Усадьба Марфино. Южный фасад дворца. Часть 2.

May 15, 2018 16:08



Всего 73 фото

Во второй части рассказа об усадьбе Марфино мы внимательно рассмотрим южный фасад Главного усадебного дома, насладимся его архитектурными видами и деталями. С этого ракурса Главный дом без преувеличения больше напоминает рыцарский замок, впрочем этого и добивались хозяева усадьбы. Как мы помним свой характерный псевдоготический облик усадьба приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского. Поскольку Красный (готический) мост мы в подробностях рассмотрим уже в третьей части, сконцентрируемся на само́м замке, его романтичном образе и архитектуре.

Главный усадебный дом и его каскады террас и лестниц, фонтаны и пруды чрезвычайно привлекали кинематографистов - в Марфино было снято 16 художественных фильмов. Возможно самым запоминающимся является экранизация булгаковского мистического романа "Мастер и Маргарита" режиссёра Юрия Кары - в середине августа 1992 года в Марфино снимали знаменитую сцену "Великого бала у сатаны". Врочем у Марфино и своих призраков предостаточно. О них правда мы поговорим уже в третьей части моего рассказа)
Около ста лет назад известный москвовед Алексей Залеман (Греч), в своем "Венке усадьбам" писал о марфинском чуде: "…кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта".

Именно такое впечатление усадьба и производит несомненно своими зубчатыми гребнями, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами.
02.


1840-е. Центральная часть усадьбы. Лист из альбома с видами усадьбы Марфино.
Въезд в усадьбу осуществлялся через необычный "готический" мост с галереями - своеобразный парадный въезд в усадьбу, за которым (слева от него) видны две марфинские церкви (см. третью часть).
03.



04.


1840-е. Центральная часть усадьбы. Лист из альбома с видами усадьбы Марфино.

Справа от моста Нижний Большой Марфинский пруд.
05.



Еще правее и в перспективе раскинулся живописный парк с беседками. С моста хорошо просматривается и хозяйственный двор (см. третью и четвертую часть о Каретном дворе).

Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор.
06.



07.



Главные въездные ворота Марфино. Рассмотрим подробно их с разных ракурсов.
08.



Композиция генерального плана усадьбы основана на сочетании элементов регулярной и свободной планировки. Ядро ансамбля - двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760-80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля. Мы их уже внимательно осмотрели в первой части.
09.


Въездные ворота были сооружены по проекту Быковского в 1837-1839 гг. в стиле псевдоготики.
10.



Пилоны, парапет и зубцы проездной арки ворот белокаменные.
11.



Рядом с Главным домом расположена стилизованная сторожевая башня используемая как сторожка.
12.



Башня построена смежной с белокаменными въездными воротами.
13.



Сторожка-башня въездных ворот.
14.



Главный дом усадьбы - вид с юго-запада и со стороны въездных ворот.
Слева на дальнем плане на фото ниже - Западный флигель усадебного комплекса.
15.



Чрезвычайно примечательное и удивительно образом сохранившееся сооружение эти въездные ворота.
16.



Важную роль в композиции ансамбля усадьбы Марфино играют две двухэтажные жилые постройки XVIII века - украшенные восьмиколонными портиками тосканского ордера псарни, замыкающие с севера главную композиционную ось ансамбля (см. первую часть). Другие постройки екатерининского времени - Конный двор и Каретный сарай - сохранились плохо (см. четвертую часть).17.



Но сам по себе Главный дом усадьбы - готический дворец безусловно восхищает. Именно южный фасад дворца наиболее впечатляющий в своем романтичном изысканном образе.

В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.
18.



Перед дворцом вместо привычного парадного двора - огромный Нижний Марфинский пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного восприятия архитектурного ансамбля Марфино.
19.



Дополняя друг друга, все эти постройки спонтанно вызывают у гостя усадьбы бессознательные порывы романтичных чувств и даже грез)
20.



От центра дворца к пруду террасами спускается широкая каменная лестница, заканчивающаяся пристанью.
21.



22.



Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек.
23.



Вид на Марфинский дворец с юго-востока. Справа на дальнем плане на фото ниже - Восточный флигель усадебного комплекса.
24.



В гражданской архитектуре крупнейшей постройкой известного архитектора Михаила Быковского как раз и является этот "готический" ансамбль усадьбы Марфино. Быковский приступил к нему не позднее 1832 года, когда были выполнены усадебный мост и два готических флигеля (они были разобраны и выстроены заново в 1940-х годах). Работа над главным домом была завершена только в 1846 году.
25.


