С 14 марта по 15 июня в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходила выставка «Галантные игры. Французская гравюра эпохи Рококо». Впервые российской публике представлены гравюры эпохи рококо из фонда французской графики, который является одним из лучших в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это офорты, цветная акватинта, гравюры карандашной манерой из знаменитых коллекций XIX - начала XX века: князей Барятинских, графов Бобринских, из купеческой коллекции В.Н. и Н.В. Басниных и других собирателей. Гравюры не выставлялась с момента создания Гравюрного кабинета Румянцевского музея, то есть, никогда. Основал этот раздел музея в 1861 году император Александр II, который передал туда 20 тысяч дублетных экземпляров из собрания Эрмитажа.
Искусство рококо, одно из главных художественных явлений в Западной Европе XVIII века, принято называть «галантным стилем», а время его расцвета - «галантным веком». Название эпохе придумалось уже после того, как почили в бозе последние её представители. Считается, что само понятие «галантные времена» впервые использовали братья Эдмон и Жюль де Гонкур применительно к временам Марии-Антуанетты Вся история XVIII столетия - это затейливое, как виньетка рококо, сплетение любовных историй и маскарадной суеты - с высокой политикой. Любимые слова куртуазного столетия - каприз и случай. В гравюре эти нравы отразились во всей полноте и многообразии. Гравюрные листы собирали, можно сказать, как хронику событий.
Вся экспозиция поделена на условные «зоны», как будто перед нами раскрываются главы из старинного романа. «Галантное общество в парке» посвящен жанру «галантных празднеств» и пасторалям, столь любимым XVIII столетием.«Галантное общество в парке» посвящен жанру «галантных празднеств» и пасторалям, столь любимым XVIII столетием. В 1717 году Антуан Ватто представил в Королевскую Академию художеств на получение звания академика картину "Отплытие на остров Киферу". Поскольку сюжет картины не вписывался в принятую классификацию жанров живописи, пришлось специально для неё учредить новый жанр, получивший название "галантные празднества". Жанр «галантных празднеств» быстро стал популярным; к нему обращались многие мастера эпохи рококо. Сюжетами композиций становились концерты, танцы на лоне природы, прогулки в полутени парковых аллей.
Никола Анри Тартье «Киферу» 1733
Пьер Филей «Танец» 1738
Жерар Жан-Батист Скотен «Каскад» 1729
Этьен Брион. Весна. 1732
Жиль Демарто. Пастораль. 1760-е
Жан Батист Симоне «Вечер в Тюльири» между 1763-1769
Эмануэль де Гендт «Ночь» около 1778 Лист относится к серии «Четыре времени суток» созданной по композиции Бодуэна. На всех четырех листах созданы фривольные сюжеты.
Кульминацией темы отдыха галантного общества на лоне природы является картина Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», награвированная Никола Делоне в 1768 году: всё в ней является воплощением беспечной радости жизни, кокетливой игры, галантного флирта.
Никола Делоне. Счастливые возможности качелей. 1768. По живописному оригиналу Жана Оноре Фрагонара
Следующий раздел выставки иллюстрирует общение людей в светских салонах, которые играли наиважнейшую роль в социальной жизни. Это были не просто клубы по интересам - там решались судьбы европейской политики, зрели заговоры, чествовались модные писатели, а виднейшие учёные, труды которых до сих пор изучают студенты, стремились попасть в салоны маркизы Дюдефан, графини де Буффлёр и госпожи д`Эпине. Недоброжелатели говорили о Вольтере, что, не будь салонов, он бы никогда не прославился, ибо «…здесь смешался глас рассудка с блеском лёгкой болтовни», а Вольтер, как никто, умел поддержать болтовню салонных жеманниц. «Салоны» меняли свой облик на протяжении XVIII века. Так, например, салон 1730 года - это почти семейный круг, являющий собой, по выражению братьев Ж. и Э. Гонкуров, «успокоение и счастливое затишье после бала». Салон 1760 года иной по духу, там всё блестит и шумит: «Это наслаждение жизнелюбия, это Бал». Наконец, салон эпохи Людовика XVI: «салон времени Людовика XVI смотрит в будущее. Его стены, его архитектура грустят, как двор и как общество в целом…»
Антуан Авенлин. Полдень. 1740-е Гравюра относится к серии, посвященной четырем временам суток.
