"Воображаемый музей" Продолжение

Jul 05, 2012 18:01

Продолжаем прогулку по Воображаемому музею на втором этаже главного корпуса. Все изображения, кроме первой фотографии, я взяла из интернета.







План второго этажа.



22. Голова Афины. Римская копия с греческого оригинала 460-450 гг. до н.э.
Альбертинум, Художественные собрания Дрездена.
Голова Афины, являющаяся римской копией с греческого оригинала, выполненного скульптором Мироном (V в. до н.э) Произведения Мирона (исполненные главным образом в бронзе) не сохранились и известны по свидетельствам древних авторов и римским копиям. Смелый новатор Мирон окончательно порвал с традициями условного архаического искусства и достиг необычайного мастерства в передаче движения. Особой известностью пользовались его статуи атлетов-победителей. Голова Афины, представленная на выставке - одна из десяти реплик скульптурной группы Мирона «Афина и Марсий», исполненную на сюжет древнегреческого мифа: богиня Афина в гневе бросает флейту, так как узнает, что во время игры на флейте у нее некрасиво раздувались щеки. К флейте подкрадывается силен Марсий, но затем, услышав проклятия богини, отскакивает назад.



Мирон. Афина и Марсий. Римская копия. Мрамор. II четверть V в. до н.э.



23. Витторе Гисланди. Портрет молодого художника.
Академия Каррара, Бергамо.
Витторе Гисланди [Фра Гальгарио] (1655 - 1743) принадлежит одно из ведущих мест в искусстве века Просвещения. Художник, имевший духовное звание (Гисланди вступил в орден минимов - ответвление францисканского ордена), был образованным человеком, увлекался живописью сначала как дилетант, но потом стал заниматься ею профессионально, беря уроки у мастеров Бергамо. Гисланди вел аскетический образ жизни, чем объясняется незначительное число женских портретов в его творчестве. Среди моделей Гисланди больше венецианских патрициев, миланских аристократов, людей, близких художнику - живописцев, скульпторов, ученых-эрудитов, аббатов, молодых учеников-подмастерьев. К таким портретам относится и портрет молодого художника из Бергамо.



24. Франсиско Сурбаран. Отрочество Богоматери. Холст, масло. 1660 г.
Государственный Эрмитаж.
Эрмитажное «Отрочество богоматери» датируют концом 1650-х-1660-ми годами. На склоне лет Сурбаран вновь стремится к камерному решению, но избегает бытового снижения темы. Девочка показана во время молитвы. Ее детское лицо, простонародное, круглое, с широко расставленными глазами, очаровывает своей ребячливой серьезностью и необыкновенной одухотворенностью. Фигурка девочки, сидящей на маленьком деревянном стуле, отличается характерной для произведений Сурбарана статуарностью; ее силуэт компактен, детали одежды даны крупными нерасчлененными массами, аксессуары сведены до минимума. Подобно тому, как это имело место в средневековой живописи или в раскрашенной деревянной скульптуре, художник заполняет плоскости ярким локальным цветом, подобранным с большим вкусом и изысканностью. Обращает на себя внимание оторочка платья с мелким изящным узором. Мастер монументальных форм, Сурбаран блестяще справлялся с деталями, требовавшими ювелирной тонкости отделки. Проникнутое созерцательным настроением лиричное «Отрочество богоматери» раскрывает еще одну сторону дарования художника, известного, главным образом, как создателя грандиозных, величественных полотен.



25. Диего Веласкес. Конный портрет Бальтасара Карлоса. 1635 г.
Музей Прадо.
Из собрания музея Прадо предоставлено полотно Диего Веласкеса, выдающегося художника не только испанского «золотого века», но и одного из лучших художников XVII века. «Конный портрет принца Бальтасара Карлоса» был создан мастером в 1635 году для Салона Гранде (Зала Королевств) во дворце Буэн Ретиро. Веласкес написал два портрета принца - в два года и в шестнадцать, увековечив наследника престола, который ему не суждено было занять. Принц Бальтасар Карлос, наследник Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, путешествуя с отцом по северу Испании, заразился оспой и умер в возрасте 16 лет. Веласкес создал этот портрет наследника, когда ему исполнилось шесть лет. Бальтасар Карлос изображен на коне, на фоне возвышенности Гуадаррамы. Гармонию фигуры и фона подчеркивает резкое диагональное движение справа налево. Жезл в его руке говорит о том, что изображен наследник престола, который, к сожалению, ему не суждено было занять.



