Всего 51 фото
Во второй части я уделил больше внимание литографиям, гравюрам, картинам, подлинным рукописям, печатным книгам, лубкам, памятникам декоративно-прикладного искусства, паломническим сувенирам.
Начало: Часть 1. Надо сказать, если неспешно обходить эту выставку, то постепенно начинаешь впитывать этот удивительный исторический и духовный контекст, связанный с Троице-Сергиевой лаврой и Сергием Радонежским. Сознанию становится тесно, оно перегружается, начинает отпускать свой контроль и выставка постепенно становится частью тебя.. Необычно… Однако продолжим ее осмотр…
02.
Преподобный Сергий Радонежский на молитве в келии. Литография. Хромолитография М.Т. Соловьева. Москва. 1892 год.
03.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Хромолитография М.Т. Соловьева. Москва. 1891 год.
04.
Преподобный Сергий Радонежский. Литография. Хромолитография М.Т. Соловьева. Москва. 1892 год.
05.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Хромолитография М.Т. Соловьева. Москва. 1892 год.
06.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Хромолитография М.Т. Соловьева. Москва. 1892 год.
07.
Преподобный Сергий Радонежский с житием. Хромолитография. И. Бараблин. Изображение с древнего образа.
08.
Кончина преподобного Сергия Радонежского. Литография П.П. Щеглова. Москва. 1892 год.
09.
Перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Литография. Хромолитография П.П. Щеглова. Москва. 1892 год.
10.
На выставке множество гравюр.
11.
Осада Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Гравюры. XVII век.
12.
«Преподобный Сергий Радонежский с житием в 20 клеймах». Середина XVIII века. Бумага. Гравюра резцом.
13.
Преподобный Сергий Радонежский. Житие и молитва преподобному. Бумага. Гравюра резцом.
14.
Спас Смоленский с избранными святыми. Середина XVIII века. Бумага. Гравюра резцом.
15.
Необычный и непривычный образ преподобного Сергия Радонежского.
16.
17.
Троице-Сергиева лавра.
18.
19.
Ф.И. Кампорези. План Троице-Сергиевой лавры. Около 1800 года. Бумага, офорт, акварель.
20.
21.
...Представлено много редких книг как рукописных таки печатных.
22.
Стихарь. Писец Епифан. Троице-Сергиев монастырь. 1380 год.
23.
Сборник с лицевым житием преподобного Сергия Радонежского. Москва. Третья четверть XVIII века.
24.
Житие преподобного Сергия Радонежского, лицевое. Москва. Конец XVI века.
25.
Служебник преподобного Сергия Радонежского. Конец XIV века.
26.
Сборник с лицевым житием преподобного Сергия Радонежского. Москва. Третья четверть XVIII века. Миниатюра «Явление преподобного Сергия Радонежского во Казани».
27.
Слева направо:
Библия (Геннадиевская библия). Новгород. 1499 год. Вклад митрополита московского и Всея Руси Варлаама (1511-1521 гг.) в Троице-Сергиев монастырь.
Кадило. Россия. 1597 год. Серебро, золочение, литье, резьба.
Собрание сочинений Максима Грека. Троице-Сергиева лавра. 1795 год (с рукописи 1705 года).
28.
29.
Параман. Россия. XVII век. Атлас, тафта, серебряные пряденые нити, шелковый шнур. Ткачество шитье в «прикреп». Из раскопок кладбища Симонова монастыря (у стен собора).
Параман - принадлежность облачения монаха малой схимы, небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и Адамовой головы. Носится на теле под одеждой на четырёх шнурах, пришитых по углам, таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а шнуры образуют на груди крест. Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом.
30.
Пелена подвесная «Голгофский крест со святыми Николаем Чудотворцем и Сергием Радонежским». Россия. Москва. Первая треть XVII века. Шелк (иностранное производство,), цветные шелковые некрученые нити, серебряные и золотые пряденые нити, ткачество, шить «в раскол», шов «косая стежка», «в прикреп». Плат подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте. Исполнение подвесной пелены было знаком особого почитания данного образа, благочестия заказчика и исполнителя. На пеленах чаще всего изображались голгофские кресты, реже вышивались изображения Богоматери, Христа, святых или «праздников».
