700-летнему юбилею Сергия Радонежского посвящается… Часть 1
Всего 45 фото
На эту выставку я уже давно сходил, но все не было времени обработать фотографии. Но канун 700-летнего юбилея Сергия подошел быстро, и я решил все же поднапрячься и выложить этот материал именно к праздничным дням, посвящённым этому событию - 18-20 июля 2014 года.
Сергий Радонежский, пожалуй, самый почитаемый наш святой. Его роль в становлении единого русского государства трудно переоценить. Он является не только святым, но и символом становления нашей Родины. Имя Сергия Радонежского неразрывно связано с освобождением Руси от ордынского ига, и конечно, Исторический музей, не мог не посвятить его юбилею и основанной им Троице-Сергиевой Лавре эту масштабную выставку. Мне было очень интересно, что сможет представить Исторический музей к этому событию важному не только для православных верующих, но и всех русских людей по большому счету.
Мои ожидания полностью оправдались - Исторический музей смог поразить не только насыщенным историческим материалом, но воссозданным неповторимым ощущением от контакта с его «намоленными» иконами и артефактами. На выставке представлено множество икон, литографий, гравюр, картин, печатных изданий, предметов культа.
Источников о житии преподобного Сергия можно в изобилии найти в сети, поэтому я не буду подробно излагать его очень богатую и насыщенную служением и чудесами жизнь - важнее другое - впечатление о выставке, от ее сокровищ, и что ты ощутишь, посетив это удивительное и, без преувеличения, святое место, рассказывающее в своих экспонатах о Сергии Радонежском - Воспитателе и Устроителе России, - говоря недавними словами нашего Президента.
Обилие экспонатов восхищает. По самой выставке можно ходить часами. Здесь нет навязываемого «маршрута обхода», выставочное пространство многогранно, многомерно и разнообразно. На это обращаешь внимание, обходя выставку еще и еще раз, снова и снова открывая ее чудные грани и узнавая много интересного о Сергии и о том, что и как с ним было связано...
02.
Я хотел выложить единый пост об этой выставке, но, как это часто у меня бывает, пост не прошел «согласование ЖЖ» по своему объему) И я не стал урезать свой рассказ потому, что материал, по моему мнению, довольно разнообразный и может быть полезен очень «разному» читателю, а посему Сергию Радонежскому посвятил я эти два поста (
продолжение - часть 2). В процессе осмотра я буду по возможности комментировать визуальный ряд и описывать свои ощущения.
Давайте, все же, пройдем вместе по этому выставочному пространству и погрузимся в необычный мир русской истории, православной церкви - в неповторимый контекст этого святого. Конечно же, посещать эту выставку нужно подготовленным и понимать, зачем ты туда идешь. Человеку в праздном любопытстве она, наверное, покажется скучной, неинтересной и перегруженной экспонатами. Но, если ты идешь навстречу со святым, со своими глубокими мыслями о вере и любви, за благословлением, с трепетными сокровенными просьбами, страстным желанием получить еще одно откровение и добрую помощь - в этом случае вы получите духовный опыт и одновременно узнаете множество любопытных деталей и подробностей о преподобном.
Сергий является основателем Троице-Сергиевой лавры. Ей отведена особая роль - по праву Лавра считается православной твердыней, истоком веры и сокровищницей общенациональной культуры. Именно Сергий отсюда инициировал объединение всех русских земель, на чистой духовной основе показывая пример не стяжания, чистоты и абсолютной святости. Троице-Сергиева лавра постепенно стала духовным могучим центром русского самосознания. Главным делом преподобного Сергия стало устроение жизни вокруг себя по образу Божественного Триединства - Троицы.
Л.С. Степанов. Вид Троице-Сергиевой лавры с юго-восточной стороны.
03.
04.
Сразу же привлекают внимание 10 икон, расположенных на стене выставочного зала в два ряда с характерным красноватым фоном пространства на всех изображениях.
05.
Это комплекс из десяти икон с сюжетами бытия преподобного Сергия Радонежского. Поволжье. Конец XVIII века.
06.
1. Чудо Преподобного Сергия прежде его рождения. Еще будучи во чреве своей матери, которая находилась на службе в храме во время исполнения церковным хором песни ангелов ребенок, по словам его брата Стефана, трижды громко вскричал и все присутствовавшие на службе слышали его крик. На, что воодушевленный священник сказал, что «…произойдет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы…».
