Всего 47 фото
Сразу и заранее скажу - выставка понравилась и, даже, очень. Вот только представлена она в довольно своеобразном интегрированном виде с выставкой замечательного скульптора Даши Намдакова. Идея понятна - Даши творит в уникальном этническом запредельном степном стиле, тонко вытягивая нити прошлого из своего бездонного внутреннего шаманского мира и мотивов «говорящих» археологических артефактов найденных в бескрайних степях Евразии связанных с ним по крови. Идея замечательная, но при первом знакомстве с выставкой «Кочевник. Между Небом и Землей» поначалу удивляет, что доминируют в основной экспозиции именно скульптуры и графика Даши Намдакова. Если вы пришли окунуться в давний и тонкий мир археологических находок из степей древней Евразии, на ту самую юбилейную экспозиция Исторического музея, приуроченную к 100-летию отдела археологических памятников музея, то ее сразу практически не видно - скульптура бурятского мастера завораживает и завлекает все ваше внимание. Только пару мгновений спустя начинаешь понимать, что основная экспозиция выставки «Кочевник. Между Небом и Землей» находится на периферии основной выставочной площадки музея - в основном слева и справа от центральной скульптурной экспозиции.
Потом я долго размышлял - а можно ли было, как то по иному представить эти уникальные артефакты и скульптуры Даши и пришел к выводу, что эта своеобразное сплетение прошлого, настоящего и будущего очень даже интересно подано и представляет собой скорее целый арт-проект, нежели обычную выставку археологических древностей. Конечно, понятно, что если бы Исторический музей обладал уникальнейшими и значительными экспонатами
вроде шедевров «Фракийского золота», авторы выставки постарались бы их экспонировать в основной экспозиции, но увы… Однако - к нашим корням!...)
Совсем недавно, обрабатывая этот визуальный и соответствующий исторический материал, я решил разделить для публикации
скульптуру Даши Намдакова и эту выставку не только потому, что они разные по духу Времени, но и из-за большого объема фотографий, что «проявились» в результате. Меня просто увлекло, как никогда, обработка этого визуального материала, что еще больше способствовало непосредственному контакту с этими удивительными артефактами.
02.
Кочевники не строили долговременных жилищ, были подвижны, быстры как ветер, что и являлось несомненным преимуществом для их выживания и успехов в завоеваниях, но что также и означало получение впоследствии довольно скудных результатов из проводимых археологических раскопок по следам их проявления в те давние времена. Именно поэтому так ценны эти уцелевшие редчайшие экспонаты, что и представлены на этой замечательной выставке…
Наверное, нет особого смысла углубляться в Историю. Я лишь только попробую добавить в визуальный ряд немного исторического контекста и своих впечатлений, чтобы сделать просмотр комфортным и не сильно утомительным. Фото материала, как я уже говорил, получилось на удивление много, поэтому я разделил осмотр этой выставки на три, может быть и не совсем логичные части, но чтобы попытаться передать именно свое полное ощущение и видение этого давнего скрытого былого исторического пласта нашей истории и последовательной пластики одновременно сдержанного и моего восторженного впечатления от нее.
Как я уже упоминал - выставка «Кочевник. Между Небом и Землей» рассредоточена по периферии выставочного зала за пределами как бы стилизованной юрты кочевника, ядром которой, по сути, является центральная часть выставочного зала. Если предстоит осматривать экспозицию по кругу, то я обычно доверяю своему чутью, как начинать осмотр - по часовой стрелке или против!?…) В этот раз «потянуло» вправо - вот так мы и будем обходить эту замечательную хоть и камерную, но чрезвычайно насыщенную выставку в новом отдельном выставочном зале Исторического музея.
03.
Хочется также отметить чуткое и удивительно тонкое оформление выставки ее авторами. Скульптуры Даши Намдакова неумолимо затягивают и создают тот самый неповторимый объемный контекст Великой Степи, чему также способствует удачно подобранная этническая музыка, звуки шаманских барабанов и сдержанное и гулкое как Эхо Времени ржание боевых скакунов степняков. Повсюду большие панно из известного фильма «Монгол», где Даши выступил в качестве главного художника-постановщика, в том числе и, конечно, по костюмам. Авторам выставки, зачет и восхищение. Чувствуется, что проект создавался на одном дыхании и в творческом вдохновении. Результат оправдал себя полностью - ты находишься в полном контакте с Великой Степью, входишь в эти зыбкие пласты прошлого и уже с этих позиций начинаешь осмотр экспозиции. Замечательно! Авторам удалось создать зыбкий трансовый исходный посыл для погружения в исторический контекст представленных экспонатов и сделать попытку раскрыть внутреннюю точку сборки зрителя для инициирования принятия и сосредоточения для его глубокого контакта с уцелевшими артефактами такой неумолимой Истории.
