Всего 43 фото
Продолжаем осмотр Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Мы остановились на том, что закончили осмотр северной стороны Рождественского собора. Пока его не будем осматривать но уделим для начала внимание двум очень интересным церквям монастыря - Святого Митрофания и Пророка Илиии. Продолжаем наше исследование.
Напротив северной стороны собора у нас Палаты настоятеля XVII века и Церковь Святого Митрофания 1760-х годов.
Палаты настоятеля (на фото ниже слева) единственное сохранившееся до нашего времени трехэтажное здание в архитектурном ансамбле монастыря. Построено оно в середине XVII века. С 1685 года корпус стал называться Архимандритчьими палатами (первым архимандритом был Феофан). Корпус многократно перестраивался и в настоящее время имеет вид николаевских казарм. Но если приглядеться к нему повнимательнее, заметны заложенные старые окна, элементы древнего украшения фасада, следы разобранных кирпичных крылец, ведущих к сеням вторых этажей.
Изнутри корпус устроен по односторонней коридорной системе. Окна нижнего этажа, выходящие к крепостной стене, имеют стрельчатую форму, а второго и третьего этажей - обычную прямоугольную. Это свидетельствует о том, что коридоры второго и третьего этажей были построены позже. Собственно покои, где проживал настоятель, размещались лишь в трех сообщающихся палатах второго этажа, из крайней из них был выход в церковь Митрофана Цареградского, которая примыкает к зданию с восточной стороны. В остальных палатах проживала братия, а первый этаж использовался преимущественно под мастерские и для хозяйственных целей. Сейчас на первом этаже здания располагаются гостевые кельи, на втором этаже, как и в старину, располагаются покои настоятеля, рабочие и гостевые помещения, на третьем этаже проживает братия.02.
Церковь Святого Митрофания смежная с Палатами настоятеля построена в 1760 году и является одним из поздних сооружений архитектурного ансамбля монастыря. Высота её 30,5 метров. Одноэтажная, но на высоком подклете, одноглавая, с пятигранной алтарной абсидой, церковь завершена восьмигранным глухим барабаном с шейкой, главкой и крестом. В прошлом с трех сторон здания была каменная паперть на столбах, которая из-за ветхости в 1792 году была разобрана. В настоящее время о ней напоминает лишь фрагмент в виде крыльца с южного фасада храма.03.
В подклети имеются две палаты, в одной из которых находится усыпальница настоятелей монастыря. Церковь имела два входа, один - с южной стороны через крытое крыльцо на соединенных арками кирпичных столбах, второй - из настоятельских палат.
04.
Храм серьезно пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Его восстановили и освятили снова только в 1819 г. В 1972 году, когда стали ремонтировать купол церкви, под кровлей обнаружили неразорвавшийся снаряд с времен Великой Отечественной войны. Отступавшие фашистские части производили обстрел местности, один из снарядов угодил в купол храма, но не взорвался. Снаряд пролежал в кровле храма тридцать лет, для его обезвреживания пришлось вызывать саперов. Тогда же в ходе ремонтных работ был укреплен верх церкви, заменена кровля, переделана деревянная лестница, укреплена цокольная часть с северной стороны. 27 июля 1992 года церковь Митрофана освятили, в престол были положены мощи мучеников Хозевитских, начались регулярные богослужения. В 2011 году старую оцинкованную кровлю заменили на медную, здание оштукатурили и покрасили снаружи.05.
Примерную дату постройки Храма Пророка Илии (на фото ниже) построенного восточнее от Рождественского собора можно определить по вкладной книге. В ней есть запись за 1670 год о том, что боярыня княгиня Мария Мироновна и ее сын князь Иоанн Борисович Репнин дали пятьсот рублей на строительство каменной церкви с больницей.06.
Храм пророка Илии - одноэтажный, небольшого размера, построенный в форме квадрата, с алтарем, устроенным полукружьем. Строительный материал - тяжеловесный кирпич. К церкви примыкают два помещения, в которых раньше располагались больничная палата и трапезная с небольшой кухней. Все три здания строились не одновременно, что видно по стыкам между ними. Между церковью и больничными палатами устроен “слуховой проем”, заставленный металлической решеткой. Сделано это, очевидно, для того, чтобы больные, находившиеся в палате, могли слышать и видеть церковную службу.07.
Северо-восточная часть монастырского двора, где расположены больничные палаты с Ильинской церковью, стала местом захоронения погибших в сражениях в 1610 году. Предание о том, что на этом месте было кладбище, подтвердилось в 1955-1960 годах, когда строили водонапорную башню и рыли траншеи для укладки водопроводных труб. Таким образом, храм пророка Илии с больничными палатами, построенный на костях предков, является своеобразным памятником тем героям, которые сложили свои головы в боях за Родину.08.
