Бабур, первый из Великих Моголов. Основатель империи и талантливый писатель

Feb 27, 2021 22:46


Захир-ад-дин Мухаммад по прозвищу Бабур («Барс») был сыном ферганского эмира Омар-Шейха и внуком Абу Саида, правившего восточной половиной Чагатайского улуса. По отцовской линии его род восходил к Мираншаху, сыну Тамерлана, а по материнской - к потомкам Чингисхана.





Несмотря на столь высокое родство, положение Бабура в государстве Тимуридов было зыбким и сомнительным. Средняя Азия в то время буквально кишела тимуридскими ханами и принцами, и Бабур считался далеко не самым сильным и авторитетным. Все они имели примерно равные права на вотчины Мавераннахра и без конца воевали друг с другом, не взирая на родственные связи.

Если Бабур чем-то и выделялся в этой компании, то своей большой амбициозностью. Не довольствуясь родной Ферганой, он поставил себе целью завоевать Самарканд и добился ее, когда ему исполнилось всего четырнадцать лет. Правда, уже через три месяца он потерял город, но спустя четыре года захватил его снова, совершив дерзкий маневр под самым носом у узбекского хана Шейбани, завладевшего Самаркандом.

Пока войска хана стояли лагерем в поле - кочевники, как известно, не любили жить в городах, - Бабур с десятком бойцов забрался ночью по лестнице через крепостную стену, переманил на свою сторону местных жителей и к утру полностью овладел городом. Эта отчаянно смелый и бесшабашный поступок снискал ему большую популярность.

Но общее положение дел в стране складывалось не в пользу Бабура. Весы власти все больше склонялись на сторону хана Шейбани, который медленно выдавливал Тимуридов из Мавераннахра. Уже следующей весной Бабуру пришлось бежать от его армии - сначала из Самарканда, а потом и из родной Ферганы, которая тоже перешла в руки всесильного узбека.



В результате Бабур оказался правителем без трона и несколько месяцев жил на правах бедного родственника у своих дядьев и двоюродных братьев. Он все врем++я пытался заручиться поддержкой других ханов и придумывая всякие несбыточные планы по захвату власти. Наконец, такое положение стал казаться ему слишком унизительным, и он отправился на поиски удачи, решив полагаться только на самого себя. От всех богатств у Бабура осталась только пара сотен нукеров и два шатра, в одном из которых он поселил свою мать.

Долгое время Бабур прожил в горах, грабя местные деревни и угоняя скот. В эти смутные годы его жизнь состояла из набегов на окрестные села, блужданий по горам и схваток с такими же искателями приключений. «Добыча была слабая, - жаловался он позже, - один быки и овцы, да кое-что из пожиток крестьян. Набеги не стоили затраченных сил: кони и люди уставали, а прибыли почти никакой».

В своей знаменитой автобиографии Бабур описал драматичный эпизод, когда после неудачной стычки ему пришлось несколько дней уходить от погони. Был момент, когда спутники сговорились его убить, и Бабур, пав духом - «ибо в мире нет ничего хуже страха за жизнь», - уже совершил омовение, чтобы приготовиться к смерти. Только внезапное появление отряда его нукеров спасло беглеца гибели.

Восхождение к власти

Наконец, после долгой полосы неудач жизнь Бабура пошла в гору. Его имя стало широко известно, и к нему начали стекаться все, кто был недоволен своим положением и искал смелого и воинственного предводителя, с которым можно добыть славу и богатство.

Большую роль в высокой репутации Бабура играл его обаятельный характер. Бабур не строил коварных планов, уважал мужество и храбрость и искренне огорчался, когда близкие люди и друзья, на преданность которых он рассчитывал, бросали его в беде или переходили на чужую сторону. В то же время он был лишен наивности, обладал хладнокровием и здравым смыслом и умел трезво оценивать людей. Во время осады Самарканда, когда никто не отозвался на его просьбы о помощи, он не без горькой иронии писал: «Если когда я был силен и могуч, мне не оказали помощи, то с какой же стати стали бы помогать в такое время?»



