построенное в стиле конструктивизма, архитектор Н.В. Гофман-Пылаев, 1930. Заведение возводилось на основе дворовых построек усадьбы Разумовских - Шереметевых, расположенных на углу Воздвиженки и Романова переулка. Романов переулок в кадре слева.
История Церкви Иконы Знамение Божьей Матери на Шереметевом дворе

Церковь стала свидетельницей и участницей многих исторических событий. Здесь молились патриархи, великие князья, представители древнейших родов России. Территория церкви близ Смоленской улицы впервые упоминается в летописях в конце XV века. Участок относился к приходу церкви апостолов Петра и Павла и в 1566 году вошёл в состав Опричного двора. После воцарения Михаила Фёдоровича землю у Большой Никитской улицы как уже упоминалось, пожаловали государеву дяде Ивану Никитичу Романову, брату патриарха Филарета. По одной версии, по его заказу около 1625 года на дворе возвели новую деревянную церковь. Однако ряд исследователей датирует постройку двенадцатью годами ранее и указывает в качестве строителя некоего Дружину Коптева. Эту теорию подтверждает упоминание приделов преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, существовавших с 1619 года. Они были устроены как самостоятельные объёмы с отдельными входами. Краевед Виктор Васильевич Сорокин считает, что постройки располагались именно на месте старой церкви Петра и Павла.
07.


Церковь Иконы Знамение Божьей Матери на Шереметевом дворе. Фото Н.А. Найденова. 1882 год.

Икона «Знамение» считалась покровительницей дома Романовых, поскольку была главной иконой Новгорода, откуда вышел род Романовых, а в день Знаменской иконы в 1612 году все пределы России были избавлены от врагов. Под грамотой об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображением иконы «Знамение».
Трёхпрестольная церковь сгорела в пожаре 1629 года, но вскоре была восстановлена в прежних формах, а через восемь лет перестроена в камне. После смерти Ивана Романова в 1640-м владения унаследовал его сын Никита Иванович. Но уже через шестнадцать лет усадьба как выморочная (оставшаяся после владельца) числилась в собственности царя Алексея Михайловича (по смерти сына Ивана Романова Никиты Ивановича - двоюродного брата царя Михаила, который не оставил потомства, в результате чего двор с церковью стал в 1656 году вновь «государевым»), который отдал северную часть участка в ведение Оружейной палаты. Некоторое время здесь размещались её иконописные мастерские.
08.


Знаменская церковь сегодня практически ниоткуда не видна, хотя находится в самом сердце Москвы «в трех шагах» от Кремля по прямой. Добраться до нее можно именно из Романова переулка.

В 1671 году царь Алексей Михайлович пожаловал этот двор с церковью своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, отцу царицы Натальи Кирилловны. Ее брат Лев Кириллович, дядя Петра I, прославился, в частности, тем, что способствовал развитию великолепного архитектурного стиля - «нарышкинского» или «московского» барокко. По мнению искусствоведов родоначальницей этого стиля была как раз церковь Знамения, построенная Нарышкиным на своем дворе на месте более древнего храма. Помимо Престола иконы Божьей Матери «Знамение» в церкви есть престолы Преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского.
09.


Сейчас это территория бизнес-центра «Романов двор», что примечательно исходя из преемственности исторических названий)

Реставратор Евгений Васильевич Михайловский предполагает, что работы проходили в конце 1680-х годов. Доподлинно неизвестно, кто именно руководил строительством, но исследователи высказывают предположения о причастности архитекторов Яна Бухвостова и Петра Потапова. При строительстве использовали материалы разобранного храма и надгробия упразднённого кладбища.
10.


11.


12.


13.


14.


Внешне здание сходно с Церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, возведённой в 1690-1694 годах. Вероятно, белокаменные детали экстерьера изготавливали по одним эскизам, что соответствует теории Михайловского. Известно также, что Кирилл Нарышкин, ближний кравчий и московский губернатор, заключил в 1717 году подряд на золочение иконостаса с мастерами Оружейной палаты А. Гавриловым и А. Дмитриевым.
15.