В правой части центральной композиции выставки сразу бросается в глаза большой стенд с холодным оружием степняков.
04.
Над ним одна из многочисленных графических работ Даши Намдакова «Воин с саблей». 2002 год. Из серии «Воины».
05.
Рассмотрим, что находится в этой выставочной витрине. В верхней части стенда - меч VI-V в. до н.э. Железо. Золото. Серебро. Чуть ниже - меч XVI-XVIII вв. Сталь.
Рукоять меча. VI-V в. до н.э. Железо. Золото. Серебро. Могильник Тагискен. Казахстан.
06.
Золотая накладка ножен меча. Золото. Могильник Тагискен. Казахстан.
07.
Золотые антропоморфные накладки-пластины церемониального пояса. IV в. до н.э.
08.
09.
10.
Все эти 9 пластин, если интересно, вы можете внимательно рассмотреть у меня в Яндекс-фотках, стоит только навести курсор на любое фото и нажать левую кнопку мыши...
Медное зеркало. IV в. до н.э.
11.
Также в центральной экспозиции между скульптурами нашего бурятского Дали определенно впечатляют железные маски сибирских шаманов конца XIX-XX вв…
12.
… и впечатляющие глиняные хакасские погребальные маски V-VI веков из могильника Уйбат II…
13.
Эти удивительные погребальные маски заслуживают отдельного и почтенного внимания… Не забываем, что мы касаемся уже совершено реального погребального ритуала связанного с конкретными жившими когда-то личностями, образы которых и характеры хорошо переданы теми, кто готовил умерших в последний путь при погребальных манипуляциях. Те, кто создавал эти маски, чутко сохранили индивидуальность умерших, что сразу чувствуется.
К этим маскам я подходил неоднократно. Они не только «взывали к вечности», но и что-то шептали мне... Неведомый, неосознаваемый и немного жутковатый контакт определенно осуществлялся. К таким артефактам надо подходить с почтением и уважением, если мы хотим оставить о себе в своем бессознательном ровные впечатления и тонкие мистические ощущения от такого взаимодействия…
14.
Здесь также выставлен и любопытный боевой металлический шлем степняка с, возможно, боевыми отметинами от вражеского меча…
15.
...и, бронзовый кинжал…
16.
Переходим к правой группе витрин выставки. Первый и уже вертикальный стенд посвящен буддизму и Великой Степи. Когда точно появился буддизм в Евразии точно не известно, но возможно он уже присутствовал в этом регионе к периоду до начала нового летоисчисления. Сведения о буддийских предметах культа уже с IV века регулярно появляются в китайских хрониках. Знакомство же самих монголов с буддизмом началось с XIII века, в период завоевательных походов Чингис-хана.
Буддизм же на территории России появился в начале XVII века, когда в 1609 году из степей Джунгарии (в Центральной Азии) в Россию переселилась часть западно-монгольских племен ойратов - предков современных калмыков. Вторым народом, принявшим буддизм стали буряты, кочевавшие в степях Прибайкалья и Забайкалья. Третьим народом в России, исповедовавшим буддизм стали тувинцы. Тува вошла в состав России (СССР) в 1944 году, ранее побывав вассалом Китая и позднее - независимой республикой под протекторатом России.
17.
…«Безмолвие»… И сказать более нечего!... Восхитительная скульптура головы Будды! Шедевр и яркая звезда коллекции Исторического музея. Завораживает!… VI-VIII вв. Глина. Городище Ак-Бешим. Киргизия.
18.
Буддийский алтарь. VI в. Бронза. Енисейская губерния.
19.
Зеркало. VII-IX вв. Бронза. Минусинская котловина.
20.
Рядом второй стенд с одинокой трогательной фигурой бурятского буддийского монаха, совершающего религиозный обряд работы Даши Намдакова. Артефактов связанных со «степным буддизмом» совсем не много и в процессе осмотра о нем больше ничего не будет напоминать.
21.
Вот, наконец, группа выставочных стендов с удивительными «степными артефактами». Она находится тут же в узковатом коридорчике за стилизованной степной юртой. На стенах этого выставочного пространства размещено множество характерных графических работ Даши Намдакова отражающих стиль, дух и образы воинственных степняков. И, вообще, слегка и запоздало, но рекомендую посмотреть все же
мой пост о выставке Даши - специфический контекст этой экспозиции реально и многократно усилится.
22.
Напротив этой группы витрин у стены находится скульптурное изображение всадника на коне. V-VIII вв. Известняк. Таврическая губерния.
23.
А чуть далее уже изваяние боевого коня степняков работы Даши Намдакова стилизованное под найденный археологический артефакт.
24.
Ну, а теперь, наконец, первая цельная и впечатляющая встреча с артефактами степной Евразии.
