Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим

Jan 14, 2022 16:44

В 2020 году исполнилось 500 лет со дня смерти Рафаэля Санти (1483-1520) -- самого влиятельного художника Нового времени. На протяжении половины тысячелетия европейские живописцы, графики, скульпторы и мастера прикладного искусства неизменно соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Именно этим пяти столетиям воздействия Рафаэля и посвящена выставка в Эрмитаже.




Репутация Рафаэля, основы его мифа сложились вскоре после смерти. Он воспринимался как воплощенный идеал, художник совершенной и светлой гармонии, объединяющей духовное и земное. Его ассоциировали с образом золотого века, в нем видели реинкарнацию легендарного античного художника Апеллеса и даже сравнивали с Христом. Искусство Рафаэля - образец для одних и предмет бунтарского отрицания или игривой иронии для других - стало одной из точек отсчета европейской культуры.




В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия - воплощение взаимосвязи, традиции, диалога. Череда последователей Рафаэля, связанных узами художественной преемственности, уподоблена генеалогической линии -- веренице потомков, восходящих к одному родоначальнику. Воспринять ее как целое, попытаться понять значение не только в искусстве, но и во всей европейской культуре - одна из задач выставки. Быть может, собранные вместе произведения столь разных художников пяти веков, вдохновлявшихся одним идеалом, помогут лучше почувствовать то, что их объединяет, и вновь им проникнуться, не только понять, но и полюбить Рафаэля.




Эрмитаж - один из немногих музеев мира, способных организовать подобную выставку преимущественно на своей коллекции, не только в силу её размеров, но и характера, поскольку коллекции музея формировались в основном в периоды правлений Екатерины II и Николая I - эпоху классицизма, когда Рафаэль и порожденная им традиция были особенно почитаемы. Таким образом, - не только портрет Рафаэля глазами других художников, но и автопортрет Эрмитажа.




Открывают экспозицию произведения самого мастера: рисунки из собраний Британского музея и Альбертины. Не претендуя на полноту представления творчества художника, они служат своего рода камертоном, настроившись по которому, зрителю будет проще различать отзвуки рафаэлевской гармонии в произведениях последующих веков. Выбор для этой цели графики раскрывает другое измерение главной метафоры: именно красота ясной и точной линии, столь очевидная в собственноручных рисунках мастера, лежит в основе эстетики самого Рафаэля и многих его последователей.




Представленные на выставке рисунки Рафаэля позволяют пунктирно проследить эволюцию его стиля. Первые три, созданные в Перудже и Флоренции, относятся к раннему периоду творчества художника. В них уверенное мастерство, идеальная уравновешенность лаконичных композиций и совершенное чувство гармонии соединяются с нежным обаянием молодости, тихим лиризмом, обезоруживающей кротостью образов - той скромной и гениальной простотой, что была всегда свойственна Paфaэлю.



Рафаэль. Эскиз фигуры ангела для «Коронации Мадонны». Британский музей, Лондон около 1503 г.



Рафаэль Неизвестная святая Британский музей, Лондон около 1504 г.



Рафаэль Мадонна и Младенец Альбертина, Вена около 1508 г.

В 1508 году Рафаэль переехал в Рим и стал придворным живописцем папы Юлия II. Именно в Риме искусство Рафаэля достигло совершенства и стало тем, что называется высокой классикой. Последним слагаемым его стиля было античное искусство, изучением и интерпретацией которого Рафаэль с увлечением занялся. Под влиянием антиков произведения Санти сделались более строгими, монументальными и величественными.






Рафаэль Стоящий путто Альбертина, Вена около 1518-1520 гг.



Стоящий ребенок. Рафаэль. Около 1518-1520гг Альбертина Вена

Прекрасным образцом стиля этого периода является представленный на выставке рисунок с изображением Сивиллы Фригийской - эскиз к росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Именно произведения римского периода считались эталонными произведениями Рафаэля в первые века по его смерти.



Рафаэль Сивилла Фригийская Британский музей, Лондон На обороте: этюд драпировки около 1511 г.

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов семейной капеллы Киджи (1513-1514) в церкви Санта Мария делла Паче (церковь Богородицы Миротворицы) в Риме. Церковь построена при папе Сиксте IV в благодарность Богородице по случаю заключения договора о мире. Крытую аркаду к церки пристроил архитектор Браманте, а очаровательный полукруглый портик создал да Кортона. Интерьер украшают знаменитые фрески Рафаэля «Пророки и сивиллы».



 Капелла Киджи  в церкви Санта Мария делла Паче  в Риме.




Капелла Киджи  в церкви Санта Мария делла Паче  в Риме. Деталь
Первоначально Сивилла - собственное имя одной из прорицательниц. По традиции первой сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо. На фреске изображены четыре сивилл (Кумская, Персидская, Фригийская и Тибуртинская) в окружении ангелов.


Рафаэль Роспись в капелле Киджи  в церкви Санта Мария делла Паче  в Риме.




Рафаэль Роспись в капелле Киджи  в церкви Санта Мария делла Паче  в Риме. Деталь

https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node1
h ttps://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post325571108/
https://www.theartnewspaper.ru/posts/8662/

выставки, Санкт-Петербург, графика, Эрмитаж

Previous post Next post
Up