Франсуа Антуан Авелин. Послеобеденное время. 1740-е
Франсуа Антуан Авелин. Вечер. 1740-ые
Франсуа-Никола Мартине «Майский бал, данный в Версале во время карнавала 1763 года»
1763
Никола Бартелеми Франсуа Декевовилле «Общество в салоне» 1783г Общий интерьер зала, как писал автор журнала «Меркурий», представляет салон герцога де Люинь, которому была посвящена эта гравюра.
Никола Делоне «Желанное письмо (Любовная записка)» 1770е
Исидор Станислас Анри Эльман «Изысканный ужин» 1781
Антуан-Жан Дюкло. Костюмированный бал. 1773
Жан-Филипп Леба. Игра в трик-трак. 1740-е
Антуан-Жан Дюкло. Случай на балу. 1775. Офорт, резец.
Жак Филипп Леба «Игра в комету» 1740е
Один из разделов выставки посвящен театру. Именно в театре XVIII век находил отражение своих идеалов, ту яркую, полную превращений, авантюр, любовных коллизий жизнь, которая была так далека от прозы будней. Кроме того, театр был поводом выйти в свет, поучаствовать в светской жизни, с её блестящей, тщеславной суетой. Он был идеальным местом для упражнений в галантности; театр создавал атмосферу, как нельзя лучше подходившую для изящных бесед, тонких комплиментов, обольстительных взглядов, игры веерами, интимных разговоров в полусумраке лож, под аккомпанемент итальянской или французской оперы. Рукоплеща очередной оперной диве, в партере шептались, что всесильный вельможа NN уж пригласил её в свою карету после выступления. В салонах обсуждались бурные романы танцовщицы Мари Гимар с герцогом де Субизом и - одновременно - с живописцем Оноре Фрагонаром. В качестве пикантной сплетни пересказывались перипетии похищения актрисы Барбарины Кампанини людьми прусского короля Фридриха - этот воин-философ возжелал непременно видеть красавицу Барбарину в своём театре, а она - о, ужас! - капризно отказала. Пришлось прибегнуть к грубой тевтонской силе. Любительским театром увлекались при всех дворах Европы - общеизвестно, что Мария-Антуанетта и молодые люди из её ближнего круга играли в комедиях Бомарше.
Шарль Никола Кошен младший Любовь во французском театре. 1734. Иследователи предполагают, что эта композиция представляет собой некую мифологическую сцену. Существует и вторая версия, что сюжет относится к финалу оперы Жана-батиста Люлли «Празднества Амура и Вакха».
Шарль Никола Кошен младший Любовь в итальянском театре. 1734 Исследователи полагают, что композиция имеет отношение к пьесе «Счастливый сюрприз», поставленной в Комеди Итальенн в 1716г.
Пьер Дюпен «Французский спектакль» 1731г
Жан Батист Пата «В ложе (Небольшая ложа)»
Робер Делоне «Прощание» 1777
Жорж Мальбест «Разъезд из оперы» 1783г Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века».
