«Скамья Врубеля» в Абрамцево, а также кое-что о Птице-Сирин и Птице-Алконост

May 08, 2019 17:43



Всего 37 фото

Увидеть именно «Скамью Врубеля» в Абрамцево я планировал очень давно, однако множество раз поездки в это интереснейшее место странным образом откладывались, переносились, и, я уж начал подумывать, а может и не надо вовсе ехать туда!?) Впрочем, 1 мая этого года обстоятельства к концу дня неожиданно сложились благосклонно и вот мы в Абрамцево уже на закате дня.

Что интересно, почему-то именно «Скамья Врубеля» меня интересовала даже больше чем усадьба Абрамцево в целом. Наверное личность самого Михаила Врубеля, «его демоны», яркий глубокий тяжелый проникновенный театрально-художественный стиль (короче, модерн же!) и побуждали увидеть это творения великого художника именно в рамках морозовской майоликовой  керамики. Конечно же, мы все знаем знаменитые врубелевские панно на фронтонах фасадов Метрополя и вроде бы «какая-то скамейка» в усадебном парке не должна была привлекать столько внимания, ан нет, всё говорило, что для меня это важно. Ну, и в общем, это самое важное и произошло... Уж не знаю, хватит ли впоследствии духу написать в подробностях об усадьбе Абрамцево и Савве Мамонтове, но о творении Врубеля уж совершенно точно, поскольку вы уже читаете текст настоящего поста. Если все сложится как нужно, этот материал станет составной частью большого и подробного уже именно об Абрамцево.

Вообще, «Скамейка Врубеля» упоминается во многих материалах и статьях в сети, но приличного и комплексного фотоматериала не хватает для интересующегося этой темой читателя. А причина в том, что «скамейка Врубеля» закрыта лаконичной защитной конструкцией, скорее напоминающей дачный парник с широкими белыми пластиковыми опорными конструкциями, нежели музейное укрытие художественной достопримечательности. Стекла «парника» (павильона) на природе при любом положении солнца так или иначе сильно и взаимно бликуют, так что сделать сносные фотографии «Скамьи Врубеля» в солнечную погоду становится затейливой задачей, предполагающей обязательную жесткую постобработку. В этих смыслах, моей целью, было, как увидеть «Скамью Врубеля», не торопясь поразглядывать её, так и по возможности сделать ряд информативных разноплановых фотографий чтобы читатель мог с спокойно и с чувством рассмотреть эту уникальную модерновую достопримечательность усадьбы Абрамцево. Короче, пришлось побороться не только с бликами (хотя надо было всего лишь взять с собой «полярик»), да и снимал кстати на старую зеркалку, которую надо было захватить в этот раз для экспериментов с городским пейзажем) Что из этого всего получилось!?) Давайте, посмотрим!

Структура изложения этого материала будет такой: история майоликового производства Саввы Мамонтова, рассказ о Михаиле Врубеле и параллельно мы будем осматривать уже саму "Скамью Врубеля", курсивом я выделю текстовые выкладки о Птице-Сирин, свои впечатления и мысли.

«Скамья Врубеля» находится в юго-восточной части территории усадьбы Абрамцево, рядом с Мастерской построенной по проекту В.А. Гартмана в 1873 году.
02.


«Студия-мастерская (Гартмана)» в усадьбе Абрамцево. Здесь кстати выставлены ряд работ Врубеля.

Началось Всё с того, что в 1870 году богатый промышленник Савва Мамонтов купил усадьбу Абрамцево у известного писателя славянофила  С.Т. Аксакова. Имя Саввы Мамонтова от истории русского искусства так же неотделимо, как имя купца Третьякова. Мамонтов - покровитель художников и сам художник-любитель, владелец и организатор не менее знаменитого оперного театра, где пел сам Федор Шаляпин. Даровитый самородок, человек кипучей энергии и размаха, Мамонтов обладал чутьем на таланты и умел их привлекать. Перейдя в его руки, Абрамцево стало центром притяжения учших художественных сил Москвы  которые стали приезжать, гостить и работать здесь.