Здесь надо бы немного остановиться на шаманизме как глубокой мировоззренческой системе верований кочевников причудливо объединяющей «реальное» и «ирреальное» и проявляющеея в дуальном делении Космоса на две космические сферы - небесную и подземную. Небесную сферу олицетворяют птица и лось, а подземную - змея или рыба. Шаманы же считали себя как раз связующим звеном между этими сферами бытия. Кроме того, шаманство, по сути, было связано с культом родовых и семейных духов-хранителей. Сам шаман обладал тремя главными функциями: являлся стражем миропорядка в пределах своей соплеменной территории, хранителем равновесного состояния светлых и темных сил Среднего Мира и обеспечивал Жизненный Круговорот. Шаман в своем лице объединял три мира Вселенной - Верхний, Средний и Нижний и действовал между этими Мирами с помощью духов-хранителей Рода и своих Покровителей.
Главным помощником у шамана была змея, являющаяся центральным персонажем шаманского комплекса представлений, олицетворяющая Нижний Мир и обеспечивающая связь с ним. Образ змеи, змеи-стрелы проявляется во всем, что связано с шаманизмом и сохраняется во всех шаманских атрибутах и ритуалах, и в первую очередь в облачении шамана и его инструментах - колотушках и бубнах. Шаманизм в те времена основательно складывается в господствующую религию степных средневековых кочевников.
25.
И, вообще, общность культур ранних кочевников в Евразии проявлялась в так называемой скифской триаде, в состав которой входили близкие формы вооружения, конского снаряжения и своеобразное искусство «скифо-сибирского звериного стиля», что использовался в оформлении оружия и конской узды. Все проявления этой триады мы увидим с вами на этой выставке.
«Пластина с резным изображением». Первая половина V в. до н.э. Рог лося. Курганная группа Пятимары. Оренбургская область. Что изображено на пластине не сильно понятно, но угадываются очертания, очевидно, лося, борющегося с неким мифическим существом, возможно с представителем Подземного Мира …
26.
Пряжки подпружные и навершия. VI-VI в. до н.э. Бронза. Могильник Уйгарак. Казахстан.
27.
Навершия. Курсуковский клад. VI-V в. до н.э. Бронза. Иркутская область.
28.
29.
Навершия. Курсуковский клад. VI-V в. до н.э. Бронза. Иркутская область.
30.
Котел с зооморфными ручками. VI-I в. до н.э. Бронза. Минусинская котловина.
31.
32.
Резные предметы из дерева. V-III в. до н.э. и пряжки подпружные - VII-VI в. до н.э., бронза.
33.
Пряжки подпружные. Бронза. VII-VI в. до н.э.
34.
Украшения берестяного горита. Рубеж IV-V в. до н.э. Золото. Бронза. Могила Опишлянка. Харьковская область. Горит - деревянный футляр для лука и стрел, использовавшийся, в основном, скифами в конце VI - начале II веков до н. э.
35.
Бляха. I-II в. н.э. Золото. Бронза. Стеклянная паста. Курган у станции Тифлисская. Кубанская область.
36.
Пластина - оковка края деревянного сосуда. VI-V в. до н.э. Золото. Курган у с. Яблоневка. Курганская область.
Пластина - оковка края сосуда. V в. до н.э. Золото. Курган у д. Яблоневка. Курганская область. Екатеринославская губерния. Образ оленя здесь передан с невероятной пластикой...37.
Следующий стенд. В верхней его части - бронзовое зеркало с зооморфной ручкой. VI-V в до н.э. Урочище Биш-Оба. Оренбургская губерния.
38.
39.
Псалии. Часть древнего уздечного набора, представляет собой пару вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. V в. до н.э. Бронза. Могильник у с. Хошеутово. Астраханская область.
40.
Налобники. V в. до н.э. Бронза. Могильник у с. Хошеутово. Астраханская область.
41.
Подвеска. Корсуковский клад. Бронза. VI-IV вв. до н.э. Иркутская область.
42.
Навершия шумящие. Корсуковский клад. Бронза. VI-IV вв. до н.э. Иркутская область.
43.
Навершие шумящее. Бронза. VI-IV вв. до н.э. г. Илимск. Скорее всего, это верхние части посохов или рукояток мечей.
44.
Столик. Камень. VI-V вв. до н.э. Оренбургская губерния. Изящно! Не правда ли?
45.
№8 - Сбруйная бляха. Золото. Бронза. IV век. Северная Осетия.
№9 - Золотая подвеска. IV век до н.э. Могильник Ергени. Калмыкия.
№10 - Кольцо височное. Первая пол. II тыс. до н.э. Золото. Могильник Купухта. Оренбургская область.
46.
Бляха. Золото. Бронза. Стеклянная паста. I-II век. Курган у ст. Усть-Лабинская. Кубанская область.
47.
Продолжение:
Часть 2,
Часть 3. В ближайшее время)
© Vladimir d’Ar
Часть 2 Часть 3