Музей «Коло́менская пастила́. У Николы на Поса́дях» расположен в городе Коломна Московской области, в самом сердце древнего Посада, в доме 13а по Посадской улице. Еще его называют - «Музей исчезнувшего вкуса» и это загадочное название олицетворяет самое задушевное и симпатичное место не только в Коломне, но и, пожалуй, во всём московском регионе.
Никола на Посадях стоит в лесах. А сам Посад? Древнерусское слово «посадити» имело значение «устроить ». Так вот, посажане, жители посада, помимо торговых лавок и маленьких производств, в 1773 году устроили и посадили на Коломенском Посаде - 487 садов с яблоневыми и вишневыми деревьями. Коломна утопала в садах.
Одним из самых больших коломенских садов был сад в хозяйстве Ильи Акимовича Ложечникова. По описи 1794 г. в его усадьбе, огороженный дощатым забором на дубовых столбах, разбит был огромный сад из 180 деревьев яблонь и слив, а при дорожках внутри сада - росли кедры, крыжовник, смородина и вишня.
Открытие музея состоялось в январе 2009 года, в рамках проекта "Коломенская пастила. История со вкусом". Проект стал победителем V Грантового конкурса музейных проектов "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2008 г., проводимого Благотворительным фондом Владимира Потанина.
Музей располагается во флигеле (в здании бывшей лавки сладостей) старинной купеческой усадьбы рода купцов - книгоиздателей Сурановых, построенного в конце XVIII века, рядом с храмом Николы на Посадях и Коломенским кремлём.
Эту лавку упоминают в своих произведениях писатели Иван Лажечников, Владимир Гиляровский и живший неподалёку Борис Пильняк, автор рассказа «Коломенская пастила». Борис Пильняк переселился в дом № 7 на улице Арбатской, когда женился на враче-хирурге коломенской больницы Марии Соколовой. Этот небольшой деревянный дом принадлежал тестю Бориса Пильняка, А. А. Соколову, дьякону стоящей рядом Николо-Посадской церкви и своими окошками дом смотрит на музей пастилы.
Заглянем в маленький уютный дворик музея пастилы. Со стены с портрета улыбается румяная коломенская пастильница Возрожденный продукт, изготовленный по оригинальному рецепту, и легендарный образ "Коломенской мастерицы-пастильницы", описанной в романе первого в России писателя-романиста Ивана Лажечникова "Ледяной дом", внука Ильи Акимовича Ложечникова, легли в основу экспозиции музея. В программу машкерада (маскарада), в центре которого была свадьба шутов в духе византийского макиавеллизма, императрица включила шествие народов, чтоб показать иностранцам, как велика Россия. Всем губернаторам было предписано выслать в Петербург по «нескольку инородцев обоего пола» в национальных костюмах, только чтобы собою «негнусны были». Русскую женщину олицетворяла «коломенская постильница» - торговка пастилой. «…Вот человеческий лик, намалеванный белилами и румянами, с насурменными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. Этот лик носит сорокаведерная бочка в штофном, с золотыми выводами, сарафане; пышные рукава из тончайшего батиста окрыляют ее. Голубые шерстяные чулки выказывают ее пухлые ноги, а башмаки, без задников, на высоких каблуках, изменяют ее осторожной походке. Рекомендую в ней мою землячку, коломенскую пастильницу…»
Пастила- «вкусная» визитная карточка Коломны. Подобно тульским пряникам или суздальской медовухе, она владела умами и сердцами не только гурманов и сладкоежек Подмосковья, но и занимала почётное место на столах сильных мира сего- блестящая фаворитка Людовика XV, Антуанетта де Помпадур, например, регулярно получала лучшие сорта этого сладкого кушанья и, как знать, так ли был бы привязан к ней монарх, если бы не лакомился изысканными пастилками в обществе своей утончённой дамы!
Восстановить забытый вкус натуральной пастилы и наладить ее производство взялись в 2008 году Наталья Никитина и Елена Дмитриева из Коломенского центра познавательного туризма «Город-Музей». Они изучали архивы, штудировали литературу, выискивая рецепты старых кулинаров, консультировались с технологами и экспериментировали на собственных кухнях.
Когда, наконец, стало получаться, получили сертификацию, разработали технологию производства, нашли поставщика сырья - садоводческое хозяйство с великолепными яблоневыми садами неподалеку от Коломны, и открыли небольшой кондитерский цех. Упаковывают сладкое удовольствие в замечательные коробочки ручной работы, украшенные оригинальной этикеткой коломенской пастилы, выпускавшейся на пастильной фабрике купца Чуприкова (корпуса фабрики по сей день стоят на Коломенском посаде).
Напротив входа во двор - изящная конструкция беседка, конструкция которой называется трильяж. Она воссоздана по старому образцу, найденному в редком репринтном издании 1910 года «Мотивы садовой архитектуры».