31.
Чернильницы. Россия. XVII век - начало XVIII века. Медный сплав, литье.
32.
33.
Тарелки и чашки сувернирные в память о 500-летии преставления преподобного Сергия Радонежского. Россия. Конец XIX - начало XX века. Фаянс, роспись. Завод товарищества М.С. Кузнецова в Дмитрове и Твери.
34.
Вилки и ложки с изображением сцен из жития преподобного Сергия Радонежского.
35.
Газета «Московский листок». Прибавление к номеру 283. Москва. 11 октября 1892 года.
36.
Билет для входа в трапезу Троице-Сергиевой лавры в день празднования 500-летия преставления преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября 1892 года.
Карточка с указанием места для размещения на трапезе Троице-Сергиевой лавры в день празднования 500-летия преставления преподобного Сергия Радонежского. 25 сентября 1892 года.
37.
Иконка «Преподобный Сергий Радонежский». Россия. Вторая половина XIX века.
38.
Образок в память о 500-летии преставления преподобного Сергия Радонежского. Россия. Конец XIX века. Медный сплав, штамп, серебрение.
39.
40.
Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому». Мастерские Троице-Сергиева монастыря. Первая треть XVIII века. Дерево, левкас, темпера. ГИМ.
41.
Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому». Конец XIX - начало XX века. Дерево, левкас, темпера, стеклярус. Из личных вещей Е.И. Забелина. ГИМ.
42.
Есть рад необычных картин…
«Пеликан, питающий птенцов своею кровью». Первая половина XIX века. Холст. Масло. Неизвестный художник. Смысл здесь в том, что христианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим Свою кровь во имя спасения человечества.43.
Неизвестный художник. «Союзом любве связуеми апостоли». Первая половина XIX века. В кафедральных соборах после литургии свершается уникальный чин Омовения ног, во время которого поется ирмос «Союзом любве связуеми апостоли» часто на музыку Г.Львовского и особые стихиры... Любопытно…
44.
Неизвестный художник (монограммист П.К.Б.). Монах, распинаемый страстями (Житие истинного монаха). 1831 год. Холст. Масло.
В центральной части иконы изображен семиконечный крест, утвержденный на ступенчатом основании. На его фоне - распятый монах, держащий в руках два факела. На боковых и нижней ветвях креста присутствуют надписи, именующие монашеские добродетели: послушание, чистота, нищета. На груди монаха - раскрытая книга с текстом из покаянного 118 псалма, на мантии - цитаты из Евангелия и Псалтыри.
По сторонам распятия - мирские соблазны, представленные в виде аллегорических фигур. Слева - бес, пытающийся опрокинуть крест. Надпись рядом с изображением цитирует текст Послания святого Апостола Павла к Ефесянам: «Не дадите места дияволу». Композиция «Распятие страстей», имеющая прототипы в греческой иконографии, получила широкое распространение в старообрядческом искусстве.
45.
И в заключение портретная галерея московских митрополитов - священно архимандритов Лавры. Мне показалось, что стоит выделить некоторые их портреты, что привлекли мое внимание…
46.
47.
48.
49.
50.
И в финале - картина художника Сергея Ефошкина "Лавра"...
51.
Источник Конечно, это специфическая выставка. И, это скорее не выставка, а некий итог и признак мощнейшего капитала накопленного духовного опыта, связанного с именем великого русского святого. Наверное, лучше не скажешь, чем сказал Путин на праздновании 700-летия Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре 17 июля 2014 года:
"…Заветы Сергия Радонежского - это ключ к пониманию России. К познанию первооснов - ее исторических традиций, единства и сплоченности. Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях - сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее!"
Понятие «понравилось» или «не понравилось» совершенно не применимо к этой необычной выставке. Скажу так - это основательная веха на пути укрепления духовных основ нашей Родины, на пути к процветанию независимой и свободной России… Хотел сделать подробный итоговый раздел об этой выставке, но после работы над материалом понял, что в данном случае сами экспонаты расскажут гораздо больше, чем собственные впечатления..., поэтому моих комментариев здесь самый минимум. Ну, как то так…
Часть 1 © Vladimir d’Ar
Часть 1