Улица Кенасская выводит посетителя на главную площадь старой крепости, где сходятся еще две улицы - Средняя и Бурунчакская. Три продольные улицы соединены между собой узкими поперечными переулками, которые, как и улица Средняя, предназначались только для пешеходов и вьючных животных.
Кенасская или Средняя улица, ограниченная с двух сторон средневековой или более поздней стеной. Хорошо видны окаменевшие следы от колес. Это свидетельствует о том, что средневековая улица унаследовала улицу времен существования скального города Чуфут-Кале. Развитие с двух сторон поросших растительностью четвертичных отложений и почвы также говорит о том, что эта дорога использовалась длительное время
Главная общественная площадь, имевшая неправильные очертания, ныне - пустырь.
Основным сооружением на площади была мечеть, построенная в 1346 году. в правление золотоордынского хана Джанибека, при котором Кырк-Ор был завоеван татарами. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан и родоначальник династии Хаджи-Гирей, сделав ее соборной.
Фотография 2006 года.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби посетив Чуфут Кале так писал о мечети: “В замке том один из предыдущих ханов Гази Хаджи Герей-хан построил джамию в старом стиле. Над ее воротами находится следующая хронограмма, прекрасно стилизованная под письмо джели: “Мечеть эту благословенную построил в году Восемьсот пятьдесят девятом Великий султан и высокий хакан, Властелин царей арабских и аджамских Хаджи Герей-хан, Сын Гияседдин-хана, сына Эртогмаз-хана Да одарит его Аллах длительным правлением! Год 859 (1455) » Так там написано. Однако из-за того, что эта достойная сожаления мечеть среди иудеев находится, двери ее всегда на засов закрыты. Общины мусульманской нет там и следа.”
Фрагмент надписи с датой 746 г. х. (1346 г.). Фото и прорисовка О.-Н. А. Акчокраклы.
И. Репников, российский и советский археолог, предположил существование медресе близ мечети: «В 1928 г. в ближайшем соседстве с мечетью в куче камней на не раскопанных еще зданиях найден фрагмент надписи с именем “Хаджи-Гирай хан, сын Гыяс-Эддина…”. В связи с чем естественно предположение о том, что под развалинами могут скрываться остатки медресе. Последние, как правило, строились рядом с мечетью»
Фрагмент надписи с именем Хаджи-Гирея
Здание медресе, как полагают, находилось вблизи мечети , возможно, послужившее потом образцом для похожего училища «Зинджирли» (с цепью) в ханском дворцовом комплексе Ашлама-Сарай в Салачике (ныне Староселье).
Училище «Зинджирли» (с цепью) в ханском дворцовом комплексе Ашлама-Сарай в Салачике (ныне Староселье).
Мечеть вместе с мавзолеем Джанике-ханым в мусульманский период составляла архитектурный ансамбль главной площади Кырк-ора. Еще в середине XVII в. здание стояло, хотя и было закрыто. В настоящее время остатки мечети видны у сопряжения с площадью улиц Средней и Бурунчакской. По навалу камней и ямам от внутренних опор невозможно судить об облике храма. Попытаемся реконструировать его по материалам археологов.
Остатки фундамента церкви-мечети в Чуфут-Кале. Фотография 2006 года.
Сохранились четыре круглые неглубокие ямы, высеченные в скальном основании. Как предполагается - гнезда колонн, подпиравших кровлю. В двадцатых годах стены еще поднимались на значительную высоту и при исследовании мечети сотрудник Бахчисарайского музея Осман Акчокраклы высказал предположение, что она возведена на месте разрушенного христианского храма.
Археологическое исследование мечети. 1928-1929 гг. Вид с юго-востока
Во всяком случае, при постройке использованы архитектурные детали из проконнесского мрамора - изящные византийские капители и другие обломки. Еще одна мраморная капитель была найдена в ограде старинной усадьбы.
Архитектурные фрагменты, выявленные во время археологических работ 1928-1929 гг., собранные во внутреннем пространстве мечети
На самом плато найдены и другие мраморные архитектурные детали: порог у входа в кенассный дворик
и плита на внешнем фронтоне Восточных ворот. Эти мраморные архитектурные детали возможно принадлежали ранне-византийскому храму: во-первых, они были привозными, так как в Крыму нет месторождений мрамора; во-вторых, проконнесский мрамор, этот излюбленный материал византийских зодчих, перестали добывать уже к VIII в.
Согласно раскопкам, храм имеет прямоугольный план с «выгрызом» юго-западного угла, не объясненным исследователями, что позволяет предположить существование здесь небольшого помещения для священнослужителя - подобия ризницы в христианском храме. Длина мечети жестко ограничена исстари существовавшими и плотно застроенными улицами Кенасской и Бурунчакской и составляет с внешней стороны 13,5 метров при ширине 10,3 метров и толщине стен не более 80 см.
Реконструкция мечети В. И. Даниленко и Е. В. Крикуна. 2005 г.
Невысокий минарет в нижней части имел до уровня крыши прямоугольную, выступающую из плоскости фасадной стены, форму, выше крыши - круглую, украшенную резным обходным балконом (шерфе) по «сельджукским» мотивам - сталактитами. Характер кладки стен: два ряда - с лицевой и внутренней сторон - панцирной кладки камня-известняка гладкой тески на прочном известковом растворе с добавлением овражного песка, а в середине - забутовка из рваного камня на менее прочном растворе.
