Leave a comment

Comments 28

dmi_ftf February 24 2012, 12:25:48 UTC
Любопытно, спасибо. Но хотелось бы, при всем уважении, такие вывода (о ничтожности славянской колонизации) прочитать не от Вас, а от Макарова.
И еще такие вопросы:
1. Каково соотношение могильников, курганов и поселений?
2. Как обстоят дела с могильниками, курганами, поселениями в соседних регионах? С чем, собственно, можно сравнивать (кроме Англии)?

Reply

akim_trefilov February 24 2012, 12:41:23 UTC
Ссылку на статью Макарова я дал, пожалуйста, читайте, а в сообщество он не пишет )).
Вопросы Н.А. - задайте сами, или, м.б., я попробую узнать на конференции 1 марта в ИА. Хотя там он выступает с докладом по другой теме, по усадьбам аристократии, но спросить будет любопытно.

Предваряя мэтра: что касается грунтовых могильников - отмечу, что, как написано выше, их почти невозможно выявлять - только натыкаясь случайно, следов на поверхности-то нету. Но если нет курганов, то могильник - это очевидно. Либо предположим, что славяне бессмертны.
Западнее, насколько известно, соотношение количества поселений и могильников вполне адекватное (но такое исследование по любому региону, как понимаете - тема для серьезной работы).

Reply

gedygold March 5 2012, 22:35:27 UTC
Спорное утверждение. Как и вся статья в целом. Нельзя утверждать о том, что курганы составляют малую часть погребений, в то время как большинство - за грунтовыми погребениями. Нельзя хотябы потому, что нельзя сравнивать конкретные факты с абстрактными, предполагаемыми. Грунтовые погребения либо есть в наличии (как скажем в Литве или Латвии, где их очень много, хотя и там они малозаметны), причем в достаточно большом количестве, либо их нет.

Reply

gedygold March 5 2012, 22:40:20 UTC
А то, что со временем курганы разрушаются - так это закономерно. Вон, возле Гольшан есть отсилы 100 курганов, при наличии городища и селища, действующих с 5 по 13 вв. как минимум.В Засвири, где функционировало 2 городища - всего около 200 курганов. Просто чем крупнее поселение и чем больший период оно функционирует - тем большая вероятность уничтожения курганов. В итоге их доходит до нашего времени очень мало.

Reply


be_it_so February 24 2012, 13:10:39 UTC
а в какой же момент произошло усвоение местным населением древнерусского языка? В второй половине XI - первой половине XII века, вместе с христианизацией?

Reply

akim_trefilov February 24 2012, 13:23:33 UTC
Это вопрос. Археологи на него ответить не могут по понятным причинам. Письменных источников по теме нет.
Летописец, описывая известные события под 1071 г., когда волхвы двигались от Ярославля до Белоозера, а обратно до Усть-Шексны их уже вез связанными Ян, ничего не говорит о том, на каком языке говорило местное население. Во всяком случае, финским волхвам оно подчинялось, и национально-этнических противоречий не зафиксировано. Древнерусская культура в регионе формируется где-то со второй пол. XI в., в Костроме - появляется лишь в XII в. Что и как происходит в это время с языком - неизвестно. Гидронимия и некоторое количество ойконимов - финские, но есть и относительно ранние славянские.
Понятно, что о двуязычии где-то по пути на северо-восток писал в нач. XVI в. Герберштейн, но о ком он говорит - о вепсах, о мере, или еще о каких-то финноязычных группах - выяснить невозможно.
Так что про момент - пока обоснованных ответов нету.

Reply

ext_5841513 April 26 2022, 16:28:29 UTC
"ничего не говорит о том, на каком языке говорило местное население"
Ну, если косвенно: у Яна с волхвами была целая дискуссия, и ни о каких толмачах там никто не упоминал, хотя в целом описание действа достаточно подробное. Да и к белозерцам он тоже обращался без посредников, финскими языкам он вряд ли владел.
Не отрицая финского или, по крайней мере, метисного происхождения волхвов (учитывая параллели "убийства лучших жен" с эрзянским обрядом), все же склоняюсь к тому, что волхвы говорили уже на славянском. По крайней мере конкретно эти:)
Или, как минимум, были двуязычны.

Reply


(The comment has been removed)

akim_trefilov February 28 2012, 19:37:25 UTC
Очень рад, что Вам интересно!

Эх, жаль что Иордан написал лишь по нашей теме только слово merens...

Reply

ext_4687826 December 24 2020, 09:06:24 UTC
Чувак, а ведь Спицын А.А. убедительно доказал в своём труде "Владимирские курганы" факт массовой колонизаций междуречья Оки и Волги - славянами кривичами и вятичами. Ключевский В.О. в своём труде Курс русской истории доказал на основе киевских топонимов в междуречье Оки и Волги факт колонизации этого самого междуречья славянами выходцами из Киева и Киевской земли.

Reply

akim_trefilov December 24 2020, 09:24:00 UTC

проблема в том, что они это доказали своим современникам, и на тогдашнем научном уровне. С техх прошло много лет, и и многое изменилось и добавилось.
Но не все в фб об этом знают, да.
А так да, оне там еще и про Великороссию немало всякого надоказывали. Тоже убедительным всем тогда казалось ))

Reply


ext_5841513 January 24 2022, 15:14:43 UTC
"селище Весь - 21 га - только 147 курганов, Шекшово - 22 га - лишь 244 кургана"
Ну, мне кажется, что нужно смотреть, когда именно эти поселения разрослись до таких размеров. До этого сопоставлять с Гнездовом или еще чем-то, а потом делать выводы об этнической принадлежности - рано. Не помню, что там по Гнездову. Освежив память с помощью тети-Вики - курганы заканчиваются началом 11-го века. Скорее всего, ближе к 11-му веку курганный обряд пошел на спад, мб под влиянием христианства. Ну а более-менее интенсивная колонизация Суздальщины и Ростовской земли началась лишь в середине 10-го века. И тот же Ростов дорос до 16 га только к середине 11 века. В общем, если они стали разрастаться лишь к более позднему времени, нежели то же Гнездово или Тимерево - то, думаю, странно было бы ожидать от них такое же изобилие курганов, ибо с какого-то момента началась тенденция к снижению их количества.

Reply


ext_5841513 April 24 2022, 18:31:45 UTC
Кстати, читали гипотезу Седова по позднедьяковской культуре Ростово-Суздальской земли? Считал, что она сложилась в том числе за счет прилива среднеевропейских переселенцев пшеворской культуры (этнически пестрых, но в основном ранних славян из Повисленья). Из аргументов предметы провинциально-римских типов, браслетообразные височные кольца (идентичные тушмелинским, а тушемлинская, как полагал Седов, сложилась за счет прилива примерно того же населения на земли восточных балтов), отнесение поволжских говоров к четвертой акцентологической группе (имеет крайне архаичные черты).

Возражения высказывал Леонтьев, но в целом выглядит интересно.

Reply


Leave a comment

Up