Шарль Николя Кошен - «Зал Королевского театра в Версале. Показывают «Армиду» 1741
Мода Галантного Века - это полная и безоговорочная победа изысканной красоты над «грубой и скучной» функциональностью. Костюм - лучшее эстетическое выражение эпохи, манифест времени. Поэтому неслучайно один из разделов выставки назван «Модные прихоти». Прихоть - любимый и единственный смысл галантного столетия. Никогда - ни до, ни тем более - после, мужской костюм не был столь рафинированно-женственным, как в середине XVIII столетия; никогда эти два антипода - женская и мужская мода не были так близки друг к другу. И мужчины, и женщины были одинаково напудрены, расфранчены, обшиты кружевами и усыпаны драгоценностями. Как не существовало мужских и женских ароматов духов, так не было и различий в манере наносить макияж и мушки. Эталон красоты - изнеженный сибарит, главная забота которого - развлекаться всеми доступными средствами, дабы спастись от главного врага всей своей жизни - от неизбывной скуки. Особую роль в жизни тогдашнего общества играли портные, модистки, белошвейки и - торговцы галантерейными товарами. Это были не просто создатели и продавцы одежды - они знали все новейшие городские и дворцовые сплетни, первыми узнавали о политических перестановках, а иной раз - становились поверенными в делах высокопоставленных лиц. Недаром модистку Розу Бертен именовали «министром моды» - только она имела постоянный доступ к Марии-Антуанетте, а её неоспоримое влияние на королеву-модницу приводило в бешенство вельмож и фрейлин.
Понс Никола Туалет 1771
Мартини Пьер-Антуан «Утренний туалет» 1783 Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века».
Жан-Батист Пати. Объяснение в любви. 1775-1780
Романе Антуан Луи «Парадный туалет» 1783г Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века».
Бернар Леписье «Игры детей» 1731 Композиция высмеивает причуды взрослой моды XVIII века
Бернар Леписье. Городская любовь или любовь кокетливая. 1732
Мишель Обер. Кокетка. 1732
Робер Делоне «Продавщица модных туалетов» 1746
Робер Гайяр. Продавщица модной одежды. 1746
Пьер Антуан Мартини «Дама из двора королевы» 1777
Царству «галантного духа - air gallant», именно так называли в XVIII столетии «Будуар», посвящен еще один раздел выставки.Французское «boudoir» происходит от глагола «bouder», которое означает:»ныть, дуться, сердиться», а также «избегать». Последние значение стало определяющим для слова «будуар», так как изначально оно использовалось в качестве названия комнаты, принадлежащей женщине, комнаты, где она проводила время, отдыхая в одиночестве. В XVII веке это была небольшая комната-молельня. На протяжении начала XVIII века количество светских функций будуара увеличилось. Владелица дома могла принимать в нем гостей, писать письма, иногда она могла служить туалетной. Менялось оформление будуара, интерьер становился нарядным, удовлетворяющим вкусам хозяйки и ее гостей. Будуар находился рядом со спальней хозяйки, что придавало ему интимный характер. Довольно скоро будуар стал царством галантного духа.
Филипп Триер. Галантный хирург. 1770-80-е
Рене Гайяр «Приятное чтение» 1740е -1750е. По живописному оригиналу Антона Палко офорт, резец
Луи Мишель Альбу «Галантный султан» 1768 По живописному оригиналу Этьена Жора офорт, резец
Пьер Александр Авелин «Прекрасная горничная» 1740 По авторскому рисунку Офорт, резец
Мартини Пьер-Антуан "Очарование свободы, или побежденный Амур" По рисунку Элизабет Виже-Лебрен 1770е - начало 1780х
Луи-Марен Бонне. Слушая возлюбленного. 1783-1785
Пьер Шарль Энгуф «Сюрприз»
Франсуа-Николя Мартине. Воздух. 1770-80-е
Оригинальным дополнением и, несомненно, украшением выставки стали 8 вееров из собрания историка моды Александра Васильева. Эти изысканные веера были созданы западноевропейскими мастерами в третьей четверти XVIII века. Их экраны украшены превосходными росписями, прежде всего на галантные сюжеты, а также книги, которые держали в своих нежных ручках веселые красавицы XVIII века.
http://www.museum.ru/N52708http://www.arts-museum.ru/events/archive/2014/gallant_games/index.phphttp://vm.ru/news/2014/03/13/gravyuri-galantov-239547.html http://philologist.livejournal.com/6170742.htmlhttp://zavtra.ru/content/view/igra-i-smert-galantnogo-veka/http://news.rambler.ru/24101334/http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/406075http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/30271?search_no=3&index=1