Усадьба Марфино. Красный "рыцарский" мост, церкви, усадебный парк, мистика и тайны. Часть 3.

May 21, 2018 11:01



Всего 84 фото

В этой третьей части рассказа о Марфино мы в деталях рассмотрим одну из жемчужин усадьбы - "Красный" (так называемый "готический") мост, узнаем его историю, об усадебных церквях Марфино, а также мистические истории связанные с этим романтичным и загадочным местом. Также прогуляемся по усадебному парку, увидим всё что от него осталось, и ведь кое-что осталось! И вообще эти материалы о Марфино надеюсь послужат тем самым подробным визуальным посылом пытливым исследователям русской истории и ее загадок.
Территория усадьбы Марфино сейчас разделяется как бы на несколько участков. Одна открыта сейчас для всеобщего доступа, другая и самая существенная находится  на закрытой территории санатория "Марфинский" МО, куда нужно оформлять пропуск по паспорту. Поскольку мы сейчас уже находимся на территории санатория то попробуем подойти к Красному мосту который кстати не относится к санаторию, его ответственности и "принадлежит" местным властям.
02.



Этот удивительный мост является архитектурным шедевром вообще для Подмосковья в целом. В сооружении 1770-х годов, построенном еще при Салтыковых архитектор Быковский увидел предмет для своего вдохновения. В 1837-1839 годах он кардинально перестроил мост, превратив обыкновенную переправу в романтичную "средневековую балладу". Мост с идущей по одной его стороне галереей с витыми белокаменными колоннами и тонкой каменной резьбой играет так же роль парадного въезда в имение.
03.



Это двухарочный псевдоготический мост перекинут через протоку между двумя большими прудами. Галерея моста завершена аркадой и зубцами. Довольно значительный по размерам, мост имеет трехчастное решение: центральную часть и идущие к ней под углом две боковые арочные. Проезжая часть моста с большой полуциркульной аркой над водой и другой, меньшей, в конце моста оформлена невысокой кирпичной стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающими сооружению "крепостной" характер.
04.



05.



06.



Со стороны санатория Красный мост, а точнее его основная часть отгорожена уродливым решетчатым металлическим забором. Перебраться со стороны санатория на другую его сторону довольно-таки затруднительно.
07.



Сразу скажу, чтобы обойти все препятствия и оказаться на Красном мосту надо покинуть территорию санатория и проделать довольно долгий путь. Поэтому раз уж мы начали иссследовать Красный мост условно перейдем к нему и продолжим осматривать мост. Добраться до основной части Красного моста займет у нас около 15-20 минут. В парк усадьбы мы "вернемся" чуть позже.
08.


Часть разрушенный временем башенки Красного моста со стороны санатория. Эти вид на север.

Нам пока остается только рассмотреть некоторые архитектурные детали Красного моста со стороны санатория. Кстати сразу хочется сказать, что мост в аварийном состоянии. На фото это не очень хорошо заметно, но реально видно, что мост явно потерял прежние вертикали и каким образом его спасать пока не совсем ясно поскольку затраты на реставрацию здесь уже требуются весьма существенные.
09.



Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн.
10.



Белокаменные водосливы Красного моста.
11.



С обеих сторон стена заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом.
12.



Подробней и в деталях мы осмотрим Красный мост чуть позже.
13.


Здесь Красный мост снят через решетку отгораживающего забора.

Теперь мы обошли территорию санатория и идем к Красному мосту со стороны марфинских церквей (о них тоже чуть позже). Для местных жителей и дачников наведена почти военная понтонная переправа.
14.



С этой переправы и сняты эти кадры ниже.
15.



Со стороны Верхнего Большого Мрафинского пруда мост выглядит уже не так романтично как со стороны Нижнего.
16.



Красный мост фактически находится в аварийном состоянии.
17.



18.



Как видим опорная арка моста неуклонно разрушается со временем.
19.



20.



21.



22.



Сейчас мы зашли на мост. Здесь стоят старые неустойчивые деревянные конструкции. Очевидно мытищинские власти предпринимали какие-то шаги то ли для защиты памятника, то ли для реставрации моста. Мост кстати довольно широкий и просторный.
23.