Ширма беседки закрывается то, что нужно скрыть от глаз и одновременно является каркасом из наклонных реечек для вьющихся растений. Ширма использовалась и как рамка для «садовой картины».
В сам музей я попасть не смогла, там проходила экскурсия, поэтому все фотографии, сделанные внутри музея, взяты из интернета. Вот именно эта коломенская пастильница и поселилась в музее. В ее гостиной царит покой и порядок, нарушаемый только трелями канарейки и боем старинных часов. Приглашая гостей к чаю, хозяйка подает разные «сорты» пастилы и заводит неспешный разговор о преданиях старины: о забавах на Коломенском посаде Ивана Грозного и о масонах, что тайно собирались в гостиной дома Сурановых, о древних садах Коломны и чудесных яблоках архиерея Никиты, о кладе, найденном в старинном буфете на кануне открытия музея (24 января 2009 г.), и о знаменитых соседях музея - Иване Лажечникове и Борисе Пильняке, ну, и конечно, - о самой коломенской пастиле.
В музее собрана обширная коллекция, в которой представлены основные виды и сорта российской пастилы. Кстати, до начала XX века слово «пастила» писали как «постила», то есть нечто постланное, расстеленное, что было связано с технологией изготовления продукта. В ходе экскурсии можно познакомиться с историей изготовления пастилы в Коломне, технологией её производства, а также продегустировать различные сорта. Обширная экспозиция посвященна истории, традициям и технологии производства пастил: старинные рукописные рецепты и факсимиле «учебников» для кондитеров-пастильников, рекламные плакаты и упаковку 18-19 веков.
В дегустационном зале музея можно попробовать пастилу, приготовленную по старинным коломенским рецептам, - хрустящую, в форме разноцветных кубиков, лепёшек, ромбов и пластинок, а самое главное - натуральную, без каких-либо химических добавок. Здесь есть пастила на любой вкус - ягодная, малиновая, клубничная, ореховая, шоколадная и даже «хмельная» (пастилу с хмелем раньше употребляли как похмельное средство). Неизменное любопытство посетителей вызывает пастила «Трезвость» - как обещает слоган на коробке - «отъ запоя и пьянства». И никакого рассола! , К этой пастиле прилагается рекламная брошюра 1909 года, в которой хмелевая пастила позиционируется как прекрасное профилактическое средство от пьянства. «Я страшно пил вино, а теперь я ем пастилу «Трезвость»» - гласит рекламный слоган. И на картинке лохматый пьянчужка превращается в красавца в белой сорочке.
Коломенская пастила является старинным русским лакомством, ставшим символом Коломны XVIII-XIX веков. Пастила, как продукт, появилась примерно в XIV веке. Это был самый доступный, пока ещё самый примитивный способ консервации яблок. Пастила выглядела тёмным плотным пластом. Пласт расстилали на бумагу и высушивали естественным образом, даже не используя печь. Тонкий слой пастилы, свёрнутый в рулончик, хранили до следующего урожая в стеклянной банке. Такую пастилу часто использовали для приготовления пищи и редко в качестве десерта. Когда появился сахар, стали изготавливать десерты, появилась смоква. В яблочное пюре стали добавлять фруктовое. Следующей появилась медовая пастила. Пастильное тесто в процессе приготовления долго взбивали, поэтому пастила получалась рыхлой, воздушной. Такую пастилу изготавливали только в России и только в двух городах в больших количествах - в Коломне и Ржеве, и более нигде в мире.
Пастилу производили лишь крупные помещичьи хозяйства, имевшие даровой труд крепостных, потому что пюре из печёных яблок надо было непрерывно взбивать в течение двух суток (!). И стоила пастила в середине XIX в. - 1 руб. 50 коп, в то время как курица всего 15-20 коп. Производство трудоёмкое: в старину крепостные девки в течение двух суток, не прерываясь, взбивали лопатками яблочное пюре до белопенного состояния, нагнетая воздух в пастильное тесто, которое становилось всё более белым и воздушным. Готовность проверяли, ставя взбитую массу на палец столбиком. Если столбик не падал, значит пастильное тесто готово для сушки. Сотрудники музея нашли чертежи специальной русской печи для сушки пастилы, заказали копии старинного пастильного инвентаря XIX века, хранящегося в фондах Политехнического музея, а недавно француз - славист, которому в наследство досталось с полсотни предметов русской медной посуды и кухонной утвари XIX века, подарил их будущей пастильной фабрике.
Первая пастильная фабрика была открыта в Коломне в 1760 году купцом Шершавиным. Она стала второй в городе после винокуренного завода, т.е. появилась в самом начале этапа становления промышленности в Коломне. До этого пастилу производили исключительно домашним способом. Шершавин с помощью пастилы прославил Коломну, он поставлял этот продукт даже к императорскому двору. Дело продолжил купец Куприянов, также построив фабрику и активно участвуя в различных выставках. Следующий производитель пастилы - купец Чуприков, этикетка от его коробочек с пастилой сохранилась в краеведческом музее, а её реконструкция используется в нынешней упаковке. Коломенскую пастилу подавали к императорскому двору и даже экспортировали в европейские страны. В 1914 году прекратила существование последняя пастильная фабрика, с тех пор пастилу в Коломне не изготавливали.
