Сегодня я хочу рассказать об одном из самых необычных мест планеты, созданных когда-либо человеческой культурой. В самом сердце северного Кавказа покоится удивительный некрополь, не имеющий аналогов в мире. Странная архитектура, безлюдность, древность, охраняемые древними сторожевыми башнями, в обрамлении высоченных гор... Как здесь, где самые глубокие реки едва по колено, могли осуществляться захоронения в лодках? Почему? До ближайшей лодки здесь сотни километров! Что за культура оставила нам этот памятник?
Это тайна, а называется она - Даргавс.
Предположительно, памятник этот относится к периоду 14-18 вв. Но некоторые некрополи комплекса эксплуатируются до сих пор! Т.е. эти некрополи являются фамильными для некоторых осетинских семей. Безусловно, тагаурское общество, сформировавшееся в средние века в этом месте, является предками большой части нынешних осетин. Но исторически осетинский народ, сегодня представляющий единое целое, является союзом нескольких общин со своим диалектом, самоназванием, и, возможно, происхождением. Поэтому с погребальным обычаем, который мы видим в Даргавсе, и с историей его заселения - одна сплошная загадка.
Сегодня в посёлке Даргавс всего несколько домов, и жилыми они являются лишь в тёплый сезон. Местные говорят, что это логично и стараются не тревожить лишний раз покой усопших. Также они полагают, что это место всегда было безлюдным в силу своей сакральной значимости. Существует даже легенда о том, что якобы местные джигиты встретили в этой долине ослепительно красивую девушку, и не в силах разрешить спор - кому в жёны она должна достаться, обратились за советом к старейшинам. Но и каждый из старейшин возжелал такую красоту себе. После возникшей свары единственным разумным решением было найдено убить красавицу. Вот после этого, якобы место стало проклято, а гнев Богов настигает каждого, кто осмеливается здесь жить.
Однако учёные нашли множество свидетельств достаточно плотного заселения Даргавского ущелья аж с бронзового века. Также, как было сказано выше, бесспорным является и происхождение из этих мест тагаурского родо-племенного сообщества. Наука склоняется к тому, что места эти стали «домом смерти» после чумы 14-15 вв, и с тех пор уже и используются как некрополь.
Абсолютно аналогичный вид захоронения (однако без лодок) я вижу у ингушей в
Джейрахском районе и в Верхней Балкарии Кавказа. Значит ли это, что эти народы ещё недавно были единым этносом? Ведь погребальный обряд - один из самых консервативных ритуалов любой человеческой общности, обычно неизменный тысячелетиями...
Место это, кроме молчаливых сторожевых башен, защищено и непроходимой высотой гор. В древности оно было малодоступно. Но и сегодня добраться до Даргавса нелегко. После схода ледника в Кармадонском ущелье в 2002-м, забравшего, как известно, Сергея Бодрова-младшего, добраться в Даргавс можно по грунтовому 15-ти километровому серпантину из Фиагдона, проходящему на неимоверной высоте, что красиво, конечно, но тоже не близко.
Но, что будоражит моё воображение, так это тот факт, что наверняка мы наблюдаем здесь один из самых древних рудиментов обычая этноса, ставшего прародителем для осетин и, может быть, ещё некоторых народов.
Только вдумайтесь - погребения в лодках среди гор, где о существовании лодок люди вообще и знать не могли! Т.е. - этот обычай принесён… Но кем?
Странная пирамидальная архитектура удивительным образом напоминает о зиккуратах Ближнего Востока, храмах камбоджийского Ангкора и древних мегалитических пирамидах Сардинии...
Мумификация невольно наталкивает на мысли о Древнем Египте...
Захоронения без касания с землёй - на зороастрийскую традицию
(поверхностно, здесь)...
Так чей же обычай?
Осетины - народ иранской подгруппы индоевропейской семьи, являются сообществом нескольких родственных родоплеменных групп. Две самые крупные из них - дигорцы и иронцы.
Самоназвание «дигор» неразгаданно для историков, но, как считается некоторыми филологами, произошло от общего термина с народом
тохар.
Самоназвание «ирон» легко объяснимо - это то же самое, что и «иран» и
арьяНазвание «Осети» - не собственно осетинское, а происходит от грузинского (и армянского) «осы» - так называли в древности предков осетин их южные соседи.
В русских летописях предки осетин фигурируют как «ясы» или «языги» и наводят шорох далеко за пределами Кавказа - по всему Причерноморью вплоть до Венгрии. Поэтому до самой Германии и Балкан мы встречаем топонимы Яссы, Язг, Яши, Ясбазар, Яс и др.
Они и есть легендарный народ «асы», от имени которых происходит греческий термин «Азия» и море «Азов». Но не на ледяной ли север отправлялись у греков души мертвецов, чтобы быть переправленными в загробное царство на лодке Харона?
И разве не из легендарного Асгарда (города асов) ведут своё происхождение германцы и скандинавы? А Тур Хейердал и множество других учёных однозначно локализуют Асгард на Дону. Нам остаётся добавить, что все реки у осетин называются «дон», а викинги долгое время сжигали на погребальном костре ладью с усопшим.
И, думаю, не удивлю многих тем фактом, что и осетины, и ингуши, и балкарцы, и сваны утверждают, что «наши настоящие вставьте название национальности» - русоволосые и синеглазые, а Гитлер считал Кавказ родиной германской нации.
Да и вообще в иностранной науке нет термина «европеоид» (это только у нас), а его смысл несёт термин «
Caucasian_race» (т.е. «кавказская раса»).
Единственное, в чем я хочу оппонировать Атаульфу Алоисовичу, так это в том, что в осетинском (а также в нахских, особенно в ингушском) языках громадное количество лексики имеет родство не только с германскими, но как с индоевропейскими, так и с тюркскими языками, не являясь заимствованными.
Так, может быть это - прямое наследие
ностратической группы - эхо времён, когда все русоволосые были одним народом?
А дальше думайте сами.
путешествия и скитания