Всего 68 фото
Да, всё именно так, ещё не закончился у меня фото материал по Стамбулу, а ведь уже почти год прошел как я там побывал и опять же почти целый год непрерывно пишу о нем) Сегодня мы осмотрим Морской музей Стамбула. Изначально сюда добираться я не планировал, но так получилось, что после осмотра
султанского дворца Топкапы,
Цистерны Базилика и легкого перекуса на бегу как раз было время присоединиться к моими друзьям и посетить этот музей куда они как раз и направлялись.
Морской музей не слишком широко известен и расположен в этом смысле далековато от исторического центра - ситуационно он находится на том же европейском берегу Босфора, в районе Бешикташ, правее за дворцом Долмабахче. Проезжаем от Эминёню через Золотой Рог на скоростном трамвае Т1 до конечной, а дальше идем минут десять по теннистой улице Миклиши к северу минуя Долмабахче справа и еще далее музей прикладного искусства европейских и турецких мастеров второй половины XIX века. За ним также справа по ходу мы и увидим белый параллелепипед здания Морского музея.
Наверное этот материал будет интересен для тех кто пребывая в Стамбуле хочет для себя понять, стоит ему посещать этот музей или нет. Надо сказать, что в самом названии музея вроде бы заложен масштабный посыл об истории турецкого флота, но большей частью мы увидим прогулочные галеры (каыки) султанов, некоторые фрагменты украшений больших боевых парусных кораблей, карты, картины и еще кое-какие артефакты. Поэтому не ждите большого рассказа о турецком флоте. С другой стороны чрезвычайно интересно увидеть галеры на которых турецкие султаны, их жены, сановники, принцы выходили в море на прогулки для демонстрации опять же своего богатства и могущества Османской империи, что тоже весьма любопытно.
Морской музей в Стамбуле основали 1897 году по указанию адмирала Хасана Хюсню-паши, а в 1961-м для него выделили два здания бывшего министерства финансов в Бешикташе. Галерею кайыков, где выставлены османские гребные суда XVII века, открыли для посетителей в 1970 году. Само такое судно по-турецки называется "кадырга" (kadırga).
02.
Морской музей Стамбула
Вокруг музея мы не ходили из-за нехватки времени. Так что сразу отправимся в его недра. Музей большой, просторный и современный. Перед нами парадная музейная лестница со скульптурными изображениями великих турецких флотоводцев и путешественников.03.
Конечно простительно не знать их имена если вы не интересуетесь турецким флотом и связанными с его историей персоналиями. Однако мимо бюста адмирала и картографа Пири-Рейса просто так мимо не пройти. Полное его имя Хаджи́ Мухидди́н Пи́ри ибн Хаджи́ Мехме́д или Ахмет ибн-и эль-Хадж Мехмет эль-Карамани; ок. 1470-1554 или 1555). Это широко известный османский мореплаватель, адмирал и картограф.
04.
Первая карта Пири-Рейса была создана в 1513 году. Её фрагмент был обнаружен в 1929 году в стамбульском дворце Топкапы. На этом фрагменте изображена южная часть Атлантики, включающая Пиренейский полуостров, западную Африку, Карибские острова и побережье Бразилии.
05.
Это довольно эффектная лестница славы турецких флотоводцев в основном времен XIV-XVII веков.
06.
Главным экспонатом музея является старейшая галера из сохранившихся до наших дней которая до сих пор вызывает споры историков гребного флота о её происхождении. Долгое время считалось, что это подарок венецианского дожа султану Мехмеду IV Охотнику (1648-1687), но поздние исследования показали, что эта галера была построена в Стамбуле, и судя по конструкции и исполнительской техники украшений относится к самому началу XVII века во время правления Мехмеда III (1595-1603).
07.
Кстати что субъективно не понравилось в музее, так это сильнейший поток солнечного света льющегося извне через широкие и высокие панорамные окна. Глаза еще справляются с ним, но фотокамере приходится тяжело и ей остается только жаловаться на засветы) Пришлось "колдовать" в конвертере для нейрализации этой досадной паразитной засветки на многих кадрах)
08.
Сама галера около 40 метров в длину, почти 6 метров в ширину (между бортами), с очень маленькой осадкой в 0,94 метра и водоизмещением примерно в 57 тонн.
09.
10.
У галеры 24 пары весел, каждым из которых было трое гребцов. То есть общее их число составляло 144 человека. Десятки подобных судов участвовали например в битве при Лепанто в 1571 году. Но это судно, конечно же, не было боевым, оно предназначалось исключительно для торжественных прогулок султана по Босфору и Золотому Рогу. Отсюда такое богатство оформления, деревянная резьба с позолотой, причудливо украшенный киоск на корме и скульптуры дракончиков. Отмечу все же удачный романтичный дизайн открытых панорамных окон восточного фасада музея "смотрящего" на Босфор.
11.
12.
А далее мы видим длинный ряд парадных султанских каыков (так они обозначены в музейных табличках), строившихся в XIX - начале XX веков для выездов самих турецких повелителей, членов их семей, сановников как для торжественых случаев, так и для перемещения на другой берег Босфора или даже через Золотой Рог от старого дворца Топкапы до нового Долмабахче.
13.
На первом плане на фото выше - каык султана Абдул-Меджида I. 13 пар весел.
Галеры очень красивые, изящные, настоящие произведения искусства. Существовала традиция декоративной отделки судов золотом в зависимоти от того кто являлся управителем галеры. Галеры султанов украшались коллажами оружия, доспехов и знаков славы. Украшения галер для жен султанов, его матери было более сдержанны с преобладанием растительных и цветочных мотивов.
14.