Организаторам музея пришлось столкнуться с немалыми трудностями при поиске старинных рецептов пастилы в библиотеках и архивах. Например, выяснилось, что знаменитая некогда «зеленка» - один из двух сортов яблок, которые использовали в Коломне для приготовления пастилы, - исчез практически полностью. Поэтому сейчас в производства этого лакомства участвует только «выжившая» в XX веке «антоновка».
Первым «музейным» лакомством, стала яблочная пастила, изготовленная по рецепту №151 из поваренной книги графини Софьи Андреевны Толстой 1874г., жены Льва Николаевича Толстого (рукопись с рецептами толстовской кухни хранится в фондах Государственного музея Л.Н. Толстого). «В Хамовниках, в гостеприимном московском доме Толстых, по вечерам собирали «большой чай». Было просто и уютно. Гостям подавали обычное угощение: чайное печенье, пастилу, мёд, варенье. Пастилу варили яблочную, по особому рецепту хозяйки дома Софьи Андреевны. В своей поваренной книге, под номером 151 она так и записала: «Пастила Толстых». Пастила получалась белоснежной, пышной, в палец толщиной. Сушили её в картонных коробочках, в результате чего получались мягкие пласты, от которых дети с удовольствием отрывали небольшие кусочки и, закрыв глаза, отправляли в рот. Сладко! Вкус домашней пастилы Толстых хорошо был знаком и многочисленным гостям толстовского дома, среди которых были Фет, Танеев, Ге, Репин, Трубецкой».
Помимо этого, в музее можно увидеть предметы старинного быта - кухонную утварь и скобяные изделия, вазочки и конфетницы, утюги, колокольчики и замки. Обстановка здесь очень приятная - кружевные накрахмаленные скатерти, окна с наличниками, скрипучие стулья, к которым неприменим термин «эргономичность», ажурные парасольки, изразцовая печь, комоды и буфеты с резными виноградными гроздьями и убиенными бекасами и вальдшнепами.
Один из предметов экспозиции - щкаф, в котором раньше хранили наливки, преподнес устроителям музея сюрприз. Шкаф был специально приобретён у работника краеведческого музея С.И. Самошина. И вот в самый канун открытия музея, когда начищали и протирали всю мебель, работницы музея обнаружили … спрятанный в одном из ящичков клад! В тайничке, помимо серебряных монет, золотых цепочек, колец и медалей находились и любовные письма. Клад, предположительно, был спрятан в последней четверти XIX века.
В доме можно увидеть два портрета жены купца Суранова: первый был сделан через три года после свадьбы, второй - через 7-8 лет после свадьбы.
Если выйти из музея, пройти по старинной мостовой и повернуть направо, окажемся у музейного магазина, который находится в том же здании дома Сурановых.
В крошечном и уютном магазинчике вас встречает прекрасная хозяйка коломенских сладостей.
Здесь можно приобрести различные сорта настоящей коломенской пастилы, например: пастилы Достоевского или душистых бонбонок маркизы де Помпадур. Все сладости упакованы в старинные коробочки - не стыдно поставить на стол или подарить. В коробочке потом можно хранить любимые бусы и отличные воспоминания. Цены- от 100-150 RUR за небольшие упаковки зефирной, клюквенной или медовой пастилы до 500 RUR за пресловутую «Трезвость» и 600 RUR за пастильный тортик.
Закончу я свой рассказ тремя фразами из рассказа Бориса Пильняка «Коломенская пастила», где, кстати, о коломенской пастиле не сказано ни слова: « Память знает эти медовые пряники с горькой миндалиной посреди, - память хранит те медовые дни, - как мед мне, пришедшему, в сущности, с Иргиза…Дело в том, что, если искусство все, что я взял из жизни и слил в слова, как это есть для меня, то каждый рассказ всегда бесконечен, как беспредельна жизнь. Память знает эти медовые пряники с горькой миндалиной посреди.» Коломна, Никола на Посадях. 10-13 декабря 192…
http://www.modernlib.ru/books/lazhechnikov_ivan_ivanovich/ledyanoy_dom/read/ http://ria.ru/disabled/20120319/600195395.html http://kolomnapastila.ru/museum/378/#1 http://vilenia.livejournal.com/17509.html?view=273253#t273253 http://uz.colomna.ru/rubric/culture/1443.html http://www.gastronom.ru/news.aspx?id=100721 http://forum.vgd.ru/post/601/30264/p992488.htm http://museum-guide.livejournal.com/2170.html