Государственная власть в Римской империи всеми силами вмешивалась в выборы епископов. Императоры сами выбирали и низлагали епископов, особенно константинопольских патриархов.
Так, Констанций низложил не устроившего его патриарха Павла и поставил вместо него Евсевия Никомедийского. Позже им же с кафедры был смещен Македоний. Феодосий Великий, когда пришло время выбирать нового патриарха, попросил дать ему список кандидатов и избрал самого последнего, Некатрия, хотя тот не был даже крещен.
Иоанн Златоуст, антиохийский священник, стал константинопольским патриархом вопреки своей воле, только потому, что так захотел император, приказавший под конвоем доставить его в столицу: выполнявший этот приказ префект буквально выкрал Иоанна из Антиохии. Так же поступили с Несторием, которого пригасили в Константинополь потому, что власть не хотела раздоров между двумя местными претендентами, Проклом и Филиппом.
Хризос вместо Христа
Одним из самых скандальных оказалось избрание партиарха Флавиты. После смерти константинопольского патриарха Акакия церковные дела оказались настолько запутаны, что было решено доверить избрание нового епископа самому Богу.
После сорокадневного поста с молитвами император Зинон положил на престол в церкви два свитка: один совершенно чистый и спрятанный в конверт с печатью, а другой с просьбой к Господу - рукой ангела написать в пустом свитке имя божьего избранника. Через определенное время чистый свиток распечатали и увидели, что там действительно написано имя: Флавита.
Новый епископ немедленно взошел на константинопольскую кафедру, но прожил после этого всего три с половиной месяца, скончавшись от какой-то болезни. После смерти Флавиты выяснилось, что новый патриарх задолжал огромную сумму, которую кредиторы стали требовать с его наследников: деньги пошли на то, чтобы подкупить придворного евнуха, который и вписал в свиток его имя.
По этому поводу в Константинополе ходил каламбур, что Флавиту избрал не Христос, а «хризос», то есть золото. Евнуха казнили за то, что «присвоил себе права Бога», а его состояние пошло на покрытие долгов Флавиты.
Власть, деньги и свобода выбора
К концу V века избрание и низложение столичного патриарха по желанию императора стало обычной практикой. Базилевс просто диктовал свою волю поместному собору епископов, которые утверждали или низлагали указанное им лицо. Например, император Анастасий сначала убрал с константинопольской кафедры Евфимия и назначил Македония, потом устранил Македония и поставил вместо него Тимофея.
Могущественные императоры управляли не только константинопольской и антиохийской, но и римской кафедрой. Юстиниан низложил папу Сильвестрия, обвинив его в государственной измене, и сделал римским епископом сначала Вигилия, а затем Пелагия.
Иногда посвящение в сан епископа превращалось в форму ссылки для влиятельных политиков. Епископами провинциальных городов становились бывшие императоры Авит, Гликерий и Василиск. Феодосий III закончил жизнь простым священником. Позже свергнутых цезарей вместо этого стали постригать в монахи, а заодно и оскоплять: по закону изуродованный человек не мог стать императором.
Епископство нередко покупалось за деньги. Подкупали влиятельных придворных лиц и даже императоров. Александрийский епископ Павел, например, открыто предложил Юстиниану огромную сумму в 7 кентинариев (около 230 кг золота), чтобы его восстановили на кафедре.
Параллельно с этим свободу выборов стали ограничивать. Избирались только местные кандидаты, а вместо всей паствы стали приглашать ее почетных представителей. В церковных верхах все больше распространялось мнение, что народ - это не тот, кого надо слушать, а тот, кем надо управлять. Римский папа Целестин выразил это мнение в четкой формуле: docendus est populous, non sequendus: «народ нужно учить, а не следовать за ним».
Григорий Богослов и Иоанн Златоуст тоже считали, что для блага Церкви надо отстранить от выборов епископов простой народ. В конце концов, император Юстиниан постановил, что клир и почетные граждане только предлагают трех кандидатов, а выбор из них делает митрополит.