Всего 104 фото
Мы продолжаем пребывать в величайшем храме христианства - константинопольской Айя-Софии. И теперь осмотрим галереи второго уровня Софийского собора и его удивительные фрески. Во время богослужений раннего христианского периода на галереях храма отводились места для женщин. Соответственно, здесь же располагалась ложа императрицы. Чтобы добраться до второго уровеня Айя-Софии мы поднимемся по историческому пологому пандусу ведущему к галереям Айя-Софии. Пандус выстроен пологим для того чтобы императрицу могли вносить к месту молитвы в паланкине. В конце второй части мы уже направились к этому пандусу. С него и продолжим наше исследование.
Вот этот портал справа в северной части собора и есть врата ведущие к пандусу. Портал устроен таким широким чтобы паланкин императрицы мог свободно повернуть при подъеме на ступенях и перемещаться к пандусу без препятствий с учетом еще и габаритов носильщиков.
02.
Как раз здесь вот на этих ступенях паланкин императрицы поворачивал вправо.
03.
Вообще же фото пандуса не часто появляются в сети, а жаль - потому как сам подъем на второй уровень собора по нему - отдельное маленькое приключение с погружением в глубь седых веков.
04.
Стоит только вообразить как императорский паланкин мерно поднимается к верхним галереям Айя-Софии... - ты сразу включаешься в исторический контекст Айя-Софии, если "не включился" до этого)
05.
Я постарался выложить больше фото этого удивительного сооружения для погружения во времена давно ушедших дней.
06.
Подниматься по пандусу довольно комфортно, гораздо легче чем просто по ступеням. Уклон устроен таким образом, что ты поднимаешься с удовольствием и еще предвкушаешь, - что же будет за следующим поворотом!?
07.
Давно не испытывал такого трепетного волнения. Как будто поднимаешься к чему-то светлому и высокому...
08.
Отполированные временем плиты пола пандуса добавляют в сознание мысли о том какое бесчисленное количество людей поднималось здесь по этим выложенных плинфой галереям почти за две тысячи лет.
09.
Но вот мы и на уровне галерей. Этот портал и видела императрица перед тем как ее паланкин внесут под своды второго этажа Айя-Софии.
10.
Императрицу сопровождали принцессы и фрейлины - во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора.
11.
12.
13.
14.
Это было весьма светское место. Самая почетная часть хоров - в центре западной галереи, прямо напротив алтаря: круг из зеленого мрамора обозначает место, где стоял трон императрицы.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Немного мешают полному обзору собора строительные леса слева...
Как раз все Это и видела прекрасная супруга императора с того места где стоял ее трон.
21.
22.
Я не случайно упомянул "прекрасная". Красота для византийца была синонимом божественности. Супруга же императора олицетворяла Святую Софию и должна (обязана была - смайлик) была быть прекрасной по определению. Неслучайно была изгнана одна из византийских императриц, как раз не отличавшаяся выраженной человеческой красотой.
23.
С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
Это правая сторона галерей.
24.
25.
26.
Вид на внутренние пространства Айя-Софии с хоров потрясает своим могучим и возвышенным образом.
27.
28.
29.
Это ракурс основного объема собора уже чуть правее.
30.
Отсюда можно хорошо рассмотреть место коронаций императоров.
31.
32.
33.
Однако нам в правую галерею где находятся уникальные мозаики Айя-Софии.
34.
Мы с вами в южной галерее.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Невообразимая красота. Это всё смальтовая мозаика.
41.
Мраморные парапеты южной галереи.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Первое слово что приходит в голову в эти моменты осознания, - "Поступь Времени".
48.
49.
За мраморным парапетом - красочное металлическое ограждение хоров южной галереи с характерным орнаментальным узором.
50.
Именно в южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений.
51.
Самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем.
52.
"Деисус" означает "моление". Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.
Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию - крестоносцами.
53.
Удивительное ощущение. Иисус как будто видит тебя, твою истинную суть, а в его глазах глубочайший эмоциональный посыл принятия и веры в наш бренный Мир.
54.
Взгляните поглубже...
55.
Уже во время обработки фотографий я очень долго рассматривал с увеличением эти удивительные мозаики и пришел к однозначному заключению что на уровне мастерства выполнить эту восхитительную работу просто невозможно. Рукой мастера здесь явно водил Бог, если угодно...
56.
Образ Богородицы также потрясает.
57.
Сколько боли, принятия в этих глазах и во всем образе Девы Марии.
58.
Образ Иоанна Крестителя также одухотворен пониманием что ждет этот Мир и принятием его роли в божьем промысле...
59.
Удивительно волнуещее ощущение от его образа...
60.
В южной галерее огорожена площадка где можно увидеть исторические мраморные полы этой галереи...