Основным элементом декора моста являются белокаменные архитектурные детали.
24.



В целом Быковскому удалось создать романтичный рыцарский замок, от вида которого захватывало дух.

Вот, что писал Алексей Львов о марфинском комплексе: "... Последние лучи солнца догорали на спокойных водах огромного пруда и обвивали золотым кольцом небольшой островок, за которым красовался огромный двухэтажный дворец готической архитектуры, с шестью небольшими башенками, барельефно выдающимися из самих стен, и двумя трехэтажными, почти цилиндрическими башенками по обеим сторонам широкого крыльца со своими разноцветными стеклами и резными рамами; на одной из них виднелись часы с колоколами. Посредине над дворцом развевался голубой флаг с золотой графской короною; слева примыкала к дворцу каменная арка для въезда... справа драпированная палатка. От дворца до пруда шла пятиярусная терраса, на последнем ярусе которой, на самой пристани, рассыпался алмазными брызгами фонтан; близ него спокойно отдыхали две зеленые лодки, и все это, как в волшебном замке...отражалось в позлащенных кристальных водах...

На противоположном берегу пруда березовая аллея с мелькающей в ней красивою беседкою, мост, утвержденный на двух каменных арках, по правую сторону которого сквозная из двадцати колонн каменная галерея с зубчатыми гребнями; влево от него роща; далее две церкви и поля...Здесь же по эту сторону пруда раскинулся широкий бор. На нем разбросаны цветники; поставлены на шестиколонном пьедестале Аполлон и в углублении Флора с цветочным венком. Перешедши четыре легких каменных мостика через ручейки, вытекающие в пруд, мы взошли в кедровую аллею; отсюда вправо, в открытых оранжереях просвечивались персиковые и абрикосовые деревья со зрелыми плодами и виноградные лозы с янтарными гроздьями; потом незаметно очутились на... пристани близ фонтана, утвержденного на четырех чугунных наядах, которые держали на головах своих огромную чашу его; бассейн окружен красивой чугунной решеткой. Отсюда тянулась пятиярусная терраса до самого дворца...".25.



26.



27.



Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый эффект сочетания цветов.
28.



Галерея Красного моста.
29.



Так этот "готический мост", а точнее его галерея выглядит со стороны марфинских церквей. Еще раз обращу ваше внимание на ширину моста, она чрезвычайно щедрая по определению.
30.



Белокаменные детали галереи.
31.



Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит с "мальтийским крестом".
32.



Откровенно говоря это вовсе не "мальтийский крест" (фото ниже) как упоминается в источниках о Марфино который как известно по сути "трансформировано-восьмиконечный". Это скорее большая орденская печать, а с 30-х-40-х гг. XIV века вошедшая в обиход т.н. Малая магистерская печать, именовавшаяся также "секретной печатью" (Secretsiegel), с изображением должностного герба тевтонского Верховного Магистра, представлявшего собой белый щит с прямым черным крестом - гербом Тевтонского Ордена.
33.



Так что это знак немецкого духовно-рыцарского ордена история которого началась еще в Палестине во время III-го крестового похода в 1190 году, когда немецкие паломники под руководством капеллана Конрада и каноника Вурхарда учредили близ сирийской крепости Акры госпиталь для больных и раненных соотечественников. Девиз ордена: "Помогать - Защищать - Исцелять". Первое время это госпитальное братство входило в структуру ордена Госпитальеров (Иоаннитов), а его руководитель был «магистром больницы» (Der Meister des Lazaretes). Однако немцы с самого начала предпочитали держаться особняком от других национальностей, и вскоре больница попадает под патронаж церкви Святой Марии в Иерусалиме...

Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году при содействии австрийского императора Франца I. Орден был лишён политических и военных амбиций и сосредоточил усилия на благотворительности, помощи больным и тому подобном. В 1871 году великим тевтонским магистром эрцгерцогом Вильгельмом была создана ветвь марианов - кавалеров и дам ордена для ухода за больными и ранеными во время войны, а в мирное время - ради увеличения и улучшения госпиталей. Членами могли быть католики-дворяне. Марианы имели орденский знак - чёрный орден с серебряной каймой, на чёрной с белым ленте, с девизом: «Ordo teutonicus humanitati»; кавалеры носили его в петлице, а дамы - с бантом на левой груди.