Абрамцевский художественный кружок состоял из художников разных поколений. К старшему принадлежали Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Поленов, скульптор Марк Антокольский. Младшее поколение было представлено Константином Коровиным, Валентином Серовым, Михаилом Нестеровым, Еленой Поленовой, Марией Якунчиковой. Тон в кружке задавал Савва Иванович Мамонтов, деловая и практическая энергия которого соединялась с романтической преданностью искусству и верой - истина в красоте. Красоте придавалось жизнестроительное значение, ей предписывалась задача нравственного преображения жизни. Художники искали родную русскую красоту, опираясь при этом на идеи славянофильства, словно бы унаследованные непосредственно вместе с Абрамцевым.

Поскольку всё у нас здесь будет именно о Врубеле, то исключу многочисленные подробности о других русских художниках бывавших в Абрамцево. 03.


Вид «Скамьи Врубеля» с северо-запада со стороны усадебного дома. Естествено это тыльная сторона скамьи.

А в 1889 году была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики - изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Вероятно, главной причиной образования керамической мастерской стала идея возрождения ручного гончарного искусства и восстановление усадебных печей, поскольку уникальные печи усадьбы с многоцветными изразцами XVII века лежали в руинах. Так или иначе, но мастерская была создана и стала настоящим феноменом русской культуры того времени. В морозовских мастерских пробуют свои силы многие, но наибольший вклад внесли именно Михаил Врубель и Петр Ваулин.

Михаил Врубель - художник большого таланта работы с декором и поднимает это «утилитарное ремесло» до уровня настоящего искусства, ставшего вехой в истории русской скульптуры, ибо с его работами в традиционной скульптуре проявился цвет во всем его великолепии.
04.


А.Н. Волков. Портрет Врубеля. Фанера, масло.

На первых порах знакомства с меценатом Савва Мамонтов совершенно пленил Врубеля своей широкой натурой в соединении с даровитостью, а хозяин Абрамцево, видимо, сразу оценил по достоинству талант Врубеля: уже через два месяца после первого знакомства Врубель поселился в его гостеприимном доме и стал своим человеком у него в семье.

Петр Ваулин - молодой и одаренный энтузиаст керамики, по образованию химик-технолог, с воодушевлением принимающий задачу возрождения русской майолики, разработал новый технологический процесс, создал несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открылт забытый способ восстановительного обжига - процесса, основанного на химической реакции под воздействием огня и давления в печи обратного превращения оксидов, из которых состоят глазури, в металлы, что позволило добиваться потрясающих художественных эффектов в майолике.
05.


Портрет П.К. Ваулина. Старая фотография.

Как в самой майолике, при обжиге и трансмутировании в этом процессе красок, возникают невиданные по красоте эффекты, так и здесь, в мастерской, под патронажем С.И. Мамонтова, совместная работа гениального художника и талантливого химика-керамиста дала выдающийся результат, оказавший влияние на все виды русского искусства. Начало работам в керамико-художественной мастерской положили проекты Врубеля: печи для усадебного дома Абрамцево и его флигелей, надгробие Андрея Мамонтова, отдельные скульптуры.06.


Птица-Сирин на тыльной стороне "Скамьи Врубеля"

«Я опять в Абрамцеве… опять руковожу заводом изразцовых и терракотовых декораций… и постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом в Романо-византийском вкусе. Скульптура вся собственноручная. Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно» (Врубель в письме сестре Анне).