В воспоминание о печальных событиях 1610 года, когда поляки разорили монастырь и перебили всех его защитников, рядом с храмом пророка Илии установили каменный поклонный крест.09.
С храма пророка Илии началась новейшая история монастыря в конце XX века. После передачи советской властью Пафнутьева монастыря Калужской епархии в 1991 году в обитель вернулись монахи и начали совершать первые богослужения в этом храме. 13 апреля 1991 года состоялось освящение Ильинской церкви с Больничными палатами, в престол были положены мощи Свт. Харалампия, епископа Магнезийского.10.
Рассмотрим Поклонный крест внимательно.
11.
В нижней части Поклонного креста (слева) мы видим изображение преподобного Пафнутия
12.
13.
14.
15.
16.
Сторожевая башня.
17.
Здесь план этой башни покрупнее.
18.
Итак продолжаем осмотр Рождественского собора. Это уже южная сторона здания.
19.
20.
21.
22.
23.
Над южным порталом изображены святители Пётр и Алексий, митрополиты Московские; выше их - образ Рождества Пресвятой Богородицы, по сторонам - святые Антоний и Феодосии Печерский. Изображения конечно уже с трудом угадываются.
24.
С восточной стороны крепостной стены находится Братский Келейный корпус.
25.
Братский Келейный корпус или Юго-восточный Братский корпус значителен по своим размерам и снять его с земли даже с применением широкоугольного объектива довольно затейливое занятие. Но в помощь нам фотокамера квадрокоптера. На фото можно заметить на лужайке перед Братскими кельями контуры снесенного сейчас учебного корпуса школы механизации сельского хозяйства организованной здесь в 1935 г. (в нижней части кадра фото 26).
26.
В архитектуре этого здания отражаются три этапа строительства, проходившие с начала до середины XVII века. Корпус юго-восточных братских келий первоначально был трехэтажным, но после пожара и разорения монастыря наполеоновскими войсками в 1812 году третий этаж был утрачен. Протяженность здания составляет около 100 м, изогнутая его форма повторяет изгиб крепостной стены. Помещения как первого, так и второго этажей разбиты на изолированные секции, каждая состоит из сеней и 1-3 палат. Основной вход в палаты был с главного фасада. С задней стороны располагались выходы во двор либо в каменные "нужные места", примыкающие к корпусу со двора от крепостной стены. На первом этаже имеются одиночные кельи с двумя входами - с фасада и со двора. Все кельи и сени имеют сводчатые перекрытия. Для того, чтобы их восстановить, реставраторам пришлось проделать очень большую работу, так как в XIX веке сводчатые кирпичные перекрытия как первого, так и второго этажей были разобраны и взамен их сделаны плоские деревянные.27.
Очень красивая кормушка для птиц рядом с Братским корпусом.28.
С фасада корпус украшался крылечками, лестницами, ведущими на второй этаж. Нижние палаты преимущественно использовались для служебных целей: были здесь мастерские, а в кельях верхнего этажа жила братия. Более древняя часть корпуса - западная (справа на фото ниже), примыкающая к сохранившейся пристройке церкви преподобного Пафнутия.29.
В 1983 г. при реставрации северной кельи нижнего этажа юго-восточного корпуса была обнаружена старинная настенная роспись с изображением устройства Вселенной, близкого к известной со второго века по Р.Х. системе Птолемея. По углам всех четырех сводов и на потолке изображены семь планет. Представлены они в виде кругов, диаметром около полуметра, с концентрическими окружностями и секторами, выполненными в красках нежных мягких тонов. Рядом с изображениями планет указаны их названия и расстояния от Земли в тысячах милей. От круга, изображающего самую дальнюю планету Сатурн, по углам кельи опускаются вниз четыре цепи. Надпись, находящаяся ниже планет гласит: "Келию расписывал сей обители иеродиакон Серафим 1824 года февраля 14 дня".
Сейчас, как и в старину, на втором этаже корпуса живет братия, на первом этаже располагаются монастырское издательство и подсобные помещения.30.
Надвратный храм преподобного Пафнутия в XVI-XIX вв. находился над монастырскими воротами, через которые проходила основная дорога в монастырь. К храму были пристроены переходы, соединяющие его с зимними настоятельскими палатами и храмом Рождества Христова. Восточная сторона пристройки храма стала стеной пристроенных к ней в XVII в. юго-восточных братских келий.
31.
Рассмотрим ближе (уже к окончанию моего рассказа) всё что осталось от надвратного Храма святого Пафнутия.
32.
Проездная Георгиевская башня.
33.