Участники археологической экспедиции 1929 г. во внутреннем пространстве мечети у северной стены
Ориентация храма каноническая для крымских мусульман: продольной осью в направлении север-юг. Михраб, как и положено - в южной стене, но вход устроен нетрадиционно: с запада, в северо-западном углу, впритык к минарету, ствол которого был устроен частично в толще кладки северо-западного угла.
1 - Сталактитовый свод. Предположительно, архитектурный фрагмент оформления боковой ниши портала мечети;
Входная дверь обрамлена резным порталом. Окна небольшие, высоко расположенные, забранные металлическими решетками кузнечной работы. Крыша двускатная с черепичной кровлей. Если ко всему этому прибавить ризалит «ризницы», обогащающей светотенью западный, ставший главным, фасад, то таким предстанет внешний вид мечети - простым, скромным, без претензий на пышность и в то же время соразмерных, благородных пропорций.
2 Архитектурная розетка. Предположительно, фрагмент декора портала мечети; 3 Архитектурная розетка. Предположительно, фрагмент декора портала мечети
Трактовка западного фасада как главного обусловлена не только и не столько затесненностью участка, а главным образом тем, что основная масса мусульман, тогда еще немногочисленных, жила в западной части города, где проживали правители Кырк Йера и их окружение.
1 - Архитектурный фрагмент с изображением креста из раскопок мечети 1928-1929гг.;2 Архитектурный фрагмент с рельефным орнаментом. Обнаружен во время археологических исследований 1929 г.; 3 Замковый камень, предположительно купола мечети
Четыре мраморные колонны, вероятно, приобретенные в византийском Херсоне вместе с корзиноподобными капителями с византийскими крестами (их пришлось стесать) из другого комплекса - от столбов прямоугольного сечения - удалось использовать довольно удачно и, превратив недостаток в достоинство, создать нечто оригинальное: на прямоугольных капителях покоились арки разной ширины. У основного, продольного ряда - 0,66 м, у поперечного - 0,56 м. Четырем колоннам, делившим пространство храма на три нефа, соответствовали 8 пилястр - по две на каждой из стен.
Перекрытие было устроено следующим образом: по колоннам и пилястрам - стрельчатые арки, а по ним коробовые своды, причем над средним нефом своды были более высокие, в центре - стрельчатый купол, покоящийся на тромпах. Купол небольшой, невысокого подъема, 2,5 м в диаметре, не выявленный во внешнем облике, поскольку вписывался в контуры двускатной крыши.
Фрагмент северной стены мечети, внутренняя сторона. Вторичное использование архитектурных фрагментов
Классика крымского краеведения А. Л. Бертье-Делагарда также заинтересовали руины мечети: «Подле самих ворот внутри города видны развалины большой хорошей мечети, с двумя рядами колонн внутри, имевших сталактитовые капители. В ее стенах и вокруг попадаются камни, прекрасно изукрашенные мусульманским ковровым узором, стиля турок-сельджуков . Вокруг попадаются татарские могилы и остатки большого татарского кладбища вне города. От этих же мусульманских времен кое-где в старом городе попадаются в низах домов камни с восточным орнаментом, однако, возможно, что эти камни находятся не на первоначальном месте».
Участники археологической экспедиции у восточной стены мечети. На заднем плане дюрбе Джанике-Ханым
«Не может быть сомнения, что на Чуфут-Кале была мечеть и медресе, неизбежные атрибуты всякой мусульманской общины, а также и кладбище» писал Н. А. Акчокраклы К моменту осмотра мечети «уцелела только лишь северная стена с внутренним тупым углом на северо-западе, на утолщении коего был поставлен минарет. На существование минарета в этом здании указывают: 1) округленный след на поверхности тупого угла, 2) остатки нескольких ступеней винтовой лестницы внутри минарета, 3) архитектурный фрагмент шерфе (балкончика) минарета. Н. А. Акчокраклы подчеркнул, что «обнаружены орнаментированные фрагменты в таком количестве, что возможно реконструировать весь портал, а он, как считает экспедиция, является самым богатым и совершенным среди всех древних порталов в Крыму по технике своего исполнения».
Археологическое исследование мечети. 1928-1929 гг. Вид с северо-запада
Исследователи пришли к заключению, что со временем здание мечети было приспособлено под жилье
https://public.wikireading.ru/71854http://earthbeforeflood.comhttp://www.krimoved-library.ru/books/krepost-dragocennostey-kirk-or-chufut-kale6.htmlhttps://www.360cities.net/image/chufut-kale-mosque-1https://i.ytimg.com/vi/FTkuMwZHBD8/maxresdefault.jpgД.А.Ломакин “Обширная мечеть, развалины коей заметны и доныне” о мечети средневековой крепости Кырк - Ер (Чуфут-Кале)
Чуфут-Кале. Часть I. История. (Мир глазами сына)
https://vittasim.livejournal.com/261754.htmlЧуфут-Кале. Часть II Привходовые пещеры и пещеры под Южной стеной. (Мир глазами сына)
https://vittasim.livejournal.com/262109.htmlЧуфут-Кале. Часть III Ворота Кучук-Капу (Малые ворота). (Мир глазами сына)
https://vittasim.livejournal.com/262150.html Чуфут-Кале. Часть IV Кенассы. (Мир глазами сына)
https://vittasim.livejournal.com/262879.html