Сразу чтобы сориетировать - на этом фото именно корма галер
Действительно всё это вызывает восхищение. Можно только представить как легко скользили эти галеры по лазурным водам Босфора и Золотого Рога.
15.
16.
17.
Это имперский каык с киоском султана Абдул-Меджида I. Абду́л-Меджи́д I (тур. Birinci Abdülmecit) (23 апреля 1823 - 25 июня 1861) - 31-й султан Османской империи. Старший сын Махмуда II, которому наследовал 2 июля 1839, вскоре после поражения турецкой армии от египтян у Низиба (24 июня 1839).
18.
Корма этого каыка.
19.
Это кстати трон султана Абдул-Меджида I, восседая на котором он в 1851-52 годах присутствовал при проведении экзаменов в морской академии.
20.
А эту галеру можно вполне уместно назвать "Золотой")
21.
22.
23.
Виды со второго этажа музея с атриумами.
24.
Осмотрим внимательно вот эту галеру розового цвета (на фото ниже справа).
25.
Это имперский каык принадлежавший Мехме́ду V. Семь пар весел. Длина 14 м, ширина 2,4 м.
В носовой части судна изображение полумесяца.
26.
На бортах орнамент с мотивами цветов и раковин.
27.
28.
Вид галеры с кормы. Здесь в коллаже присутствует каллиграфическая монограмма султана Мехмеда V.
29.
Личные знаки (монограммы) флотоводцев закреплявшиеся на корпусах кораблей.
30.
Кстати, таблички в этот раз я не особо привечал, так что могу предположить, что вот эта галера предназначалась для морских прогулок султана с его любимой женой исходя из дизайна этих двух султанских тронов)
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Много в музее знаков, гербов и скульптур закреплявшихся на корпусах кораблей.
38.
Некоторые чрезвычайно выразительны и символичны.
39.
Декоратиная отделка кормы легиона.
40.
Впечатляет, надо признаться!
41.
42.
В исламской традиции устанавливать на носовую часть судна фигуры людей было запрещено, поэтому турки размещали туда изображения хищных животных и птиц. Это как раз такой золотой лев с фрегата "Рехбер-и Тевфик".
43.
Еще пара львов у панорамного музейного окна... Немного правда темновато вышло для львов)
44.
Здесь уже галеры попроще.
45.
46.
Рассмотрим ещё некоторые детали пышной декоративной отделки бортов военных судов турецого флота.
47.
Мне очень понравился вот этот золотой рельеф "с птицами".
48.
А здесь что-то чрезвычайно брутально-боевое)
49.
Имперский каык султана Мехмеда V. Построен в имперских доках и использовался султаном на царемонии вступления на престол в 1909 году. На носу каыка изображение летящей птицы с вытянутыми вдоль тела крыльями несущей жемчужину в клюве. Длина каыка 17,5 м, ширина 2,4 м., высота 2,2 м.
50.
Мехме́д V Реша́д (осман. Reşat Mehmet; 2 ноября 1844, Стамбул - 3 июля 1918, там же) - султан Османской империи. Сын султана Абдул-Меджида I. Вступил на престол в результате младотурецкой революции в 1909 году. Мехмед V был, фактически, первым конституционным монархом в истории Османской империи. За ним осталось формальное право назначения великого визиря и шейх-уль-ислама, при этом реальная власть принадлежала центральному комитету партии «Единение и прогресс», а с 1913 года - так называемому «триумвирату» пашей: Энверу-паше, Талаату-паше и Джемалю-паше.
Изящная галера!
51.
Как и объемный растительный золотой узор на её бортах.
52.
53.
54.
55.
Носовые (гальюнные) фигуры турецких кораблей здесь представлены в большом количестве.
56.
Они могут быть самыми разными.
57.
58.
А вот здесь (носовая) фигура лебедя. Очень эстетично и возвышенно!
59.
Верхние этажи Морсокого музея также интересны, но здесь очень много опорных конструкций из металлических труб. В какой-то степени они визуально "взламывают" плавные и стремительные обводы галер. Однако есть атриумы, они создают визуально воздушное свободное впечатление от экспозиции Морского музея. Можно рассмотреть галеры с высоты, это довольно удобно и наглядно. Потому как только так можно сложить представие о галерах когда нет возможности увидеть их воочию в динамике парящих над водной гладью.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Каык султана Абделазиза. 32-й султан Османской империи, правивший в 1861-1876 годах. Это второй сын султана Махмуда II. Вступил на престол после своего брата Абдул-Меджида 25 июня 1861 года. Три пары весел.
66.
Большим кораблям уделено внимания в экспозиции совсем мало.
Это макеты корпусов турецких галеонов конца XVIII и первой половины XIX века.
67.
Декоративная отделка турецкого парохода-лайнера Gülcemal первым из турецких судов доплывшего до берегов Северной Америки, прибышего в Нью-Йорк 31 октября 1920 года.
68.
Ну, вот пожалуй у меня и всё о Морском музее Стамбула. Мне там очень понравилось. Многие экспонаты конечно-же я уже не смог подробно отснять по понятным причинам поскольку сил уже не было, вечер наступал, хотелось куда-нибудь в тень, к морюю, расслабиться и просто сделать судорожный глоток хорошего прохладного вина)
Для интересующихся историей морского дела этот музей конечно же сокровищница. Ну, а в общем, ехать ли в этот музей или нет решать именно вам, и надеюсь насчет этого музея всё теперь стало гораздо яснее и понятней)
P.S. Благодарю моего друга историка Сергея Воробъева
sergeyurich кто открыл для меня существование этого замечательного музея и составил добрую компанию)
© Vladimir d’Ar, 2018