Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Рождественский собор, Храм Рождества Христова. Часть 2.

Jun 08, 2018 11:01



Всего 55 фото

В этой второй части мы ступим на святую землю Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Монастырь этот необычен тем что в нем и сейчас продолжается истый молитвенный монашеский подвиг. Это чувствуется здесь во всем. Особенно потряс меня в этом отношении именно Рождественский собор. Но в общем обо всем по порядку. Фотографий будет много, мы внимательно и в деталях осмотрим монастырь, вчувствуемся в энергетику места, да и вообще попробуем легко и расслабленно внимать тому о чем говорит и рассказывает нам сама обитель. Итак, продолжаем.

Ракурсы с высоты птичьего полета хорошо помогают сориентироваться в пространстве и понимать для для себя, где ты находишься и что видишь в настоящий момент. Так и здесь - на фото ниже ракурс с севера в сторону южной стены Пафнутьева монастыря со Святыми Вратами (в верхней части кадра ниже).
02.



Святые Врата Свято-Пафнутьева монастыря с внутренней стороны.
03.



04.



05.



Надвратная икона-фреска Ора́нта (от лат. orans - "молящийся") - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.06.



Слева от Святых Врат - Георгиевская проездная башня (подробно о крепостных башнях и стенах монастыря см. первую часть).
07.



08.



"Старый" проезд Георгиевской башни
09.



Справа от Святых Врат - Поваренная башня.
10.



Сразу от Святых Врат по ходу слева - Западные Братские кельи - Гостиный корпус. Этот красивый двухэтажный корпус не имеет каких-либо сложных декоративных украшений, однако простота его, аккуратно расставленные небольшие окошки с простейшими наличниками, узорчатые пояски из кирпича  привлекают внимание и радуют глаз. Время постройки этого здания - начало XVII века. До 1794 года оно было трехэтажным, но из-за ветхости третий этаж был разобран. В то же время, очевидно, разобрали и хозяйственные пристройки с западной стороны.11.



12.



С парадной стороны здания раньше было крыльцо, его следы и две двери, ведущие наружу, сохранились по сей день. В XIX веке в этом корпусе размещалось Уездное духовное училище, а одно время была даже гостиница, поэтому иногда его называют Гостиничным.
13.



Симметрично расположенные палаты первого и второго этажей перекрыты сводами. Под крайними южными палатами реставраторами обнаружен подвал глубиной в пять метров. Стены его выложены белым тесаным камнем. С южного торца здания в нише стены установлен поливной изразец XVII века с изображением херувима. Такими же изразцами украшена и колокольня (творение Степана по прозвищу Полубес). При проведении земляных работ, связанных с необходимостью укрепления фундамента и цокольной части, а также при расчистке места, где находились хозяйственные пристройки, было найдено много фрагментов изразцов XVII века от печей и каминов с разнообразными узорами. Очевидно, кельи этого корпуса имели в старину богатое украшение.
14.



Далее впереди и также слева  мы увидим Тайницкую башню и чуть далее смежный с ним Погребной корпус XVI века (фото ниже).
Погребной корпус монастыря. Правая (северная) половина Погребного корпуса наиболее древняя. По характеру декора и ряду других моментов можно предположить, что эта часть здания построена в начале XVI века - похожий декоративный элемент, украшающий восточный и северный фасады здания (кирпичная кладка в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений), имеется и на здании Царской Трапезной 1511 года постройки. Левая (южная) часть здания отличается от северной как внешним, так и внутренним видом. В середине XIX века она была разобрана по причине ветхости и вновь сложена с некоторыми изменениями. Первоначально корпус был трехэтажным, но в 1794 году третий этаж разобрали. Первый этаж как в прошлом, так и сейчас используется под складские помещения, здесь же располагается паломническая трапезная. Второй этаж когда-то был жилым. Сейчас здесь располагаются кухня, братская трапезная и служебные помещения.
15.



В подклети, представляющей собой глубокий подвал с выложенными из кирпича и тесаного белого камня стенами, в старину размещались ледник, квасоварня и погреба. В середине XX века с переводом монастырских помещений с дровяного отопления на центральное, здесь  разместилась котельная, работающая на каменном угле. В начале XXI века отопление стало газовым и котельную в подвале Погребного корпуса законсервировали, а помещение стали использовать для хозяйственных нужд. Также в подвале располагаются монастырский погреб и продуктовые склады.