Достоинства абрамцевской майолики были высоко оценены современниками - и в России, и за границей. Работы занимали почетные места на российских и международных выставках. Составы покрытий были уникальны. Майолику Абрамцева отличает изумительная красота глазури: волшебная алхимия Ваулина превратила поверхность керамики в красочную драгоценность. Тонкая, полупрозрачная пленка, в которой присутствуют и золото, и серебро, и медь, и платина, придаёт им после обжига металлических отблеск и сказочное сияние. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году С.И. Мамонтов был награжден золотой медалью, как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель также получил золотую медаль за свои майоликовые работы, как художник - за камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», и за скульптуры по сюжетам опер. Майолики Абрамцевского завода превзошли работы не только художников-керамистов современной Европы, но и древних мастеров. Они являлись новым словом в керамическом искусстве, настоящим прорывом в технологии и необыкновенным памятником эпохи модерна. Изделия гончарного завода «Абрамцево» хранятся в крупнейших национальных собраниях России: в Третьяковской галерее, в Русском музее, музее керамики Кусково и других. А кроме того, мы имеем счастье ежедневно любоваться майоликой Завода на фасадах зданий российских городов.
07.

Птица-Сирин на виноградном дереве

Поскольку источников подробно описывающих художественный смысл образов именно Врубеля и в этом конкретно смысле я пока не нашел, давайте сами попробуем понять, кого изобразил здесь Врубель и проникнуть в суть его художественного замысла. Согласну большинству источников Врубель изобразил двух Птиц-Сирин на виноградном дереве. При внимательном рассмотрении этих былинных (сказочных) образов выяснилось несколько несоответствий. Однако, начнем с Птицы-Сирин.

Сирин входит в триаду птиц солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн - это птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире - 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-иному, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру? И почему Врубель сделал акцент именно на паре якобы Птиц-Сирин как на главном сюжете изображенном на этой сказочной скамье?
08.


Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] - птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах - воплощение несчастной души. Считается, что происходит образ Птицы-Сирин от греческих сирен. Однако все может быть как раз наоборот, греческие сирены похоже лишь вторичный источник. В славянской мифологии это чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; и является лишь счастливым людям (слишком оптимистичная характеристика - тут моё замечание). Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
09.


Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв - нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные», так описывают её "очевидцы")
10.


Сирин в древнерусском фольклоре (еще одна характеристика) - большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
11.


По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом - птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
12.


Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу - Алконоста.
13.

Майоликовая плитка «Скамьи Врубеля»

14.


В некоторых литературных источниках упоминается место обитания этого мистического существа. Славянская птица Сирин, по уверениям древних писателей, обитала в индийских землях, близ рая. Согласно другим сказаниям местом её обитания было сказочное Лукоморье, где рос известный по пушкинским сказкам дуб-великан. Именно на его ветвях и вили свои гнёзда девы-птицы.
15.


Согласно ряду литературных описаний, дева эта (Птица-Сирин) была прекрасна лицом. Тело её от плеч имело форму совы, а именно сыча. Перья были соответственно окрашены: серо-коричневые у основания и с тёмным тонким ободком по краю. Согласно древним описаниям, все девы-птицы были гологрудыми, однако в большинстве случаев Сирин и её сёстры изображались несколько иначе. Несмотря на то, что по пояс эти существа являлись человеком, обнажённой у них была только шея и зона декольте. Грудь же их покрывали перья или подобие одежд. Голову птицы Сирин на многих изображениях украшает венец, а в некоторых случаях - сияющий нимб, говорящий о её райском происхождении.
16.


Птица Сирин обладала прекрасным чарующим голосом. О чём же пела эта мифическая дева-птица? Из некоторых легенд можно узнать, что основной темой её песнопений был утерянный рай и описание его прелестей. Сладкоголосая дева описывала это место настолько заманчиво, что слушающие её люди забывали о реальной жизни и всей душой стремились попасть в загробный мир (ключевое слово). Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы.

Сиринъ есть птица отъ главы до пояса составъ и образъ человечь, отъ пояса же птица; нъцыи жь джут о сей, глаголюще зело ела копъниве быти еи, яко бъ кому послушающу глас ея, забывати все житие ея и отходити в пустыня по ней въ горах заблуждышу умирати (…). (древнерусский Азбуковник (ГПБ, О. XVI 1).17.