Юго-восточный братский корпус смежный с фрагментом старой проездной церкви Святого Пафнутия.
34.
35.
Юго-восточная часть крепостной стены вдоль которой и расположен Келейный корпус.
36.
37.
Кстати на фото ниже можно заметить вдоль южной стены от Георгиевской башни до Святых Врат что-то вроде японского "Сада Камней".
38.
По периметру видны следы похожие на фундамент. Будем надеяться, что это не новый братский корпус, а будет здесь самый настоящий "Сад Камней" для размышлений и неспешной молитвы. Стоящий здесь крест по всей видимости говорит о том, что здесь были монастырские захоронения у западной стороны проездного храма Святого Пафнутия.39.
Южная стена монастыря. На дальнем плане Святые Врата.
40.
Схиархимандрит Власий (Перегонцев) - старец Власий Свято-Пафнутьего Боровского монастыря.
Схиархимандрит Власий (Перегонцев) родился 8 февраля 1934 году в верующей семье. Его бабушка, будучи схимонахиней, с раннего детства воспитывала мальчика в вере и благочестии, однако в советское время это приходилось тщательно скрывать. Обучаясь в Смоленском медицинском институте, будущий священник тайно ходил молиться и прислуживать в Успенский собор. Об этом донесли в ректорат института, после чего начались гонения и травля верующего студента. Тогда он решил оставить учебу и уехать из Смоленска - в Тамбовскую область, в город Козлов, где встретился с отцом Иларионом (Рыбарем) и по его предложению уехал в Закарпатье.
Через несколько лет отец Власий был пострижен в мантию в честь Власия Севастийского и исполнял послушание келейника у своего духовного наставника отца Илариона. Через некоторое время епископ смоленский Гедеон взял его в собор. Начинал свое служение будущий схиархимандрит с уборки алтаря, потом последовательно стал псаломщиком, регентом, диаконом, священником и наконец келейником владыки Гедеона. Когда в 1972 году епископа Гедеона перевели в Новосибирскую епархию, о. Власий отправился вместе с ним в Сибирь, а некоторое время спустя его направили служить в Тобольск, в Покровский собор.
41.
Фото - официальное, сообщество В контакте, посвященное духовнику Боровского монастыря отцу Власию. См. источники.
С 1980 года отец Власий служил в храмах Калужской епархии (храме в честь вмч. Димитрия Солунского в д. Рябушки; Благовещенском кафедральном соборе города Боровска). В этот период во время тяжелой болезни он принял постриг в Великую схиму с тем же именем - в честь Власия Кесарийского от известного подвижника архимандрита Серафима (Тяпочкина).
С 1991 года по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента схиархимандрит Власий является духовником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Со временем все больше людей приходило к нему за духовной помощью. В 1998 году отец Власий покинул обитель Пафнутия - он уехал на Афон, где и прожил среди монахов пять лет. Затем он вернулся в Боровский монастырь, куда и по сей день за духовной помощью приезжают тысячи прихожан из многих российских городов и зарубежья. К отцу Власию люди приходят по разным причинам: кто-то ищет путь избавления от неизлечимого заболевания, кому-то нужен житейский совет по важному для него мирскому делу, а кто-то ищет духовной поддержки на жизненном пути. Для каждого посетителя у старца находится простой и доходчивый ответ.
42.
Фото - официальное, сообщество В контакте, посвященное духовнику Боровского монастыря отцу Власию. См. источники.
Попасть к старцу Власию не просто. Прием происходит единственно по желанию (состоянию здоровья) о. Власия. Т.е. дни его приема неизвестны. Приблизительную информацию по приему можно узнавать на привратной монастыря (на проходной) тел. 8-48438-4-37-39. В последние дни телефон не работает. Приезжать нужно на свой страх и риск. Лучше приезжать с расчетом провести несколько дней в монастыре, так как из-за большого количества приезжих не всегда удается попасть к старцу в день приезда. Запись приема не производится. Списка очереди, как было раньше, нет. Принцип живой очереди: люди приезжают - встают в очередь - проходят.
Ну и в заключение этой третьей части моего рассказа - вид сверху Свято-Пафнутьего монастыря с птичего полета - Рождественский собор и Колокольня с Трапезной церковью.43.
Источники:
Официальный сайт Свято-Пафнутьева Боровского монастыряЕдинственное и официальное, сообщество В контакте, посвященное духовнику Боровского монастыря отцу Власию. © Vladimir d’Ar, 2018
Часть 1. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. История обители, Святой Пафнутий, стены и башни монастыря. Часть 2. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Рождественский собор, Храм Рождества Христова. Часть 4. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Колокольня, Музей русской иконы, фрески колокольни.