07.
2. Рождество Варфоломея-Сергия.
08.
3. Крещение Варфоломея-Сергия.
09.
4. Видение отроку Варфоломею. Известный сюжет. Многие знают его по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Тогда юный Варфоломей (будущий Сергий) встретил в лесу ангела в образе монаха в схиме и, обратившись к нему, посетовал, что с трудом дается ему обучение грамоте… Инок выслушал Варфоломея и исполнил его просьбу начав за него молиться. Окончив молитву, он благословил отрока и сказал:
- «…Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь то, что нужно, так что ты и других можешь поучать…».10.
Картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», 1889-1890 гг.
11.
Источник 5. Обучение грамоте Варфоломея-Сергия. Здесь тот инок после встречи с ним сразу же был приглашен Варфоломеем в родительский дом и там этот ангел пророчески произнес:
- «…Отныне Господь дарует тебе знание грамоты…» и добавил обращаясь к его родителям:
- «…Велик будет сын ваш пред Богом и людьми, он станет некогда избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы…».
12.
6. Пустынножительство преподобного Сергия. Вместе со своим братом Стефаном Варфоломей отправляется в окрестности Радонежа в поисках места для обители. Воздвигли они деревянную церковь, посвятив ее Троице. Обитель была освящена с благословления московского митрополита Феогноста. Для этого братья ездили в Москву. Позднее его Брат Стефан оставит Варфоломея в одиночестве не выдержав монашеских лишений, и переберется в Москву в Богоявленский монастырь…
Игумен Митрофан постриг Варфоломея в иноки на 24-м году его жизни. Обряд пострижения был совершен в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха и дано ему имя было Сергий (имя Сергий - древнеримское, обозначает "высокий, почтенный). Позднее покидая обитель Митрофан предрек:
- «…На месте сем Бог воздвигнет большую и славную обитель, где будет прославляться великое и страшное имя Его и просияет добродетель…».13.
7. Чудо преподобного Сергия Радонежского о воскрешении умершего отрока. Однажды в Сергиеву обитель отец принес своего сына, страдавшего смертельной болезнью, который вскоре умер на пути в монастырь. Безутешный отец, оставив тело отрока в обители отправился готовить гроб для него, а Сергий, сжалившись над его горем стал молиться об отроке, который вскоре ожил… Сергий, кстати, запретил отцу рассказывать об этом чуде… Однако, о нем впоследствии стало известно от учеников Сергия…
14.
8. Преподобный Сергий благословляет хлеба. На этой иконе описывается сюжет, когда в обители закончились съестные припасы и хлеб, причем ситуация была крайне тяжелой. Монахи ослабели, предались унынию и уже обреченно собирались покинуть обитель. Сергий собрал братию и стал поучать и утешать их, говоря, что это испытание и, что он верит, что Господь не оставит этого места и живущих в нём и, что пропитание будет им. Он еще беседовал с ними, когда прибежал привратник, крича, что прибыла подвода с едой… И так было и на второй и третий дни. Тот, кто посылал еду в обитель, как говорят сегодня, «пожелал остаться неизвестным»…)
15.
9. Видение чудесных птиц преподобному Сергию. И «…появился на небе свет яркий, который всю ночную тьму разогнал…», и Сергий «…увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастыря. И голос был слышен, говорящий: «Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти». Очевидно, это видение было метафорой о том, что Троице-Сергиева Лавра будет процветать в будущем и число последователей Сергия увеличится многократно…
16.
Художник Сергей Ефошкин - Видение чудесных птиц преподобному Сергию
17.
Источник 10. Преставление преподобного Сергия. За полгода до своей кончины Сергий получил в откровении точный день своей смерти, сообщил это братии, назначил преемником Никона - первого своего ученика и стал готовиться к переходу. Кстати, через тридцать лет после его смерти он явился во сне к одному из верующих и поручил сообщить игумену обители, что его тело окружает вода и что слишком долго оставляют его во гробе… Захоронение было вскрыто, гроб действительно стоял в воде, но ни тело ни одежды Сергия не были тронуты тлением и стоял благоухающий аромат. Так были обретены его мощи.
18.
Однако, погрузившись немного в исторический и православный контекст продолжим наш осмотр…
19.
