Жизнь в миниатюре. Что и как рисовали мусульманские художники

Jun 18, 2021 18:40


В Коране нет прямого запрета на изображения живых существ. Один из аятов гласит: «О верующие! Вино, азартные игры, статуи суть наваждения сатаны; воздерживайтесь от этого и будете счастливы!» Под статуями здесь подразумевались скорей идолы, которым поклонялись язычники, а о живописи ничего не сказано.


Read more... )

персидские миниатюры, ислам, арабы, мусульманство, живопись, история, культура, Персия

Leave a comment

Comments 55

5ttn June 19 2021, 04:48:03 UTC
Кстати, изображения людей (лиц, личностей) в Древнем Египте тоже не имели индивидуальных черт, разница была только в функциях, которые отображались в нарядах и аксессуарах.

Возможно потому, что личности меняются в эпохах, а функции остаются...

В Японии и Китае в древности людей изображали только как часть природы, обязательно как неконкретная мелочь на фоне внушительных гор, лесов и рек.

Похоже, что идеализация и обособление личности присуще поздним эпохам, и больше индивидуалистичному западу, чем востоку.

Reply

vl_sokolov June 19 2021, 13:12:19 UTC
На мой взгляд, интерес к личности появился примерно тогда же, когда и собственно история, - у древних греков. И это вопрос скорей не времени, а мировоззрения (хотя и греки, строго говоря, появились довольно поздно). В более архаических - по взглядам, а не по времени, - обществах значение имели только цари, которых изображали подчеркнуто огромными на фоне безличной массы подданных.

Reply

5ttn June 19 2021, 13:22:00 UTC
У древних греков интерес не к каждой личности, а только к героям. Народ там просто масса.

Цари всегда определяли политику государства, законы и цели, жесткость и свободу. Поэтому эпохи определялись не столетиями, а годами правления царей.

Имели значение только типажи: властитель, полководец, ученый, учитель, строитель, тиран, и т.п.

Reply

vl_sokolov June 19 2021, 15:40:36 UTC
Конечно, не к "каждой". У греков замечались только выдающиеся личности, но они были вполне индивидуальны. Сравните полководцев Алкивиада, Никия или Брасида - совершенно разные по характерам и свойствам люди. Если брать литературу, Сапфо, Аристофан и Архилох имеют мало общего и в творчестве, в жизни. Вспомните Сократа, Платона, Диогена, Фемистокла, Перикла - ярчайшие и интереснейшие личности. Не типажи, не герои, не цари.
А народ и сейчас просто масса.

Reply


zuulthegatekeep June 26 2021, 18:10:25 UTC
Один из аятов гласит: «О верующие! Вино, азартные игры, статуи суть наваждения сатаны; воздерживайтесь от этого и будете счастливы!
не будете ли столь любезны что бы указать номер столь замечательного аята?

Reply

vl_sokolov June 27 2021, 22:54:48 UTC
Спасибо за любезно сформулированный вопрос. Это пятая сура «Аль-Маида» (Трапеза), аят 90.

Reply

samo2020 June 28 2021, 05:52:13 UTC
Сура Трапеза ( ... )

Reply

vl_sokolov June 28 2021, 10:57:43 UTC
Мне кажется, разнообразие переводов этого места в аяте как раз говорит о том, что его можно толковать по-разному. И тот вариант, который приведен в статье, тоже имеет смысл. Бедуины до ислама в буквальном смысле поклонялись камням, которые собирали в пустыне и ставили перед собой, превращая их в богов (кумиров в переводе Саблукова). Это, конечно, не статуи в строгом смысле, а бесформенные идолы (о чем я, собственно, и сказал сразу после цитаты), однако благочестивый мусульманин вполне может распространять действие аята и на изваяния, изображающие людей.
С другой стороны, я не берусь судить о тонкостях арабского и допускаю, что процитированный мной перевод сделан с натяжкой. Если не ошибаюсь, я встречал его только в искусствоведческих работах, посвященных недопустимости человеческих изображений в исламе.

Reply


cravnenie June 26 2021, 19:04:31 UTC
Понятно то, почему иконоборцы были против того, чтобы изображали святых, ибо живую душу не поместить на доску. Но почему нельзя изображать людей без души и потом еще считать, что после страшного суда изображения вернутся к художнику. Может потому, что изображения и статуи разогревают кровь смотрящего и он прелюбодействует с неживым предметом. Ведь даже в сторону живого человека или осла нельзя смотреть с вожделением.

Reply

vl_sokolov June 27 2021, 23:04:13 UTC
Почему-то вспомнилось из Борхеса: "Зеркала и совокупление отвратительны, ибо умножают количество людей".

Reply

cravnenie June 28 2021, 19:55:13 UTC
Кстати, в зеркале изображение тоже без души, поэтому зеркала тоже могли запретить для мужчин, а женщины в мусульманстве как домашние животные, как те же ослицы-им можно пялиться.

Reply

north_exposure December 12 2021, 13:27:37 UTC
"а женщины в мусульманстве"

Именно в исламе? Вы основывает это утверждение на какой-то цитате из Корана или хадисов?

Reply


inryko June 26 2021, 19:56:58 UTC
Наконец-то кто-то ответил на вопрос, который мучал меня многие годы. И спрашивала у многих, в том числе мусульман. Почему изображать человека нельзя, а вот они миниатюры.
Спасибо!

Reply

vl_sokolov June 27 2021, 23:04:41 UTC
И вам спасибо за внимание!

Reply


konevin June 26 2021, 20:47:36 UTC
Паганизм-силы природы, которых надо задобрить жертвами. Любая религия о мире духовном, противоставимом миру земному. Душа и тело. Далее три основных религии расходятся в том что есть духовное согласно их принципам. Принципы тоже менялись, посему такие непонятки. Это сложно.
Картинки прекрасные. Спасибо.

Reply


Leave a comment

Up