На глубине шести метров при расчистке подвалов обнаружено начало деревянного дубового сруба. Основная его часть оказалась под стеной, и за ней внутрь подвала сруб выходит всего на один метр. Назначение этого сооружения пока не установлено, хотя есть предположение, что именно отсюда начинался один из подземных ходов из обители преподобного Пафнутия, который вел до Высоцкого монастыря, расположенного неподалеку от Боровска.

Тайницкая башня
16.



Погребной корпус.
17.



На переднем плане на фото ниже также Погребной корпус.
18.



Справа от входа и немного впереди от нас Храм Рождества Христова с трапезной - самое древнее из сохранившихся строений Пафнутьевой обители. Время его постройки относится к 1511 году. Этот комплекс, в котором слились воедино колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова и церковь преподобного Онуфрия, является самым сложным по конструкции и архитектурным формам сооружением монастырского ансамбля. Внешне комплекс выглядят как массивное, суровое, без каких-либо излишеств и украшений двухэтажное здание, вплотную примыкающее к колокольне.
19.



20.



Единственным декоративным обрамлением гладких стен служат два узорчатых пояска, выложенных из кирпича: один, ниже окон, разделяет здание на два этажа, второй завершает верх стены. Маленькие окошки, выглядывающие из глубины толстых стен, не имеют даже простых наличников.
21.



Трапезная палата по своему устройству напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Она представляет собой большой, площадью 260 кв. метров зал со сводчатым потолком, опирающимся на стены и один квадратный центральный столп. В толще стен, с откосами по боковым сторонам и вверху, размещены небольшие окна.22.



С восточной стороны к трапезной примыкают два помещения, выполненные с ней в одном объеме. Это храм Рождества Христова и келарские покои. Первоначально храм был однопрестольный и отделялся от трапезной глухой стеной с проходной дверью. В 1776 г. в примыкающей с юга к церкви келарской палате был устроен придел в честь преподобного Онуфрия, а после пожара и разорения в 1812 году здесь расположилась монастырская ризница.23.



Сейчас на месте церкви преподобного Онуфрия находится иконно-книжная лавка.
На месте церкви Рождества Христова восстановлен храм, но пока еще не освящен.24.



Подробно о самой Колокольне см. третью часть.
25.



Общий вид на Колокольню с Трапезной церковью и Рождественский собор.
26.



За Колокольней мы видим Палаты настоятеля XVII века и Собор Рождества Богородицы.
27.



Собор Рождества Богородицы - центральное сооружение монастыря, начало его истории положено еще во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на месте современного собора была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но уже через пару десятков лет, в 1460-х годах, вместо нее строится богатый белокаменный собор. Из жития преп. Пафнутия известно, что новый храм был расписан иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.28.



В конце XVI века по повелению и на средства царя Федора Ивановича вместо старого белокаменного строится новый кирпичный храм. Освящен он был в 1589 году и именовался по-прежнему храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Шлемовидное оформление пяти куполов собора придавало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора  сначала отгораживала кирпичная стена, затем вместо нее был установлен иконостас.
29.



В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что тоже не случайно - собор строился под покровительством царя. Известно, что Федор Иванович приезжал сюда на богомолье в 1592 и 1595 годах.30.



За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам. В середине XVII века с южной, западной и северной сторон были построены паперти, несколько позже растесаны окна и изменена их форма. В XVII веке надложены главы - вместо шлемовидных окончаний были поставлены восьмерички, чтобы приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII века новой высокой колокольне.

В целях увеличения площади собора в 1837 году к задней стене (на место бывшей ветхой паперти) пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. Эта пристройка резко контрастирует с изящными формами основного здания. Разница в их постройке - 250 лет.
31.