20 февраля 1722 года указом Святейшего синода церковь получила статус приходской и была приписана к соседнему Крестовоздвиженскому монастырю. Хотя существуют сведения, что с 1723 по 1726 год помещения не использовали. Службы возобновили только после кончины императора Петра I, не одобрявшего домовые моленные. При этом владельцы усадьбы оставались попечителями храма, поэтому некоторые исследователи указывают, что он не был доступен для посторонних и продолжал носить домовой характер.
16.


В середине XVIII века ответственность за содержание зданий перешла к графу Кириллу Разумовскому, получившему имение в качестве приданого жены Екатерины Нарышкиной. Он провёл масштабную реконструкцию, устроив дворец в стиле раннего классицизма (см. фото 05). Предположительно, работами руководил архитектор Василий Баженов. В этот период в Знаменской церкви переделали окна и порталы, разобрали стену между трапезной и нижним четвериком, здание храма объединили крытым переходом с новым комплексом (см. карту рис. 03).
17.


Северный фасад Знаменской церкви. Подклет.

18.


19.


Когда в 1799 году обветшавшую усадьбу Разумовского приобрёл за 450 тысяч рублей Николай Шереметев, церковь получила полное название - Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. После пожара и оккупации Москвы в 1812-м разграбленная церковь долгое время находилась в запустении...
20.


Вид на МГУ со стороны Кремля. 1830 год. Знаменская церковь отображена в левой части этого полотна. На первом плане Неглинная.

К восстановлению Знаменской церкви приступили только в 1840-х годах при сыне графа Дмитрии Шереметеве. Работами руководил архитектор Афанасий Григорьев. В этот период полностью обновили храмовое убранство и заменили иконостас XVII века новым.
21.


Однако сохранилось описание его первоначального облика от 1811 года: «Иконостас деревянной с золоченою резбою в 8-ми ярусов во оном местные образа… Над местными образами 32 иконы разной величины на деревянных цкахъ с изображением страстей господних, апостолов и угодников. Сверх иконостаса распятие деревянное резное с предстоящими в резной золоченой раме… Царские врата резные деревянные, вызолочены».
22.


Апсиды храма

Работы завершили к 1847-му году, храм тогда переосвятил митрополит Филарет. Позднее архитектор Михаил Быковский провёл работы по устройству калориферного отопления.

После Октябрьской революции усадьбу Шереметевых заняли Военная академия Красной армии, военный музей и больница 4-го Главного управления министерства здравоохранения СССР. Знаменскую церковь дополнили пристройками, где по распоряжению Владимира Ленина оборудовали специальную столовую. Тем не менее, само здание признали памятником архитектуры и взяли под государственную охрану. 28 апреля 1921 года была зарегистрирована Знаменская церковная община под руководством архиепископа Трифона, в ведение которой передали сооружение и церковную утварь. Моссовет оставил за собой право одностороннего расторжения договора.

Через пять лет по распоряжению Моссовета и подклет церкви передали в ведение жилищных советов соседних домов, а в феврале 1930 года приняли решение об окончательной ликвидации церкви. Здание заняла больничная столовая, переоборудованный «купол» отвели под ленинскую комнату с библиотекой. В дальнейшем сооружение неоднократно перестраивали: демонтировали главы и внутренний декор, разобрали паперть и часть трапезной, застроили гульбище и заложили арки подклета. Оригинальные внутрихрамовые росписи заменили «санитарной» плиткой.
23.


Во время Великой Отечественной войны на территории соседнего студенческого городка Московского университета разорвалась фугасная бомба, осколки которой повредили стены церкви Знамения Божией Матери. Необходимый ремонт проведён не был, и здание быстро ветшало: провалилась крыша, стены поросли деревьями, осыпался белокаменный декор. В 1954 году архитекторы Евгений Михайловский и Ирина Ильенко подготовили проект полной реставрации памятника архитектуры. Но работы провели только снаружи, оригинальный интерьер воссоздан не был, а из пяти глав реконструировали только четыре. Через двадцать лет фасады и просевший фундамент подновили, однако здание нуждалось в комплексном ремонте.
24.