Из мифов о птице Сирин также известно, что она могла показать человеку то, что он пожелает. Расплата, правда, была слишком велика: кто-то слеп, кто-то утрачивал способность разговаривать, а кто-то и вовсе лишался жизни. Из этого можно сделать осторожный вывод, что это существо посылалось человеку как искушение. Если герой легенды выстоит перед ним, то останется при своём, если нет - беды не миновать. Далее приведём один пример из литературного наследия славян о деве-птице.
18.


Изначально славяне придавали изображениям птиц особый смысл. Так называемая «уточка» (та, что снесла два яйца - Явь и Навь - воплощение добра и зла), являющаяся упрощенным символом птицы, всегда несла положительный заряд. Что значит птица Сирин, изображённая, к примеру, на сундуке с хранящимися в нём тканями, платками и другим добром, или в виде схематического изображения на одежде славянки? В настоящий момент считается, что девы-птицы оберегают владельцев предметов, на которые они помещены. В стародавние времена верили, что их распростёртые крылья разгоняют несчастья и плохие мысли.
19.


В паре с Алконост Сирин считалась оберегом для женщин и детей. Этих персонажей часто вышивали на поясах. Такие предметы считались очень сильными оберегами. Именно Сирин олицетворяла чистоту помыслов, надежду на светлое будущее и помогала избавиться от различных соблазнов. Почему так произошло? Это до сих пор остаётся загадкой. Доподлинно известно, что негативные «функции» с начала I века н. э. на себя взяла Обида - тёмная птица, мало походившая на деву с крыльями Сирин.

Алконо́ст (алконст, алконос; искаж. др.-рус. алкионъ есть птица от греч. ἀλκυών - «зимородок») - в русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы. Легенды повествуют, что Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. На голове Алконоста обычно изображается корона как и у Сирин. В интерпретации Виктора Васнецова Алконост приобретает белое оперение и становится птицей-вестником радости и наслаждений. По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся.
20.


В.М. Васнецов «Сирин и Алконост». 1896. Холст, масло. 133х250.

Как мы видим, Сирин - «темный» персонаж (посланец загробного мира, Нави), она грустит и плачет (у нее темное оперение; на картине выше слева), а Алконост - «светлый» (райский посланец света, Слави), она радуется и смеется (у нее светлое оперение, на картине выше справа). В общем, скорее всего Врубель изобразил на тыльной стороне скамьи не Птицу-Сирин, а Птицу-Алконост, она и выступала оберегом семьи Мамонтовых в Абрамцево. Исключительные положительные стороны Алконост у Врубеля и подчеркиваются как раз белым цветом перьев этой удивительной сказочной птицы.
21.


Продолжим рассказ о Абрамцевской майолике и перейдем к лицевой стороне «Скамьи Врубеля"

В 1896 году Савва Мамонтов покупает несколько участков на окраине Москвы у Савеловской ж/д , расположенных между Нижней Масловкой (тогда Бутырским проездом), в современым владении №34, и безымянным проездом на Ямском поле (позже Чоколов пр., 2-я улица Ямского поля - сейчас ул. Правды) и строит завод по производству майолики. Тогда же сюда была перенесена и керамическая мастерская из усадьбы, получившая название Гончарный завод «Абрамцево».
22.


"Скамья Врубеля" со стороны усадебного парка

Продукция завода пользовалась успехом по всей стране. Здесь была создана знаменитая врубелевская «Принцесса Греза» - самое известное керамическое панно Москвы, украшающее фасад гостиницы Метрополь. Фасады Метрополя украшают еще 23 панно, выполненные на заводе Мамонтова. Это «Поклонение Божеству», «Поклонение природе», «Жизнь» и многие другие.
23.


Второй характерной чертой производства был прием, когда майолика делалась не на стандартной плитке, а на фигурных разномодульных кусочках, схожей с мозаикой (первым такой прием применил как раз Михаил Врубель). Интересно, что эту же технику применял в то же время Антонио Гауди - выдающийся испанский архитектор, активно применявший майолику в своем искусстве.
24.