Во время проведения реставрационных работ специалисты решили сохранить трапезную, обновить ее, чтобы можно было как на диаграмме проследить за изменениями архитектурных форм. Кроме того, пристройка к собору, выполненная в формах позднего классицизма, интересна тем, что она является самым поздним из всех сооружений монастыря. В 1997-98 гг. в помещении пристройки устраивается придел в честь прп. Пафнутия.32.



Давайте, зайдем в Рождественский собор.
33.



Внутри собора фотографировать запрещено. Правда мы немного изловчимся - фото ниже сделаны камерой смартфона, так что за качество картинки уж извиняйте.

Сказать что Рождественский собор произвел сильное впечатление - так ничего и не выразить. Это определенно нужно ощутить самому. Собор "намоленный" в самом лучшем и возвышенном смысле. Нечто подобное я испытывал только в Т роицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Рождественский собор наполнен, а скорее напоен густой насыщенной искрящейся благостью смиренной и строгой молитвы. Выразить это земными словами невозможно. Это тот самый случай когда это все нужно ощутить лично если ты конечно готов к принятию.
34.


Внутри собор расписан иконным письмом византийского стиля так близким мне. Нижнюю часть северной и южной стен церкви Рождества Богородицы занимает цикл жития прп. Пафнутия Боровского. В разные времена фресковая роспись дважды была записана маслом, только в приделе Федора Стратилата сохранились некоторые незаписанные сюжеты. Лишь в XX веке, после возвращения монастыря Церкви, реставраторам удалось восстановить фрески во всей их былой красоте.

Не знаю как вы, но я сам до сих пор и сейчас ощущаю Это исходящее на тебя тепло безусловной Любви. Стоит только взглянуть на фото иконостаса собора (фото ниже)!35.


В день нашего посещения был церковный Праздник Всех Святых. Только что закончилась праздничная служба.
36.


Главной святыней монастыря и Рождественского собора являются святые мощи преподобного Пафнутия Боровского.
Рака с его мощами находятся под сенью возле алтаря, справа.
37.


Это все же личное, я прямо сейчас чувствую внутренний трепет когда смотрю на это (фото ниже) священное место для любого православного.
38.


Вот здесь стороннее фото (ниже) сеней и раки Святого Пафнутия работы наших современных мастеров - можно поближе рассмотреть детали. При желании можно зайти на сайт мастера работавшего над созданием раки и сеней (ссылка ниже).
39.


Рака и сень для святых мощей Преподобного Пафнутия Боровского.
Мастерская Александра Захарова. Обнинск. Источник.

Особый трепет вызывает Икона "Иверской Божьей Матери". Она практически вся увешана благодарственными подношениями в виде цепочек, крестиков, колец, драгоценных украшений. К ней всегда стоит очередь, и очень часто люди преклоняют колена в молитве.
Улучил редкий момент чтобы снять икону без молящихся людей.
40.


Своды центрального купола собора и четырех боковых главок поддерживаются четырьмя столбами, два из которых находятся в середине церкви, а два - в алтарной части за иконостасом. Большой интерес представляет целая система голосников, установленных в специальных местах на разных высотах для усиления акустики собора. Самый большой голосник располагается в северо-западном столбе, его глубина и внутренний диаметр составляют около одного метра, диаметр горловины - 15-18 сантиметров.41.


Еще одна икона Богородицы "Семистрельная ("Умягчение злых сердец") уже у подножия первого правого опорного столба собора.
42.


43.


В северной стене, почти от самого западного внутреннего угла собора, имеется дверной проем, отсюда начинается ход в тайник под крышей. Лестница устроена в толще стены. Поднимаясь вверх и делая несколько оборотов, она затем продолжается в восточной стене и выходит на средний алтарный свод. Здесь устроено небольшое помещение для хранения казны и других ценностей.

Есть легенда о двух подземных ходах, начинающихся где-то в соборе и ведущих в Калугу и Москву. Легенда подкрепляется тем, что монахам из Пафнутьева монастыря было разрешено торговать в Москве, где находилось подворье в районе современного Китай-города на Лубянке, а также  в Калуге, куда монахи, чтобы не встречаться с мирскими соблазнами добирались по подземным ходам. Полы в соборе в настоящее время каменные, с подогревом, но в прошлом они были выложены железными (чугунными) плитами.44.