Предложения вернуть храм Русской православной церкви высказывали с 1989 года, особенно активные общественные движения были во время ремонта 1990-х годов. Некоторые источники ошибочно указывают, что храм передали в ведение организации в 1991-м на волне перехода других церковных строений. 29 декабря 2001 года указом патриарха Алексия II церковь иконы Богородицы «Знамение» на бывшем Шереметевом дворе получила статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. При этом распоряжение о передаче здания РПЦ подписано не было и строение продолжали занимать столовая больницы и службы медицинского подразделения Управления делами Президента России. Поэтому моленную временно разместили в пустующей ленинской комнате, устроив деревянный иконостас. Решение о передаче помещений в единоличную собственность РПЦ приняли только в 2005 году после обращения митрополита Алексия II к президенту Владимиру Путину.
25.


На тот момент уже два года в здании проводили реставрационные работы на средства, выделенные Управлением делами Президента. Под руководством реставратора Елены Григорьевны Одинец по архивным документам восстановили главу над трапезной, раскрыли белокаменный цоколь, воссоздали первоначальное цветовое решение, интерьеры и иконостас. Под окном второго яруса обнаружили заложенный ранее проём, ведущий на внутристенную лестницу к ярусу звона.
26.


Реставраторы переоборудовали массивную белокаменную плиту у входа на лестницу под небольшой балкон и реконструировали резное царское место. Во время архитектурных изысканий не обнаружили колонны, фланкирующие углы алтаря и подклета, о существовании которых предполагали некоторые исследователи. В апреле 2008 года в церкви провели малое освящение и она стала доступна для прихожан.
27.

Южный фасад Знаменской церкви

Археологические раскопки

Археологические раскопки 1996-2002 гг. Романова двора на территории Московского университета открыли комплексы построек и слоев от XII до XIX в. Наиболее важными для археологии Москвы являются остатки сельского поселения XII-XIII в., руины надворных печей XVI в. Опричного двора царя Ивана Грозного, а также горизонт пожара с медными монетами, заготовками и инструментами, относящимися к Новому Дворцовому денежному двору начала 1660-х годов. Сохранились даже отдельные участки сошной распашки XII-XIII вв. Работы проводились под руководством Николая Александровича Кренке и Игоря Александровича Бойцова.
28.


29.


Внутреннее убранство
Интерьеры церкви представлены резным четырёхрядным иконостасом в стиле русского барокко и купольной росписью «Спас Пантократор», стилизованной под храмовую живопись конца XVII века. Но, в соответствии с архитектурными аналогиями, внутренние стены здания оштукатурены, и только грани сводов подчёркнуты сложной барочной резьбой. Оконные арки также украсили резьбой и медальонами с образами святых и мучеников. Царское место расположено напротив иконостаса и выполнено в виде резного балкона с куполом, повторяющим художественный стиль храма.

30.


Интерьер Знаменской церкви. Фото стороннее. Автор Чеботарь А.М.

Внутрихрамовой росписью и созданием икон с 2007 по 2014 годы занималась мастерская «Царьград», художники которой, под руководством Д. Трофимова, выполнили иконы для иконостаса. Сам иконостас был установлен в храме в 2012 году. Образы для него, как и большинство киотных образов, выполнены в манере, характерной для конца XVII - начала XVIII веков (периода рассвета школы Симона Ушакова). В 2012 году в церковь вернули храмовую икону, вынесенную священнослужителями после закрытия в XX веке. В 2014 году храм был украшен росписью «Спаситель»: образы Христа и предстоящих ему архангелов написаны на золотых фонах (автор - Д. Трофимов).
31.