На верхней террасе (верхнем ярусе) перед Главным домом находилась открытая беседка, увитая густой зеленью.

Как мы видим на старом дореволюционном фото ниже эти две колонны беседки (сейчас выглядящие довольно одиноко и печально на фото выше) были увенчаны декоративными вазонами со скульптупными изображениями херувимов как впрочем и предназначенные для скульптур другие места (парапеты) террасной лестницы дворца.
26.


Дореволюционное фото

Родился Михаил Быковский в Москве. Он сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского (Dormidont Bykowski) - столяра и резчика по дереву - мастера по иконостасам. Михаил получил хорошее по тем временам домашнее образование; с 1816 года он в учениках у Доменико Жилярди. В 1817-1823 гг. - помощник Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе. С помощью Жилярди в 1820-е годы Быковский приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало).27.



С 1823 года Быковский преподавал в Московском дворцовом училище (официально зачислен в штат в 1825 году). После смерти отца в 1824-м, чтобы поддержать семью, он на время вернулся к отцовскому ремеслу. В 1829 году по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена - начальный ранг квалифицированных архитекторов). Академиком он стал в 1831 году, защитив конкурсный проект и получив право на стажировку в Европе. В 1839-1849 гг, параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля (оба уничтожены большевиками в 1930-е).28.



С 1843 года Быковский, одновременно завершая работы в Марфино продолжал работу на городские службы и на московские, подмосковные монастыри.
29.



В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы. Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех представляют собой совершенно иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII - начала XIX века.
30.



В 1867 г. по инициативе Быковского было организовано архитектурное общество МАО, председателем которого он был два года. Основоположник романтического направления эклектики в русской архитектуре, общественный деятель Михаил Быковский оставил добрую память. Похоронен он на Ваганьковском кладбище.
31.



32.



33.



34.



35.



36.



Доступа в Главное здание дворца сейчас нет. Но есть редкие дореволюционные фото его интерьеров как например это.
37.


Рассмотрим архитектурные детали Главного дома усадьбы Марфино.
38.



Южный фасад Главного дома усадьбы.
39.



Рыцарские башенки и стрельчатые окна.
40.



41.



42.



43.



44.



45.



Невозможно не упомянуть снимавшуюся именно здесь перед южным фасадаом сцену булгаковского "Великого бала у сатаны" художественного фильма Юрия Кара "Мастер и Маргарита". Наверное вообще сложно представить, в каком еще более реальном окружении можно снять такую фееричную фантасмогорическую сцену. Готический дворец в Марфино позволил это сделать с изрядной долей реального присутствия на Балу)
46.



Сцена "Великого бала у сатаны" - Маргарита принимает приветствия гостей Воланда.
47.


Именно вот на этой просторной средней террасе Главного дома усадьбы Марфино проходит основная сцена Бала.
48.



"...Художники и декораторы увлеченно работали на натуре. Испортившаяся после первого съемочного дня погода создавала большие проблемы. Дождь неоднократно вторгался в съемочный процесс: гасли свечи, перегорали лампы, летели предохранители у светового оборудования, мокли декорации. Съемка не раз прерывалась. Актеры, массовка, съемочная группа бежали в автобусы сушиться и греться. Операторы «спасали» свое оборудование. Только дождь заканчивался, все возвращались на площадку, сушили декорации, и работа продолжалась… Опасение режиссера, что будет недостаточно обнаженных дам для прохождения по лестнице, не оправдалось. Девушки шли, шли, шли, у гримеров не хватало рук замазывать белые части тел, оставшиеся от купальника после загара. Оцепление охраняло площадку не только от многочисленных любопытствующих из ближайших деревень, но и от "недооцененных" режиссерской группой "красавиц", стремившихся попасть на бал сатаны и составить пару мужчине в строгом фрачном костюме, а также правдами-неправдами получить вознаграждение. При проявке пленки Э.Г. Махновский, директор "Мосфильм-колор" заметил: "Во всем советском кино не наберется столько обнаженных дам, сколько в вашем кино...".
49.