В 1920-годы  на территории  монастыря  размещались ремонтно-строительные мастерские, а собор  превратился в ангар хозяйственного назначения. И хотя монастырь был зарегистрирован как памятник ансамблевой  архитектуры ХV-ХIХ веков, уникальные постройки находились в аварийном состоянии. Не был исключением и храм Рождества Богородицы: сквозные трещины, зияющие в его стенах, свидетельствовали о серьезных процессах разрушения. В 1954 году в ночь с 13 на 14 мая (день памяти преп. Пафнутия) со страшным гулом, подобным взрыву, рухнул центральный барабан собора, раздавив находившиеся там два учебных зерновых комбайна (в монастыре в то время размещалось сельскохозяйственное учебное заведение).

В ходе реставрационных работ, начатых в 1962 году, было обнаружено, что причиной раскола стен является длительный процесс деформации фундамента. При восстановлении фундаментов собора вокруг отрывались траншеи для заливки бетона. Что интересно при проведении этих капитальных работ зафиксирован следующий случай, который  приостановил процесс восстановительных работ: при раскопке фундамента в Южной части собора возле алтаря, где сейчас находится рака с частичкой мощей Преподобного, техника перестала подчиняться, и на рабочих напал сильный страх. Работы были временно прекращены, но по возобновлении работ все снова повторилось. Реставраторы решили это место оставить, и до сих пор оно остается нетронутым, без фундамента. На фото ниже его можно примерно отметить "грузовиком с синей кабиной" стоящим у южного фасада собора)45.



Теперь обойдем Рождественский собор с северной стороны.
46.



47.



Завтра День Святой Троицы. Рядом с храмом заметны многочисленные молодые березки уже подготовленные для проведения праздника.
48.



Величественный, богатырский, суровый вид собора, если смотреть на него с галереи восточной стены, смягчается ажурным оформлением Ирининской церкви (на фото ниже). За годы советского периода церковь пришла в негодность и требовала реставрации. На средства частных благотворителей были выполнены работы по внутренней отделке церкви, изготовлен и установлен деревянный резной иконостас. В храме хранится ковчег с частичкой мощей великомученицы Ирины, подаренный обители в день освящения церкви.49.



Есть еще входы в Рождественский собор с южной и  северной сторон. Декоративно оформленные порталы их выложены из искусно обработанных блоков белого камня. Белый камень использован на фундамент, цоколь и порталы, и лишь в некоторых местах белокаменные бруски встречаются в стенах, которые выложены из толстого тяжеловесного обожженного кирпича. В прошлом снаружи на стенах собора в отдельных местах была роспись фресками, но к середине XIX века она сохранилась только над южным и северным порталами под укрытием луковичных железных зонтов.50.



Над северным порталом образ преподобного Пафнутия. В настоящее время лишь чуть видны следы этих изображений.51.



Северный портал.
52.



Вид на Рождественский собор с востока.
53.



Еще фото с квадрокоптера для ориентировки читателя. Восток у нас справа (на фото ниже).
54.



55.



Здесь мы приостановимся поскольку ЖЖ не дал мне возможность представить читателю все что задумывалось разместить в эту часть. А может оно и к лучшему. Мы кстати еще к тому же не осмотрели снаружи Рождественский собор полностью. В третьей части мы увидим Церковь Святого Митрофания, Ильинскую церковь с больничными палатами, Поклонный крест, Юго-Восточные Братские кельи, монастырский "Сад Камней", частично сохранившуюся проездную Церковь преподобного Пафнутия, кое-что узнаем о прозорливце старце Власии Свято-Пафнутьева монастыря и многое другое.

Источники:

Официальный сайт Свято-Пафнутьева Боровского монастыря

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. История обители, Святой Пафнутий, стены и башни монастыря.
Часть 3. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Храмы обители и братские корпуса. Старец Власий.
Часть 4. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Колокольня, Музей русской иконы, фрески колокольни.

#святой пафнутий, святой пафнутий, боровск, пафнутьевский монастырь, #боровск, #пафнутьевский монастырь, #свято-пафнутьевский боровский монастырь, свято-пафнутьевский боровский монастырь

Previous post Next post
Up