Кто есть кто в церковной иерархии. 3. Епископы

Feb 12, 2021 15:51


Епископы обладали огромной властью и авторитетом. Обращаясь к ним, было принято прибавлять: «боголюбезнейший и богосвятейший». И сами они были преисполнены сознанием своего значения.





Епископ Леонтий Трипольский однажды не явился на поклон к императрице Евсевии, жене Констанция. Когда она прислала ему отдельное приглашение, он ответил:

«Если ты хочешь, чтобы я пришел к тебе, то я могу это сделать только с соблюдением подобающего епископскому сану почтения. Именно, когда я войду, ты сойди со своего высокого престола, почтительно встреть меня и преклони твою голову под мои руки, испрашивая благословения. Потом я сяду, а ты из уважения стой, и потом уже, когда я дам позволение, садись».

Императрица обиделась, но император не стал наказывать Леонтия, а, наоборот, похвалил его за прямоту и смелость.

Епископы, как и пресвитеры, выбирались всем народом, то есть не только клиром, но и мирянами. Апостольское правило гласило: «Кто должен управлять всеми, тот должен быть и выбран всеми». Но выборы проводились не прямым голосованием народа. Кандидатуру называл собор епископов, который затем обращался к пастве с вопросом, нет ли у кого-то возражений против названного лица. Если никто не заявлял протест, епископ посвящался в сан. Однако чаще всего звучали и протесты, и возражения.

Здесь повторялась та же история, что и с пресвитерами. В первую очередь старались выбрать тех, кто имел связи и умел хорошо говорить, защищая перед властью себя и свою паству. Как писал Григорий Богослов: «Ищут не иереев, а риторов, не жрецов чистых, а сильных предстателей».

Злоупотреблений при выборах епископов было даже больше, чем при пресвитерских, поскольку звание епископа значило намного больше. Епископами становились с помощью военной силы, через подкуп, по родственным связям, с помощью мошенничества. Иногда выборам помогали счастливый случай или божественное проведение: в Равенне некий Север был избран только потому, что над его головой сел голубь.



В 366 году на выборах римского епископа произошло столкновение между сторонниками двух кандидатов - Дамаса и Урсина. На улицах начались драки, префекту Ювентию пришлось бежать из города. Урсинианцы захватили церковь, где проводились выборы; в ответ дамасцы стали ломать двери, пытались поджечь базилику, потом забрались на крышу, разобрали черепицу и стали бросать ее сверху в противников.

На их сторону встали квадригарии - профессиональные наездники, выступавшие на ипподроме. С их помощью сторонники Дамаса ворвались в церковь, и началась битва, в которой погибло больше сотни человек. Правительству пришлось жестоко подавить волнения, казнив множество его участников.



Но события в Риме меркнут перед тем, что происходило в Константинополе. Здесь почти каждый выборы патриарха приводили к народным волнениям, чрезвычайным мерам и использованию войск.

В 342 году во время стычек между сторонниками двух кандидатов - православного Павла и арианина Македония - было перебито множество людей, в том числе начальник городской полиции. Победил Македоний, но во время его интронизации в церкви погибло больше 3000 человек. 

христианство, история, вера, православие, церковь, Рим, религия

Previous post Next post
Up