26. Эль Греко. Христос с крестом. Холст, масло. Ок. 1600-1605 гг.
Музей Прадо, Мадрид .
На полотне, над которым Эль Греко работал в 1600-1605 годах, изображен Христос в момент шествия на Голгофу. Это произведение признано одной из лучших поздних работ мастера на тему страстей Христовых. Фигура Христа, обхватившего Крест, дана на фоне голубовато-серого неба с пронзительно яркими всполохами света. Сохраняя вытянутость композиции, Эль Греко строит ее на ритмическом созвучии линий и замкнутых форм, достигая впечатления единства.



27. Братья Ленен. Возвращение с крестин.
Лувр, Париж
. Братья Ленен: Антуан, Луи и Матье родились в зажиточной крестьянской семье, разбогатевшей на виноделии. Первые художественные навыки получили в кружке монастырских живописцев на родине. К концу XVIII века братья Ленен были забыты, поэтому в творчестве художников остается много загадок. В настоящее время насчитывается 15 картин, атрибуция которых точно установлена; все они написаны в 1640е годы. Основу творческого наследия художников составляют полотна, представляющие быт крестьянской семьи, исполненные суровой действительности и цельности, не имеющие аналогий в европейской живописи XVII века. «Возвращение с крестин», имеет еще одно название : «Счастливая семья». Мощное рельефное построение, сдержанный колорит, в котором коричневые и серые тона едва оживлены несколькими цветовыми пятнами, уверенная простая и в то же время крепкая фактура, - все это усиливает искренность и психологическую интуицию художников, которые в сцене с несколькими современными крестьянами сумели выразить крестьянскую душу всех времен.



28. Жан-Оноре Фрагонар. Портрет Дени Дидро. Холст, масло. 1769 г
. Лувр, Париж.
Фрагонар был и прекрасным портретистом, он сумел привнести в свои портреты ту легкость мазка и тонкую нюансировку оттенков, которые были присущи его композиционным картинам. Это нисколько не мешало художнику давать точную психологическую характеристику своим моделям. «Портрет Дидро» - яркий пример такого видения. Ни живость мазка, ни компактность живописной поверхности не мешают нам сосредоточиться на лице великого мыслителя XVIII века. Его глаза с живым взглядом, слегка ироничная улыбка, да и само свободное движение говорят о снисходительном и философском понимании окружающего мира.



29. Жан Антуан Ватто. Праздник любви. 1717(?).
Картинная Галерея, Дрезден.
Картина «Праздник любви» написана в жанре «галантных празднеств». Представленное полотно, трактует эротическую тему, получившую в искусстве рококо невиданное до того развитие. Художник рисует заброшенный уголок сада, в котором собралось изысканное общество для "галантного времяпрепровождения". Вскоре общество, вероятно, разбредется парами плутать по запутанным тропинкам этого Сада Любви. На поляне останутся лишь несчастные "третьи лишние" да статуя Венеры с Амуром. Венера уже сейчас отнимает у своего сына колчан со стрелами, недвусмысленно намекая зрителю, что здесь разить "стрелами любви" больше некого (все поражены). Пикантная деталь - одна из пар удаляется от общества, лукаво и торжествующе поглядывал на остающихся.



30. Жан-Батист Шарден. Кухонный натюрморт. Холст, масло. Ок. 1733-1734.
Ашмолиан музей. Оксфорд.
Натюрморт был любимым жанром Шардена. Своим творчеством художник утвердил его во французском искусстве, как самостоятельный вид живописи. Обычно набор предметов в натюрмортах Шардена невелик, но художник глубоко продумывает их сочетание и расположение, тонко выявляет их связь с человеком, который ими пользуется. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно».



31. Томас Гейнсборо. Портрет Мэри, дочери художника. Холст, масло. 1777 г.
Галерея Тейт, Лондон.
Гейнсборо создает собственный, особый тип портрета, близкий к стилю рококо: удлиненные пропорции фигур, изящные позы и движения, нарядный колорит. За внешней сдержанностью изображения, в его работах чувствовалась внутренняя взволнованность, поэтичность и одухотворенность. Портреты своей старшей дочери Мэри, как и портреты остальных дочерей художник писал не раз. Судьба Мэри сложилась несчастливо. В юности она и ее сестра Маргарет влюбились в некого Иоганна Фишера, гобоиста и проходимца. Замуж за него "посчастливилось" выйти Мери. Брак, как и следовало ожидать, очень скоро распался. После этого сестры жили вместе, почти не разлучаясь. С годами у обеих появились некоторые странности в поведении - Мери временами впадала в депрессию, а Маргарет несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством.