В хаосе и неразберихе того времени Бабур стал своего рода магнитом, притягивавшем к себе множество сторонников. Он практически без боя захватил Кабул, Газну и весь Афганистан: местные жители сами предложили ему воссесть на трон.

Земли Индии Бабур тоже считал своей законной вотчиной, поскольку некогда они принадлежали его предку Тимуру. В 1519 году Бабур совершил свой первый поход в Индию, а спустя шесть лет разгромил индийского султана Ибрахима в битве при Панипате, в упор расстреляв его армию из османских пушек - новейшего вооружения той эпохи. Через четыре дня он был уже в Дели и праздновал победу, распивая вино на берегу Джамны.

Воцарившись в Дели, Бабур основал династию Великих Моголов, которая стала одной из трех крупнейших держав тогдашнего исламского Востока - наряду с персидскими Сефевидами и турецкими Османами.

Личность и труды Бабура

По своим личным качествам и общему характеру правления Бабур выглядел гораздо привлекательней, чем его предки Тимур и Чингисхан. Их хладнокровной жестокости, доходившей до садизма, он противопоставлял неизменную доброжелательность и великодушие к поверженным врагам.

В его биографии был только одни жестокий эпизод, когда, желая продемонстрировать мощь своей революционной артиллерии, он расстрелял из пушек сотню индусских пленников. Если не считать этого акта устрашения, с побежденными он предпочитал обращаться мягко и миролюбиво, считая, что гораздо легче завоюет их расположение дружелюбием и щедростью, чем притеснением и казнями.

Бабур был начисто лишен религиозного фанатизма, свойственного тем же Сефевидам и Османам, и с редкой для своего времени терпимостью относился даже к язычникам-индусам. Власть не сделала его ни тираном, ни самодуром, ни сластолюбцем, помешанным на удовольствиях. Пользуясь всем, что дают деньги и богатство, он всегда соблюдал разумную умеренность и не питал особой страсти к роскоши. Даже знаменитый алмаз «Кохинур», подаренный ему индийским раджой, он в тот же день отдал своему сыну и никогда о нем больше не вспоминал.

У Бабура имелись свои недостатки и пороки: он злоупотреблял вином и принимал наркотики, соблюдая при этом известную систему, - пил только по понедельникам и вторникам, а в остальные дни жевал маджун, сладкую пасту с коноплей и маком. Каким-то образом это позволяло ему сохранять работоспособность (никаких признаков разрушения личности мы в его биографии не обнаруживаем) и ревностно трудиться не только на политической, но и на литературной ниве.



Книга, которую он написал о своей жизни - «Бабур-наме», осталась в истории как один из лучших образцов политических мемуаров, занимательных и в то же достоверных. Личность самого султана отражена в ней ярко и подробно, так же, как приметы и события его эпохи. По сравнению с витиеватыми трудами тогдашних авторов стиль Бабура удивляет простотой и ясностью: он всегда писал только по делу, правдиво и доходчиво, без всяких украшательств и рисовки, опираясь на личный опыт и здравый смысл.

Сам Бабур очень дорожил своим литературным трудом и берег его от воды и дождя (однажды, попав под грозу, всю ночь сушил его коврами и подушками). Книга в полной сохранности перешла к его детям, но позже значительная часть записей была потеряна при захвате Дели персами.

Кроме прозы, он был знатоком поэзии и писал стихи в форме газелей и рубайи, сочинял трактаты о музыке, исламском фикхе и военном деле. Эту литературную жилку позже унаследовали его потомки, создавшие по его примеру собственные биографии и покровительствовавшие писателям и поэтам.

Бабур прожил всего 47 лет. Тяжелая юность надорвала его здоровье: он страдал от постоянных гнойных воспалений и харкал кровью.

Смерть Бабура связана с легендой, которая говорит о его самоотверженной любви к старшему сыну Хумаюну. Узнав, что Хумаюн серьезно заболел, Бабур провел традиционный монгольский обряд, в котором проситель мог обменять свою жизнь на жизнь больного. После этого его сын быстро выздоровел, а отец, наоборот, внезапно занемог и в скором времени скончался. 

ислам, Тимур, династии ислама, литература, монголы, история, культура, Тамерлан, религия, Великие Моголы

Previous post Next post
Up