Всего 41 фото
После посещения
Свято-Васильевского монастыря, я продолжил прогулку по вечернему Суздалю. Сгущались сумерки, но я все же старался снимать, не особо надеясь на приличный результат. И в конце концов получилась некоторая подборка вот этих фотографий, выложить которые и рассказать о своих впечатлениях и ощущениях о вечернем Суздале настоятельно потребовала от меня моя душа…
В Суздале я уже второй раз, но сейчас, слава богу, уже не в рамках традиционного автобусного тура, формат которого я просто не выношу, а с целью участия
в восстановлении Церкви Святителя Василия Великого, что построена Александром Суворовым в селе Кистыш недалеко от Суздаля. Наутро мы отправляемся в Кистыш, ну а сейчас, те же организаторы этого благотворительного суворовского десанта дали нам возможность прогуляться по фантастическому вечернему Суздалю с не менее фантастическим гидом, что достаточно редко удается тем, кто в Суздале появляется всего лишь на несколько часов, пытаясь за 3-4 дня объять необъятные достопримечательности Золотого кольца России…
Совсем не хочется писать об исторических событиях и деталях связанных с историей Суздаля, о нем ведь написано столько, что никого времени не хватит, чтобы все это прочесть. Меня же занимала сама атмосфера этого древнерусского города и неповторимые ощущения от пребывания в нем. В первый раз я попал в Суздаль год назад и еще тогда обратил внимание на редкую, чистую глубокую и торжественную красоту этого города, но не только на его внешнюю красоту, но и на то, что бессознательно феерически «носилось в воздухе». Суздаль раскрывался как редкий затейливый цветок, аромат которого манил, восхищал и будоражил своей чудом сохранившейся чуткой аурой живого древнего русского города.
Конечно, это центр мирового туризма и понятно, что туристический бизнес делает все, чтобы Суздаль "отрабатывал" тем, что так нравится иностранным туристам - своим уникальным древнерусским контекстом и насыщенностью историческими памятниками. Но, Суздаль наполнен и неповторимой радостью своего существования - в нем сохранилось нечто такое, что давным-давно утеряно очень многими нашими древними русскими городами. Его уютные аккуратные улочки, отсутствие высоких современных зданий, ощущение неповторимого колоритного праздника жизни - все это захватывает, увлекает и заставляет забыть на время свою суматошную жизнь - а ведь это и есть Настоящий Отдых. Ни в одном городе России я не испытывал подобных ощущений.
Если в других городах мы видим уцелевшие церкви и унылые остатки крепостных стен как отрезанные подсохшие ломти одинокой краюхи хлеба, то Суздаль предстает пышным румяным только что испеченным аппетитным караваем аромат, которого сводит с ума и кружит голову... А Вечерний Суздаль это совершенно отдельное чу́́дное впечатление. На его улочках пустынно, но совсем не одиноко и ничуточки не поднимаются в тебе бессознательные чувства опасности, беспокойства и безнадежности, какие обычно бывают в незнакомых старых русских городах. Ты как будто уже давно живешь здесь, радуешься тому, что просто живешь и просто радуешься. Ты как бы находишься в совершенно другой альтернативной реальности, где нет тяжелого и напряженного ощущения забот и тягот… Наверное, это словами не передать. Но я все же пытался…)
Вечерняя прогулка по Суздалю - это одно емкое глубокое и яркое впечатление, и в получении этого комплекса ощущений участвуют все органы твоих чувств - визуальные, слуховые, обонятельные и тонкие интуитивные неописуемые ощущения от всего того, что окружает тебя. И этот причудливый комплекс человеческих впечатлений, от которого начинает петь душа и есть Суздаль. Суздаль «жив» и это ощущается целиком и полностью! Как ему удалось выжить и сохранить свое уникальное коллективное сознание во времена большевизма и тотального безбожия - просто удивительно!
02.
Отстав от группы, я наконец, подошел к центральной площади Суздаля. В вечернем угасающем небе необъятной живой черной россыпью захватив все обозримое пространство, двигалась и переливалась огромная воронья стая. Любопытно, что при таком количестве городских ворон и в другом контексте все это выглядело бы просто апокалиптично, но в сумеречном загадочном суздальском небе нескончаемые бурлящие тучи тусующихся птиц среди стройных изящных главок суздальских церквей произвели восторженное и очередное мощное позитивное впечатление.03.
Мы на главной и центральной торговой площади Суздаля с визуально неповторимыми торговыми рядами - Гостиным двором. Здесь пересекались торговые пути с севера на юг и с запада на восток. Суздальские купцы были настолько богатыми, что строили себе не только каменные дома, но и церкви. И жили по принципу - «зачем ходить в церковь к соседу, если можно построить свою». Гостиный двор в стиле ампир был возведен в Суздале в 1811 г. по проекту местного архитектора А. Вершинского, образцом для него послужил Гостиный двор Санкт-Петербурга.
04.
На Торговой площади находится Воскресенская (летняя) церковь - белокаменная, пышно декорированная пилястрами, карнизами. Эта церковь упоминается в летописи в XVI веке. Воскресенская церковь сгорела во время пожара 1719 года, но была восстановлена. Ее колокольня имеет завершение "на столичный манер" в виде шпиля.
05.
06.
В непосредственной близости от Воскресенской церкви - небольшая уютная Казанская (зимняя) церковь.
07.
В настоящее время Казанский храм - главный действующий в городе. Сюда в 1998 г. торжественно перенесены из Рождественского собора мощи суздальских святых, епископов Федора и Иоанна.
08.
Направляемся по Кремлевской улице в сторону Суздальского кремля.