32. Жак-Луи Давид. Портрет Альфонса Леруа. Холст, масло. Ок. 1783 г.
Музей Фабра, Монпелье..
Портрет доктора Альфонса Леруа считается, пожалуй, самым лучшим в портретной галерее работ мастера. Живописец изобразил Леруа в тюрбане в слабо меблированном помещении, делающим заметки в процессе изучения труда Гиппократа «Женские болезни». Знаменитый гинеколог Альфонс Леруа производит впечатление аскетического гения, погруженного в научную работу



33. Статуя танцующей Менады. Римская копия с греческого оригинала Скопаса. Ок. 350 г. до н. э.
Альбертинум, Художественные собрания Дрездена.
Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала - бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. Его Менада («Вакханка», середина 4 в. до н. э., Дрезден, Альбертинум), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела.



34. Бюст юноши. Мрамор. Ок. 150 г.
Государственные музеи Берлина, Античное собрание
Портрет юноши, хранящийся в Античном собрании Государственных музеев Берлина, считающийся лучшим и наиболее выразительным портретным произведением середины и второй половины II века. Голова юноши устало наклонена вправо. Выражение лица серьезное, слегка задумчивое. Врезанные зрачки помещены не в центре глаза, а ближе к верхнему веку; этот своеобразный прием, распространяющийся в это время, придает мечтательное выражение взгляду. Густые, свободно лежащие завитки волос образуют живописную игру светотени, чему способствует мягкость исполнения головы, сочетающаяся с широким применением бурава. Художник создал удивительно тонкий, лирический образ, являющийся как бы продолжением портретов Антиноя с их томной грустью.



35. Бюст императора Каракаллы. Мрамор. 212-217 гг.
Национальный археологический музей, Неаполь.
Марк Аврелий Антонин Бассиан, старший сын императора Септимия Севера и Юлии Домны, получил прозвище Каракаллы "от названия спускающегося до пят одеяния, которое он раздавал народу" (Элий Спартиан). В детстве приветливый, он вырос угрюмым и высокомерным. Став императором, Каракалла убивает своего брата и соправителя Гету. Жестокий и подозрительный, мечтавший о мировом господстве и славе Александра Македонского, Каракалла был олицетворением своего времени, противоречивого, полного кровавых столкновений. 8 апреля 217 года, Каракалла, вызывавший страх и ненависть окружающих, был убит Макрином, начальником личной охраны императора. Портрет Каракаллы, послуживший основой для целой серии портретов этого правителя, - одна из вершин реалистического римского портрета. Предельная заостренность внешней характеристики сочетается в нем с мастерской передачей сущности изображенного человека - злобного, мстительного и трусливого.

http://halloart.ru/showthread.php/1547-«Воображаемый-музей».-Выставка-в-ГМИИ-им.-А.С.-Пушкина
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2012/04/imag_mus/index.php
http://irinadvorkina.livejournal.com/56331.html
http://www.antica.lt/page-id-343.html
http://www.kukkolos.com/press35
http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=577
http://rodon.org/art-080306160628
http://www.bibliotekar.ru/muzeumLuvr/42.htm
http://www.artprojekt.ru/gallery/vatto/vat22.html
http://www.rudata.ru/wiki/,
http://sergallery.ru/photo/sh/sharden_zhan_batist_simeon/still_life_with_herrings/89-0-7549
http://smallbay.ru/artfrance/chardin_jean-baptiste.html
http://www.art-drawing.ru/gallery/1008-gainsborough-thomas/detail/7916-gainsborough-thomas18?tmpl=component
http://www.artprojekt.ru/gallery/gainsborough/gns08.html
http://smallbay.ru/artclassicism/david_10.html
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=795
http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3697_Karakalla/index.php
Энциклопедия мировой живописи. Москва «ОЛМА - ПРЕСС» 2001

живопись, музей, выставки, ГМИИ, скульптура, Москва

Previous post Next post
Up