Рисовать эскизы для изразцов становится для Врубеля в последние годы уходящего ХIX века настоящей страстью. Плитками с изысканными цветочными орнаментами, воплощающими самый дух модерна, отделаны печи в комнатах многих абрамцевских помещений и так эта самая "Скамейка Врубеля".
25.


Кредо Врубеля лучше всяких искусствоведов сформулировано им самим: "Декоративно - все, и только декоративно!". Абрамцевская гончарная мастерская дала Врубелю возможность воплотить свой декоративный дар в глине и гипсе.
26.


Врубель заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы хозяина усадьбы, создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова». Здесь он и познакомился со своей будущей женой - певицей Надеждой Забелой, которая в то время выступала в мамонтовской опере. Художник придумал для нее эскиз костюма Царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане». А затем написал знаменитую картину, для которой позировала Забела.
27.


Сказочная скамья Врубеля - керамическая скамья, установлена в 1915 году - через пять лет после смерти М.И. Врубеля на насыпном участке парка "Таньонов нос", названном по имени гувернёра Мамонтовых Ю.П.Таньона, обустроившего здесь садик. Скамья сделана в Абрамцевской керамической мастерской и декорирована изразцами, созданными по эскизам Михаила Врубеля и других художников. Часть изразцов была утрачена и скамья была реставрирована по технологии абрамцевской керамик
28.


Рассмотрим некоторые фрагменты майолики с увеличением.
29.


30.


31.


Место где сейчас находится "Скамья Врубеля" изначально называлось Таньонов нос. Такое название оно получило от имени гувернера детей Мамонтовых, француза Жюля Таньона. Этот человек вошел в историю русского искусства благодаря своей исключительной популярности у абрамцевских художников. Их очень забавляло, когда подвыпивший Таньон начинал петь русские песни, смешно коверкая русские слова. Гувернера Мамонтовых с удовольствием рисовали и даже лепили, причем его скульптурный портрет сделал сам хозяин усадьбы Савва Иванович. А еще у Таньона была страсть к садоводству.
32.


По настоянию Жюля Таньона с южной стороны дома был устроен небольшой садик на насыпном холме. Отсюда открывался красивый вид на окрестности и долину отрока Варфоломея, запечатленную на знаменитой картине Нестерова "Явление отроку Варфоломею".
33.


В этом месте любили работать на «пленэре» художники, а по вечерам хозяева и гости дома любовались закатом. Сейчас облик Таньонова носа неузнаваемо изменился: разросшиеся липы закрыли вид на долину, а вместо скамеек и клумб в 1915 году сооружена описываемая в этом материале "Скамья Врубеля".
34.


Еще некоторые детали сказочной скамьи.
35.


36.


Жаль, конечно, что "Скамья Врубеля" закрыта и мы не можем посмотреть на нее без того чтобы не смиряться с бликующими стеклами и  мешающими цельному обзору белыми пластиковыми опорами защитного павильона, и коснуться ее. Но, не это важно. Мое желание увидеть и лицерзреть эту сказочную скамью исполнилось, чудо произошло. Я остался очень доволен реализацией и воплощением своего давнего желания. Если подавляющее большинство масштабных уцелевших майоликовых панно находятся на приличной высоте, то здесь все рядом, мысль и чувства Врубеля доступны и легки для принятия, угадывания и понимания.
37.


Источники:

Анатолий Безнощенко. Это сказочное место Абрамцево...2018. Портал Проза.ру.
Усадьба Абрамцево в лицах и судьбах. Портал artchive.ru.
Курамическая мастерская Абрамцево - феномен русской культуры. Портал Русская майолика.
Скульптурные работы Врубеля. Портал tanais.info.
Портал Славянская культура. Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн.
И другие...

© Vladimir d’Ar, 2019

врубель, савва мамонтов, абрамцево, птица сирин, скамейка врубеля, михаил врубель, скамья врубеля, майолика

Previous post Next post
Up