Икон очень много, они разные и по времени написания и по своим сюжетам и персонажам.
20.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием в 36 клеймах». Ярославские земли. Конец XVII начало XVIII века.
21.
Икона «Житие преподобного Сергия Радонежского».
22.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием в 20 клеймах». Русский Север. Последняя треть XVI века.
23.
24.
25.
Икона «Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец в 24 клеймах». Московская школа. 60-е года XVIII века. Духовный друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского. Его лично знали и почитали великие князья Симеон Иоаннович Гордый и Иоанн Иоаннович II (Кроткий), к советам которого прислушивался святой благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской, к гробнице которого совершал паломничество царь Иоанн Васильевич Грозный.
26.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием в 12 клеймах». Москва. Середина - конец XVII века.
27.
Икона «Преподобный Сергий и Никон Радонежские в молении Святой Троице». Центральная Россия. Третья половина XVI века.
28.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием в 18 клеймах». Мастерская московского митрополита Макария. Середина XVI века.
29.
30.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием в 19 клеймах». Москва. Середина XVII века. Из старообрядческого поморского храма в Токмаковском переулке в Москве.
31.
Центральное ядро выставки - три значимые иконы.
32.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием в 19 клеймах». Москва. 80-90-е годы XV века. Из Успенского собора Московского Кремля.
33.
34.
Икона «Богоматерь с младенцем на троне с предстоящим Сергием Радонежским». Москва. Первая треть XV века. Происходит из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря, основанного в 1353 году близ Александровой слободы.
35.
Икона «Троица Ветхозаветная». Москва. Начало XVI века. Происходит из Троицкого (ранее) Покровского собора Успенского монастыря в Александровой слободе. Здесь Пресвятая Троица предстает во образе Трех Ангелов за престолом. Преподобный Сергий обращает внимание на главный урок, который люди могут получить при созерцании образа Божественного Триединства: знание о бесконечной любви Божией, нисходящей в мир и взывающей к ответной любви всех людей.
36.
37.
Вверху - Икона «Преподобный Сергий Радонежский». Первая половина XVIII века.
Ниже - Пелена «Святой митрополит Алексий». Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Россия. 70-е годы XVII века. Атлас. Холст. В 1320 году Алексий вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители - старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского.
38.
Икона «Преподобный Дмитрий Прилуцкий». Русский Север. Середина XVIII века. В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так широко распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север.
39.
Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие». Середина - вторая половина XIX века. Из скита святого преподобного Сергия Радонежского. Эти соловецкие святые продолжили лучшие традиции русского монастырского подвижничества, заложенные веком раньше преподобным Сергием Радонежским.
40.
Икона «Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский». Выговская старообрядческая пустынь. Конец XVIII - начало XIX века. Среди духовных преемников святого Сергия особо прославились тайновидцы Пресвятой Троицы и строители Троицких монастырей преподобные Александр Свирский (+1433) и Макарий Желтоводский (+1444), нередко изображающиеся на иконах именно как созерцатели виде́ния Пресвятой Троицы.
41.
Икона «Преподобный Корнилий Комельский». Вологодские земли. Начало XVIII века. Некоторое время (около 1530-1535 гг.) святой Корнилий провёл в затворе в Троице-Сергиевой Лавре…
42.
Икона «Преподобный Кирилл Белозерский». Москва. Середина. XVI века. Преподобный Кирилл - самый знаменитый из учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского. Основанный им в глухом Вологодском крае Кирилло-Белозерский монастырь стал главным духовным центром всей северной Руси.
43.
Икона «Образ всех российских чудотворцев». Выговская старообрядческая пустынь. Конец XVIII - начало XIX века.
44.
Торжественное и мягкое ощущение окутывает тебя, когда ты в молчании внимаешь, истории и тому, что льется и исходит от икон. Конечно, энергетика слегка смешанная, надломленная и совсем разная, но общее ощущение умиротворения и гармонии, бесспорно, принимается твоим бессознательным. Я хорошо знаю, что совсем не обязательно принимать эти посылы сознанием, но возможно открыть им свою душу - благодать этих святых имеет место быть и остается только ощутить и принять ее…
45.
Здесь мы немного прервемся и перейдем ко второй части моего рассказа о выставке Обитель преподобного Сергия.
© Vladimir d’Ar
Часть 2