Интерьер Знаменской
Интерьер Знаменской церкви. Фото стороннее. Автор Чеботарь А.М.

В том же году, художники «Царьграда» создали иконы для киотов, установленных вдоль стен церкви. В центре каждого - образ Богоматери: Донская, Галатская, «Всецарица» - либо (на западной стороне) образ Успения. Перед солеёй установили резные золочёные киоты с иконами Владимирской Богоматери, Знамения Пресвятой Богородицы, Всех Святых, Целителя Пантелеймона. В храме хранятся ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев и вышитый плат Серафима Саровского.
32.

Храмовые кресты и колокола

9 декабря 2006 года состоялось освящение четырёх храмовых крестов, после чего они были водружены на главы церкви. Один из крестов - старинный (его возраст - около 300 лет), после закрытия церкви хранился в Коломенском. Изготовлен в виде распятия, украшенного ажурным барочным декором. По этому образцу, были воссозданы и остальные три креста. В октябре 2010 года храм вновь обрёл колокола, взамен безвозвратно утраченных в советское время: десять колоколов (крупнейший весом в 1700 кг) были подняты на звонницу.
33.


Архитектура

Церковь Знамения на Шереметевом дворе считается одним из первых образцов храмовой архитектуры в стиле нарышкинского барокко. Композиция выполнена по типу вотчинных храмов «под колоколы» и отличается продольно-осевым построением.34.


Главный нижний объём представлен двухсветным четвериком, над которым поставлены три яруса уменьшающихся восьмериков. Над трапезной и алтарями возвышаются четыре небольших главки с лепестковыми куполами.
35.


Трапезная и трёхчастная апсида расположены на высоком сводчатом подклете, вокруг которого обустроили гульбище на арках. Перпендикулярно ему с западной стороны изначально располагалась широкая лестница на ползучих арках.
36.


Но при реконструкции, проводившейся Разумовским, её разобрали, создав новый двухэтажный переход. Во время ремонта середины XIX века отдельные входы приделов Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского заложили, объединив помещения с главным алтарём арочными проходами.
37.


Фасады церкви обильно декорированы гребнями-фронтонами, узорчатыми пинаклями, колонками с капителями и белокаменными наличниками. Рассмотрим их в приближении...
38.


39.


40.


41.


42.


Внутренний двор бизнес-центра «Романов двор» и Знаменской церкви. Основные археологические работы проводились примерно на месте этого пятиэтажного здания, что в центре кадра и за ним...

Источники:

Археология Романова двора: предыстория и история центра Москвы в XII-XIX веках: Материалы охранных археологических исследований. Том 12 / Автор-составитель Н.А. Кренке. М.: ИА РАН, 2009.
Вострышев М.И. Вся Москва от А до Я. Москва: Алгоритм, 2011.
Дроздов Д. «Китай-город», «Лубянка», «Театральная», «Арбатская». Пешеходные прогулки в окрестностях метро. Москва: Центрполиграф, 2017.
Жаркова А.Е., Клинг Д.О. Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. Москва. Православные храмы. Путешествие по святым местам. 2016.
Краско А.В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых: люди и события. Центрполиграф, 2009.
Памятники архитектуры Москвы. Белый город. Г.В. Макаревич, Б.Л. Альтшуллер, В.И. Балдин, М.В. Посохин и другие. Москва: Искусство - XXI век, 1989. .
Прутцков Г., Кузнецова М.Е. Московская Знаменская церковь на Шереметевом дворе и Романов переулок. Москва: Православная Таганка, 2016.
Сингаевский В.Н. Москва. Путеводитель. Москва: АСТ, 2010.
Храм Знамения  иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе. Официальный сайт Знаменского храма.

© Vladimir d’Ar, 2020

на шереметьевом дворе, знаменский храм, икона знамение, история москвы, шереметев двор, москва, храм знамения иконы божией матери, шереметевы, романов двор

Previous post Next post
Up