"...На крутом склоне берега красивейшего пруда как на величественном постаменте возвышается дворец с башнями и стрельчатыми окнами. От пруда к дворцу через две террасы поднимается каменная лестница. Правильность выбранного места для съемки «Бала сатаны» подтверждается  свидетельством исследовательницы творчества Булгакова Лидии Яновской: "Как все у Булгакова, его вертикали парадоксальны. Маргарита спускается к вершинам своей любви - по ступеням подвальчика к любимому. И поднимается в подземные глубины, в преисподнюю Воланда, на его весенний бал полнолуния - по бесконечной лестнице, ведущей вверх…". Камера все это зафиксировала.

Однако продолжим осмотр фасадов дворца и парадной каскадной лестницы усадьбы Марфино.
50.



51.



52.



53.



54.



К большому сожалению в Марфино в комплексе террасной лестницы дворца каких либо скульптур которые размещались в подобных нишах (фото ниже) не сохранилось. Исключение наверное представляет лишь статуя Апполона Бельведерского во втором ярусе беседки-миловиды в парке усадьбы (см. часть треью) и скульптурная группа амуров "чугунного" фонтана у пристани "с грифонами".
55.



56.



57.



В таком великолепном и удивительном окружении действительно разыгрывается воображение и проявляются романтические чувства.
Вообще же в Марфино мне очень понравилось. Здесь как-то спокойно, нет никакой суеты, можно часами прогуливаться и созерцать Историю)
58.



59.



60.



61.



Парадная дворцовая лестница.
62.



63.



64.



65.



От главного усадебного дома к пруду спускаться протяженная белокаменная лестница с фигурами грифонов пристани, тоже кстати оформленная Быковским.
66.



Пристань, украшенная белокаменными скульптурами мифических грифонов.
67.



Джованни Витали, более известный нам как Иван Петрович Витали (1794, Петербург - 1855, Петербург) - русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. Считается, что именно ему принадлежит авторство "чугунного" чашеобразного (в виде раковины) фонтана перед пристанью Главного дома в Марфино.
68.



Джованни Витали родился в 1794 г. в Петербурге, в семье итальянского скульптора-формовщика Пьетро Витали. Учился изобразительному искусству у отца. Затем с 1806 по 1818 г. занимался в качестве вольноприходящего ученика в петербургской Академии художеств. Итальянец по происхождению, он воспитанием, языком, сюжетом своих произведений принадлежал России. Не получив систематического образования, он учился у скульптора Трискони и И.Т. Тимофеева, ученика Мартоса. С 1818 Витали жил в Москве, работая в собственной мастерской. Полной зрелости своего дарования Витали достиг в 1830 годы, когда за бюст Карла Брюллова получил звание свободного художника, а в 1840 году - академика. Витали скончался в Петербурге 5 (17) июля 1855 г. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.69.



Кстати известный всем Петровский фонтан на Театральной площади (тот что ближе к Площади Революции), созданный в 1835 году также возможно представляет собой подобную скульптурную композицию из четырех амуров, символизирующих музыку, поэзию, комедию и трагедию. В нижней части Петровского фонтана были специальные отверстия, через которые можно было поить лошадей. Со временем этот фонтан утратил водозаборную функцию, а потом вообще перестал работать. Он был восстановлен в 1995 году, огорожен заборчиком, к котором есть калитка - проход к фонтану.

Так Фонтан Витали в Марфино выглядел до революции.70.


В заключение насладимся скульптурами этих удивительных потусторонних существ - грифонов обновленных недавно руководством санатория "Марфинский".
71.



В частности у этого грифона до реставрации была отбита верхняя часть "клюва".
Сейчас он чувствует себя более уверенно)
72.



Вид "на грифонов" со стороны Конного двора на высоком берегу Нижнего Марфинского пруда.
73.



Итак с южным фасадом готического марфинского дворца у нас всё. В третьей части нас ждут Красный (готический) мост, находящиеся рядом с ним марфинские церкви, ещё строения, усадебный парк, "памятник собаке Паниной" и конечно-же мистические истории Марфина.

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1. Усадьба Марфино. История, судьбы. Северный фасад Главного дома усадьбы Марфино.
Часть 3. Красный "рыцарский" мост, марфинские церкви, усадебный парк; тайны и легенды Марфино.
Часть 4. Конный двор, Каретный сарай.

готический замок марфино, #главный дом усадьбы марфино, марфино, #готический замок марфино, неоготический стиль, главный дом усадьбы марфино, #дворец в марфино, усадьба марфино, #марфино, #усадьба марфино, дворец в марфино

Previous post Next post
Up