Верхняя часть башен, как и всей галереи, опоясана карнизом, выше него идет зубцы, повторяющие мотив завершений всех построек усадьбы.
34.



35.



Рассмотрим подробно архитетктурные детали "Рыцарского моста" в Марфино.
36.



Белокаменные детали декора определенно вызывают восхищение несмотря на ужасающее состояние этого памятника.
37.



38.



39.



40.



Наиболее романтичными конечно же являются "рыцарские" галереи которые неоднократно использовались в многочисленных снимавшихся здесь фильмах "о рыцарях".
41.



42.



Именно здесь и в этой галерее снимался эпизод из фильма "Женщина, которая поёт" с Аллой Пугачёвой на сонет 90 Уильяма Шекспира, - "Уж если ты разлюбишь - так теперь".
43.


А вообще романтично здесь, не правда ли!?)
44.



45.



Руины башенок Красного моста со стороны Главного дома усадьбы.
46.



На фото ниже мы видим как проезжая часть моста (со второй опрной аркой), поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор (см. вторую часть). Справа - Нижний Большой Марфинский пруд.
47.



Самое время начать рассказ о мистике и тайнах Марфино. Для начала - вот в этом здании неопределенного возраста совсем недалеко от моста (фото ниже) кое-кто умудрился заснять таинственную фигуру двигающего призрака. Оставим это на совести топовых авторов YouTube-а склонных к жареным видео-новостям. Действительно ли "явление призрака" было или это банальный фейк для розжигания мистического любопытства своих подписчиков, вопрос остается. Любопытствующие могут легко найти этот ролик по ключевому слову "призрак попал на камеру марфино") По большому же счету всё мистическое определяется именно самой архитектурой, её "рыцарскими" мотивами. В таком месте по определению должны быть тайны и мистические легенды и они есть как известные так и не очень.
48.



Однако серьезно мистическая подоснова в Марфино безусловно существует. И речь здесь идет именно о временах Бориса Голицына.
На фото ниже Верхний Большой Марфинский пруд. На его берегу находятся две примечательные марфинские церкви - об истории и тайнах которых мы и узнаем.
49.



В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник - князь Борис Алексеевич Голицын, и с этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Скромное для Голицына Марфино не соответствовало его вкусам и требованиям (в селе были две старые деревянные церкви), и он возводит здесь новые хоромы, разбивает парк на "французский манер", а в 1701 году начинается строительство каменной Церкви Рождества Богородицы, по которой село Марфино и усадьба были переименованы в Богородское.

Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию на пять лет учиться архитектурному делу.
50.



С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился пугающий сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же в тревоге поспешил к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и попросил позволения в уже реализованный проект внести изменения - достроить внутри четыре поддерживающих столба - пилона. Таким образом устойчивость и безопасность церкви была бы гарантирована.
51.


Мария Федоровна дала свое согласие. В результате переработки проекта мастер в центре по кругу поставил четыре монументальные пилона, поддерживающих световой барабан, что не имело аналогов в то время. В качестве украшения пилонов и арок Белозеров использовал спаренные плоские пилястры. С внешней стороны пилоны имеют ниши, завершенные лепными раковинами, предназначенные, очевидно, для скульптур. Пилоны не только усиливали центрический характер сооружения, но и насыщали пространство церкви архитектурной пластиной, придавали интерьеру храма особую выразительность.

Однако когда князь вернувшись из Астрахани остался сильно недоволен нововведениями так как пилоны заметно уменьшили внутреннее пространство церкви и нарушили первоначальный ее образ. Голицын приказал в порыве гнева сечь Белозерова "за непослушание". Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот и скончался - его сердце не выдержало позора. Сохранилась надгробная плита с надписью: "1708 год ноябрь в 30 день на память и всех верного апостола Андрея Первозванного преставись раб Божий человек боярина и князя Бориса Алексеева сана Голицына человек ево Владимир Иванов сын Белозероваю Жил 59 лет". Некоторая нестыковка. То есть получается что мастер жил еще год после освящения этой церкви.
52.



Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера - 1708 год. Забегая вперед, стоит заметить, что вскоре судьба изменит и самому князю. Бориса Алексеевича будут преследовать неприятности: неудачи по службе сменят семейные невзгоды. Предчувствуя близкою кончину, князь Голицын удаляется в монастырь, где умирает в 1714 году.
53.



Еще в 1910 году в журнале "Старые годы" П.П. Вейнер высказал предположение о перестройке Богородичной церкви в 1840-е годы архитектором М.Д. Быковским. О значительных переделках фасадов церкви, в частности, о замене первоначальных овальных фронтонов на треугольные, говорят и другие авторы. Такие авторитетные специалисты, как И.Э. Грабарь, С.В. Бессонов, А.И. Некрасов - их сомнения в подлинности форм требовали дополнительных научных изысканий. Однако в 1950-е годы  во время реставрационных работ в усадьбе были проведены исследования путем вскрытий и зондажа. Результаты полностью опровергли предположения вышеуказанных авторов и показали, что все треугольные фронтоны, завершающие торцовые фасады притворов, являются первоначальными, так как выложены из того же большемерного кирпича и на том же известковом растворе, как и всё здание церкви.

Белокаменные карнизы этих фронтонов выполнены из того же белого камня, что и остальные карнизы первого яруса церкви, и имеют единый с ними профиль. Все белокаменные пилястры первого яруса церкви с их великолепными белокаменными капителями тончайшего разнообразного рисунка являются первоначальными. Все кирпичи пилястры мерного кирпича, что и стены барабана, и имеют с ними нормальную привязку швов. Это доказывает одновременность сооружения пилястр, стен барабана и фронтов. Дверные и оконные проемы не переделывались и не растесывались. Отсутствие в архивных документах каких-либо материалов, свидетельствующих о переделки фасадов церкви, подтверждает результаты натурных исследований и выводы, что фасады церкви перестройке не подвергались. Таким образом Церковь Рождества Богородицы подлинная. Сегодня мы видим ее точно такой, как она была построена три века назад. Эти намоленные стены помнят голоса великих людей нашего Отечества. Там, где мы сейчас стоим, возносили свои молитвы сам Петр I и выдающийся историк Карамзин, Василий Львович Пушкин - дядюшка великого поэта и прочая российская аристократия в лице Голицыных, Салтыковых, Трубецких, Паниных…54.


Фото Богородичной церкви со стороны северного фасада Главного дома усадьбы

Исторические исследования последних лет позволяют нам сделать еще один важный вывод. Оригинальность конструкции храма, стоившая жизни его автору, отнюдь не профессиональная ошибка, а свидетельство творческой прозорливости талантливого человека. Остается только восхищаться интуицией этого зодчего из народа, который одним из первых смог уловить тенденции архитектурных влияний Северной Европы на устоявшийся традиции российского градостроения.

В 1714 году после смерти Б.А. Голицына Марфино перешло к его младшему сыну Сергию, который в 1729 году продал его Салтыковым. В 1777 году, при Иване Петровиче Салтыкове, была возведена зимняя каменная Церковь святых апостолов Петра и Павла, которая принадлежит к редкому для конца XVIII столетия типу церкви "под звоном". Небольшая, стоящая недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличается гармонией масс и не имеет декоративных излишеств. Центральную ее часть составляет двухсветный ротондальный объем с небольшими выступами алтаря и притвора. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший колокольней. Боковые входы в храм выделены ризалитами. Суховатая отделка фасадов близка эклектичному стилю "неогрек", популярному в николаевское время.
55.



Интерьер этой церкви также выполнен в стиле классицизма. Хорошо сохранились восемь спаренных дорических колонн, над которыми расположены хоры,огражденные точеным балясником. Росписи стен утрачены. Скудные источники не донесли до нас даже имя архитектора.Отсутствие информации внесло известные сложности в современный реставрационный процесс этих храмов и породило немало споров.56.



Ну, вот, пожалуй нам можно уже и "вернуться" на территорию санатория и осмотреть усадебный парк.
Мы пройдем мимо Красного "рыцарского моста" и пристани с грифононам по берегу Нижнего Большого Марфинского пруда.
57.



