Гибель народа начинается тогда, когда он теряет способность смотреть в лицо действительности, когда он факты действительной жизни начинает подменять фантазией, начинает мечтать и засыпать. Мне вспоминаются рассказы о том, что, когда турецкая армия и крепости склоняли перед нами свое оружие, в кофейнях Константинополя наемные рассказчики убаюкивали мусульман вестями о победах, одерживаемых турецкими армиями. Забвение действительности - сон нации - это смерть.Генерального штаба капитан А. Свечин 1907 г.
Тут
fau74 пытается
проанализировать возможную пользу и вред от последних предложений патриарха по поводу внедрения религии в школюную программу.
По-моему, он подходит к вопросу не с той стороны. Вопрос не в том, насколько может улучшить или ухудшить формирование естественно научной картины мира у учащихся внедрение религии в образование, а в том, востребована ли обществом эта картина мира, и занимается ли образование её формированием. А также в том, что за картину мира предлагает религия, и в чем преимущества и недостатки этой картины.
Интересно также что параллельно
slobin пытается сформулировать
определение свободы. Исходя из этого определения можно утверждать что процесс расширения своих знаний об устройстве мира не приводит к монотонному возрастанию свободы. В этом процессе есть свои локальные максимумы и минимумы. Именно таким локальным максимумом свободы является картина мира, предлагаемая христианством. Для того чтобы перейти от неё к большему уровню свободы требуется преодолеть потециальный барьер, с котрым не все справляются.
Христианство отличает от большинства ранее существовавших религий концепция прощения, отпущения грехов. Известно, что законы природы умением прощать не обладают. Упав с крыши, ты разоьюешься (если не озаботился страховкой, дельтапланом и т.д.), неправильное орошение приведет к засолению почв, и потребуются на порядки большие капиталовложения чтобы это исправить.
Такими же мстительными были и языческие боги, персонификация сил природы.
А потом появился Христос, предложивший отпустить все грехи. В каких условиях такая религия могла возникнуть?
В условиях городской цивилизации античного Восточного Средиземноморья. Когда люди почти не взаимодействуют с природой, а взаимодействуют преимущественно с другими людьми. Прощать умеют только люди. Инспектор ГАИ может закрыть глаза на превышение скорости. Обледенелая трасса этого не сделает, у неё глаз нет. Ты просто вылетишь в кювет или в столб в полном соответствии с законами физики.
Недаром при распространении христианства на земледельческие регионы Северной и Восточной Европы ему пришлось инкорпорировать многие черты языческих культов - фигуры Ильи-пророка в православии (тоже личьность не больно-то склонная к прощению), св. Бригитты в Ирландии и многие другие.
Сейчас мы опять живем в городской цивилизации. И у большинства людей складывается впечатление, что многочисленные правила надо соблюдать ровно потому что это общественный договор такой, между людьми. А значит - нарушение могут и простить.
Но наша цивилизация техническая. У нас есть автомобили, эскалаторы, электроприборы, газовые плиты и т.д. Всё это добро функционирует в соответствии с законами физики, а, следовательно, прощать не умеет.
А существующая система образования основана на средневековых принципах времен Амоса Каминского. Физике учат так же, как богословию в средние века. В результате у громадного большинства людей нет понимания того, что уставы и инструкции по технике безопасности написаны кровью, не говоря уж о том, что делать, если в данном случае устав оставляет выбор на усмотрение командира.
При такой системе в инструкции неизбежно закладывается перестракховка (что создает впечатление о том, что техника иногда прощает нарушение инструкции. Это не техника прощает, это автор инструкции туда заложил возможность прощения).
Поскольку картина мира, преподаваемая в школе, оторвана от мира реального, и обоснована исключительно ссылками на авторитет великих ученых, для учащегося, который не вышел за рамки школьной программы, нет никакой разницы - основана эта картина на авторитете ученых, или авторитете Бога. С Богом даже проще - священные тексты объясняют всё, а научное объяснение с неизбежностью оставляет впечатление незавершенности, честно признавая "вот это мы знаем, а вот это - ещё нет".
Если мы глубоко убеждены в том, что в течение всей жизни выпускники школ будут просто выполнять инструкции по обращению с любыми техническими объектами, и им никогда не придется создавать новых объектов или действовать в условиях, для которых инструкций не написано, то можно строить образование на базе религии. Это будет не хуже чем сегодняшнее образование, декларирующее, что оно построено на базе науки. Но если мы хотим, чтобы общество было готово к действиям в новых, непредсказуемых условиях, надо строить образование на базе науки. Не так как сейчас, а на самом деле.