61.
62.
63.
А прямо против Деисуса под плитой с латинской надписью "Henricus Dandolo" когда-то как раз и лежало тело одного из предводителей Четвертого крестового похода - венецианского дожа Энрико Дандоло по воле и интригам которого крестоносцы взяли и разграбили Константинополь в начале XIII века. Он умер в Константинополе в 1205 году и был погребен на хорах Софии, превращенной крестоносцами в католический собор. Когда Константинополь был взят турками, султан Мехмед велел вскрыть кости старого дожа и бросить их цепным псам. Какая однако ирония.
64.
На стене над его могилой сохранился совсем маленький фрагмент мозаики закрытый сейчас листом пластика...
65.
Здесь же рядом справа совсем небольшая мозаичная икона Деисус.
66.
67.
В восточной части южной галереи сохранилось еще одно мозаичное изображение (около 1044 года). Перед престолом Христа склоняются императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту.
68.
Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое).
69.
А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось восстанавливать.
70.
71.
Из экседры южной галереи можно увидеть практически на уровне глаз мозаичное изображение Богоматери с Иисусом в апсиде Айя-Софии.
72.
Это знаменитый вошебный мозаичный золотой фон в апсиде Айя-Софии.
73.
Также удобно с южной галереи рассмотреть мозаичные образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Игнатия Богоносца в нишах северного тимпана патриарших покоев созданные около 878 года. Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях, выполненных в патриарших мастерских.
74.
Иоанн Златоуст
Фигуры столпообразны, исполнены достоинства, символические моменты укрупнены и подчеркнуты - это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.75.
А теперь мы оправляемся исследовать северную галерею собора.
Вот такой любопытный портал ведущий в центральную галерею из южной.
76.
77.
Сейчас мы уже в северной галерее.
78.
На стенах галереи можно найти мозаичные портреты другой императорской семьи: императора Иоанна Комнина и его жены Ирины, стоящих слева и справа от Богородицы (около 1120 года).
79.
Императрица была венгерской принцессой Пирошкой, что в переводе означает "красна девица", дочерью венгерского короля Ласло. Родилась она в городе Эстергоме в 1088 году. Замуж её выдали вопреки желанию. В Константинополе она приняла православие и в крещении получила имя Ирины.80.
81.
Здесь также все изысканно и красиво. Однако много интересных мест затянуто строительными полотнищами.
82.
Часть северного фасада Айя-Софии.
83.
84.
Ну а теперь мы спустимся на первый уровень собора уже по другому пандусу находящемуся в северо-восточной части собора.
Здесь не менее интресно.
85.
Единственное отличие - пол пролетов пандуса тщательно обработан нарезкой из тонких длинных борозд. Очевидно это сделано для того, чтобы ступни носильщиков не скользили при спуске паланкина императрицы на первый уровень.
86.
87.
Здесь более разнообразное внутреннее строения пандуса, множество арок, каменных решеток и присутствует центральная шахта вокруг которой и проходят пролеты этого пандуса.
88.
89.
90.
91.
Здесь встречаются даже места захоронений святых и значимых исторических личностей. Конечно сейчас же эти каменные могилы пусты.
92.
93.
94.
Водосток...
95.
96.
97.
Вот и выход. Нам осталось осмотреть еще одну достопримечательность Айя-Софии.
98.
Туристы выходят через юго-западный выход собора. Когда-то в давние времена именно он был его основным входом.
99.
Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X века, представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках.
100.
101.
По обеим сторонам трона Богородицы предстоят императоры:
Юстиниан I с моделью храма Святой Софии...
102.
...Константин I, подносящий модель Константинополя...
103.
Композиция уже симметрична и напоминает деисусный чин.
Здесь же император и его сражи перед входом в Софийский собор оставляли свои мечи...
104.
Осмотр Айя-Софии мы закончили. Впечатлений у меня осталось чрезвычайно много. Выделить что-то отдельно здесь просто невозможно. Айя-София меня сильно изменила. Я даже не предполагал что так глубоко включусь в это необъятное благодатное энергетическое поле Айя-Софии, коснусь всего того, что вошло не только в мое сознание но и на бессознательный уровень. Это ощущается всецело и всеобъятно.
Пожалуй не охваченными подробно остались Базилика Феодосия, что была найдена археологами, как и множество ее архитектурных элементов, так и строения у Айя-Софии появившиеся в Оманский период. Таким образом в четвертой части мы осмотрим археологический музей Айя-Софии под открытым небом и попытаемся раскрыть ее тайны, что пока не удалось сделать полностью в предыдущих частях.
Источники:
Понемногу отовсюду.
© Vladimir d’Ar, 2017
Первая часть Вторая часть Четвертая часть Пятая часть