58.



Сложная водная система на подпруженной реке Уче из нескольких рукотворных водоёмов, соединённых между собой каналом, охватывала парадную зону серебряным кольцом. Обилие воды, всюду сквозившей и мерцавшей, настраивало на лирический лад, взывало к "созерцательности".
59.


Современная пристань Нижнего Большого Марфинского пруда (слева в кадре)

Искусственный остров Нижнего Большого Марфинского пруда
60.



Это вид на высокий восточный берег Нижнего Большого Марфинского пруда.
61.



Затейливые строения на этом высоком берегу - комплекс Конного двора. Пока нет зелени мы можем попытаться раглядеть эти старые строения издали.
62.



Мы увидим Конный двор в четвертой части.
63.



Вид на Нижний Большой Марфинский пруд, Красный мост и старую пристань "c грифонами".
64.



Примерно в этом же месте недалеко от современной пристани парка (откуда снято предыдущее фото) находится памятник собаке - ротвейлеру Султану - любимцу бывшей владелицы усадьбы графини Паниной. Есть упоминания что Султан - первый ротвейлер, завезенный в Россию и то что памятник, стоящий сейчас в Марфино - копия (оригинал был утрачен).
65.



На постаменте памятника написано "Султану, любимой собаке графини Паниной".
Надо отметить что изображение Султана довольно реалистичное.
66.



Теперь пойдем осматривать усадебный парк. Зелень появится только через неделю и поэтому у нас есть возможность вот так сфотографировать Главный дом со стороны памятника Султану.
67.



Парк  Марфина, по обыкновению разделялся на французский и английский и был огромен. Тенистые аллеи, как долгие зелёные коридоры, уходили вдаль и были "обставлены" изящной мраморной скульптурой. Среди деревьев прятались павильоны.
68.



Двухъярусная ротонда "Миловида" из которой открываются красивые виды на окрестности усадьбы построена в XVIII веке при Салтыковых и стоит на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный рустованный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.
69.



Во втором ярусе - опирающейся на римско-дорическую колоннаду восьмиколонной беседке - находится статуя Аполлона Бельведерского.
70.



71.



Автором двухъярусной ротонды "Миловида" считают известного архитектора Н.А. Львова, члена Академии наук.
72.



73.



74.



75.



По своей оригинальности композиции и гармонии пропорций этот павильон является интереснейшим памятником садово-парковой архитектуры.
76.



77.



78.



В конце одной из аллей липового парка расположилась беседка-полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном. Она представляет собой перекрытую половиной сферического купола тосканскую колоннаду.
79.



80.



81.



На фото ниже кстати мы можем при желании разглядеть так называемый "Дом управляющего". Он угадывается в середине поля кадра за деревьями.
82.



Вот так он выглядел в в 70-е годы XX века (фото ниже).
Сейчас дом также в катастрофическом состоянии.
83.


Фото из личного архива grishinslawa

Ну и в заключение общее фото парка усадьбы Марфино.
84.



"История Марфина полна ярких красок, характерных бытовых страниц, и в редкой подмосковной можно найти такую полноту исторических преданий", - писал исследователь русских усадеб Ю.И. Шамурин. На этом и закончим третью часть рассказа об усадьбе Марфино.

Источники:

Официальный сайт Церкви Рождества Богородицы и Храм Святых Апостолов Петра и Павла в Марфино
А.Ю. Низовский "Самые знаменитые усадьбы России". 2001 г.
И отовсюду понемногу.

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1. Усадьба Марфино. История, судьбы. Северный фасад Главного дома усадьбы Марфино.
Часть 2. Южный фасад Главного дома усадьбы Марфино.
Часть 4. Конный двор, Каретный сарай.

#неоготический стиль, #памятник собаке, марфино, тайны и загадки, #тайны и загадки, красный мост, памятник собаке, церкви марфино, усадебный парк, неоготический стиль, #красный мост, #готический мост, #церкви марфино, #марфино, усадьба марфино, #усадьба марфино, #усадебный парк, готический мост

Previous post Next post
Up