В 2020 году исполнилось 500 лет со дня смерти Рафаэля Санти (1483-1520) -- самого влиятельного художника Нового времени. На протяжении половины тысячелетия европейские живописцы, графики, скульпторы и мастера прикладного искусства неизменно соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Именно этим пяти столетиям воздействия Рафаэля и посвящена выставка в Эрмитаже.
![](https://i.postimg.cc/pd4vh3VD/5.png)
Репутация Рафаэля, основы его мифа сложились вскоре после смерти. Он воспринимался как воплощенный идеал, художник совершенной и светлой гармонии, объединяющей духовное и земное. Его ассоциировали с образом золотого века, в нем видели реинкарнацию легендарного античного художника Апеллеса и даже сравнивали с Христом. Искусство Рафаэля - образец для одних и предмет бунтарского отрицания или игривой иронии для других - стало одной из точек отсчета европейской культуры.
![](https://i.postimg.cc/65fBjHzX/1.jpg)
В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия - воплощение взаимосвязи, традиции, диалога. Череда последователей Рафаэля, связанных узами художественной преемственности, уподоблена генеалогической линии -- веренице потомков, восходящих к одному родоначальнику. Воспринять ее как целое, попытаться понять значение не только в искусстве, но и во всей европейской культуре - одна из задач выставки. Быть может, собранные вместе произведения столь разных художников пяти веков, вдохновлявшихся одним идеалом, помогут лучше почувствовать то, что их объединяет, и вновь им проникнуться, не только понять, но и полюбить Рафаэля.
![](https://i.postimg.cc/ZqCZqJmb/kudrin.jpg)
Эрмитаж - один из немногих музеев мира, способных организовать подобную выставку преимущественно на своей коллекции, не только в силу её размеров, но и характера, поскольку коллекции музея формировались в основном в периоды правлений Екатерины II и Николая I - эпоху классицизма, когда Рафаэль и порожденная им традиция были особенно почитаемы. Таким образом, - не только портрет Рафаэля глазами других художников, но и автопортрет Эрмитажа.
![](https://i.postimg.cc/yxzzn9Zx/1588556413-0-86-1618-996-1920x0-80-0-0-d8ccbb1e30a6a2ca6ddcb8ec091c5df7.jpg)
Открывают экспозицию произведения самого мастера: рисунки из собраний Британского музея и Альбертины. Не претендуя на полноту представления творчества художника, они служат своего рода камертоном, настроившись по которому, зрителю будет проще различать отзвуки рафаэлевской гармонии в произведениях последующих веков. Выбор для этой цели графики раскрывает другое измерение главной метафоры: именно красота ясной и точной линии, столь очевидная в собственноручных рисунках мастера, лежит в основе эстетики самого Рафаэля и многих его последователей.
![](https://i.postimg.cc/0ytPxbLX/6.png)
Представленные на выставке рисунки Рафаэля позволяют пунктирно проследить эволюцию его стиля. Первые три, созданные в Перудже и Флоренции, относятся к раннему периоду творчества художника. В них уверенное мастерство, идеальная уравновешенность лаконичных композиций и совершенное чувство гармонии соединяются с нежным обаянием молодости, тихим лиризмом, обезоруживающей кротостью образов - той скромной и гениальной простотой, что была всегда свойственна Paфaэлю.
![](https://i.postimg.cc/3xrYPgbD/9.jpg)
Рафаэль. Эскиз фигуры ангела для «Коронации Мадонны». Британский музей, Лондон около 1503 г.
![](https://i.postimg.cc/59wJyPhC/10.jpg)
Рафаэль Неизвестная святая Британский музей, Лондон около 1504 г.
![](https://i.postimg.cc/8cBgY5RH/11.png)
Рафаэль Мадонна и Младенец Альбертина, Вена около 1508 г.
В 1508 году Рафаэль переехал в Рим и стал придворным живописцем папы Юлия II. Именно в Риме искусство Рафаэля достигло совершенства и стало тем, что называется высокой классикой. Последним слагаемым его стиля было античное искусство, изучением и интерпретацией которого Рафаэль с увлечением занялся. Под влиянием антиков произведения Санти сделались более строгими, монументальными и величественными.
![](https://i.postimg.cc/pXRHFfv1/12.png)
![](https://i.postimg.cc/TPz8YmQ0/14.jpg)
Рафаэль Стоящий путто Альбертина, Вена около 1518-1520 гг.
![](https://i.postimg.cc/76zkgXbj/bf9d4cb7-d7d5-46a1-9eb9-ef0fb70955ce-normal.jpg)
Стоящий ребенок. Рафаэль. Около 1518-1520гг Альбертина Вена
Прекрасным образцом стиля этого периода является представленный на выставке рисунок с изображением Сивиллы Фригийской - эскиз к росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Именно произведения римского периода считались эталонными произведениями Рафаэля в первые века по его смерти.
![](https://i.postimg.cc/52tWPf6B/15.jpg)
Рафаэль Сивилла Фригийская Британский музей, Лондон На обороте: этюд драпировки около 1511 г.
К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов семейной капеллы Киджи (1513-1514) в церкви Санта Мария делла Паче (церковь Богородицы Миротворицы) в Риме. Церковь построена при папе Сиксте IV в благодарность Богородице по случаю заключения договора о мире. Крытую аркаду к церки пристроил архитектор Браманте, а очаровательный полукруглый портик создал да Кортона. Интерьер украшают знаменитые фрески Рафаэля «Пророки и сивиллы».
![](https://i.postimg.cc/xdJD2gGq/11111.png)
Капелла Киджи в церкви Санта Мария делла Паче в Риме.
![](https://i.postimg.cc/g2BFQ1Zf/113247989-large-santa3.jpg)
Капелла Киджи в церкви Санта Мария делла Паче в Риме. Деталь
Первоначально Сивилла - собственное имя одной из прорицательниц. По традиции первой сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо. На фреске изображены четыре сивилл (Кумская, Персидская, Фригийская и Тибуртинская) в окружении ангелов.
![](https://i.postimg.cc/3JTKZMX1/Santa-Maria-della-Pace-Raffael-Sibyllen.jpg)
Рафаэль Роспись в капелле Киджи в церкви Санта Мария делла Паче в Риме.
![](https://i.postimg.cc/zX71SyXD/113248094-large-santa7.jpg)
Рафаэль Роспись в капелле Киджи в церкви Санта Мария делла Паче в Риме. Деталь
https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node1h
ttps://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post325571108/https://www.theartnewspaper.ru/posts/8662/