09.
С правой стороны за торговыми рядами - Пятницкая и Входо-Иерусалимская церкви.
10.
Входо-Иерусалимская церковь (1707 г.) расположена между Гостиным двором и оборонительными укреплениями суздальского кремля, в юго-западном углу торговой площади. Как и многие суздальские храмы, она встала на место прежней деревянной. Предшественница этой церкви называлась Пятницкой и была снесена из-за ветхости. Это типичная «летняя» церковь, небольшой кубический объем которой украшен карнизами с интересным рисунком: пяты арочек опираются на небольшие консоли. Стены храма гладкие, окна украшены резными наличниками.
11.
Пятницкая «теплая-зимняя» церковь (1772г.) была построена рядом с «холодной-летней» Входо-Иерусалимской и называлась Никольской, но благодаря тому, что прежде здесь стояла старая деревянная Пятницкая церковь, это название закрепилось за новым храмом в речи суздальцев. Как и прочие «зимние» церкви, она представляет собой две каменные клети с широкой абсидой с восточной стороны. Но в отличие от большинства «зимних» храмов на центральный куб у нее поставлен восьмерик с высоким куполом, увенчанным необычной фигурной главкой. Эта пара церквей до революции была единым комплексом, с колокольней и кирпичной оградой.
12.
Успенская церковь (XVII в.) «на княжьем дворе», в восточной части суздальского кремля, у дороги, на которой когда-то стояла проездная Ильинская башня, была построена приблизительно во второй половине XVII века. Изначально при храме были шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.), ее окружала изящная невысокая ограда с воротами и опорными столбиками-башенками. Все это было разрушено после 1926 года, когда решалась судьба самой Успенской церкви.
13.
Успенская церковь - одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко. Широкий восьмерик на четверике украшен в этом архитектурном стиле - не очень пышно, но изящно. Широкий купол церкви увенчан небольшой главкой на высоком барабане интересной двухъярусной формы.
14.
15.
Гостиный двор и комплекс церквей в историческом центре Суздаля.
16.
Ильинская церковь (1744 г.) была построена на месте прежней деревянной, которая была перенесена на Иванову гору с западной стороны посада по приказу митрополита Иллариона.
17.
Эта одна из самых заметных отдельных суздальских церквей стоит на берегу реки Каменки, на краю Ильинского луга, там, где некогда располагалась архиерейская слобода. После революции, в 1930-х годах, были разрушены примыкавшая к церкви колокольня и теплая церковь Иоанна Богослова (XVIII век). С тех пор Ильинская церковь - небольшой восьмерик на четверике - стоит одна на возвышении над рекой, окруженная несколькими невысокими частными домами.
18.
19.
Соборная колокольня (1635) в Суздальском кремле находится к югу от Рождественского собора в ансамбле суздальского кремля и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом - полица, характерный элемент крепостных башен. В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон. Во втором этаже колокольни были устроены два престола.
20.
Рождественский собор (XII-XVI вв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы - первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистопное мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами.
21.
Собор неоднократно перестраивался. В 1445 г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. В 1530 г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней. Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав.
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами. В августе 2005 г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635 гг.), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982 г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
22.
Архиерейские палаты (XV-XVIII вв.) - сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть - епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны - земляным валом.
23.
24.
Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом, схожим с вторым крыльцом со стороны колокольни.
В состав Архиерейских палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и упомянутая домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц.
25.
26.
Деревянная Никольская церковь (1766 г.) была перевезена в Кремль из села Глотово Юрьев-Польского района. Она поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII веке.
Село Глотово известно тем, что в нем будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это никак не подтверждается, кроме как устными преданиями.
27.
Деревянная церковь - редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Этот сруб почти такой же высоты, как и центральный, граненая апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон. Главка поставлена на конек крыши и покрыта лемехом - деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами.
Стройная золотистая церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля, и можно только порадоваться, что ее не стали переносить на территорию музея деревянного зодчества.28.
Ильинская церковь на одноименном суздальском лугу.
29.
Ильинский луг - самый значительный и древний луг в Суздале площадью более 40 гектаров и расположен в среднем течении реки Каменки. Иное название - Лебяжий луг.
30.
Еще один вариант...
31.
Это особо охраняемая природная территория регионального значения. Очень красивое место. Водится здесь более 120 видов птиц, включая редких, около 60 видов чаек, в том числе и большая серая.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Было уже около 10 вечера. Пока я снимал, группа моих товарищей внимательно слушала экскурсовода Германа. Между прочим, совершенно уникальной информацией он обладает…, и кое, что мне все же удалось обрывками услышать…
Вечер был классический летний и теплый. Места эти какие то «загадочно-сказочно-архетипные». Так часто упоминаемое мной умиротворение разлито повсюду, ты чувствуешь покой и какую-то мягкую воодушевленную радость.
Рядом с нами оказались открыто улыбающиеся иностранцы почтенного возраста. Оказалось, что это потомки тех итальянцев, что содержались здесь в качестве военнопленных в Свято-Евфимьевом монастыре после окончания 2-й Мировой. Они сидели на лавочках, что-то тихонько обсуждали и чувствовалось, что всецело наслаждались этим суздальским вечером, как и мы все.
39.
40.
Все таки, Суздаль это такое место, где надо обязательно побывать, причем выбрать время, чтобы спокойно и без беготни мирно и от души впитать неповторимые и восхитительные вибрации этого чу́́дного древнерусского города.
41.
Источники:
http://suzdal.org.ru/ © Vladimir d’Ar