Евгений Беркович: Притяжение зла 2.

Mar 08, 2024 02:19


1.

Нацизм и общество

Различие между представительством нацистов в Гохе и Висбадене отражает общую тенденцию: принципы национал-социалистической партии, основанные на идеологии фёлькиш и сдобренные изрядной дозой антисемитизма, поначалу разделяли в основном представители нижних слоев общества, крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, предприниматели, жители деревни и маленьких городков. Они были недовольны послевоенной разрухой и видели в экономических бедствиях и унижениях капитуляции происки мирового еврейства. Симпатии к Гитлеру определялись страхом перед конкуренцией с большими предприятиями и универсальными магазинами, которые, по утверждениям нацистской пропаганды, находились, как правило, в руках евреев. Но такой поддержки Гитлеру было мало. С середины двадцатых годов пропагандисты нацистской партии обратили свою активность на другие слои населения. Рост доли жителей крупных городов (здесь проживал каждый третий член партии) есть результат изменения социальной политики фюрера.



Александр Шифрин

Это не осталось незамеченным для внимательных исследователей состояния немецкого общества, таких, например, как молодой публицист Александр Шифрин (Alexander Schifrin). Двадцатилетним юношей он перебрался в 1921 году из Харькова в Германию. Но не в Берлин, как было принято в то время у эмигрантов из Советской России, а в южногерманский город Манхайм (иногда пишут Мангейм, Mannheim), расположенный в Республике Баден (сейчас это земля Баден-Вюртенберг). Достаточно быстро Александр стал известным журналистом, ведущим публицистом социал-демократической партии. В 1928-1933 годах работал редактором газеты «Volksstimme» («Народный голос»). Он раньше других видел опасность новой мировой войны, исходящей от нацистов, внимательно следил за тем, как растет и развивается партия Гитлера. О новой тактике ее лидера завоевывать себе сторонников Шифрин писал в конце двадцатых годов:

«Он взывает к среднему классу и крупным помещикам, к служащим и люмпен-пролетариату, к крестьянам и к интеллектуалам, к промышленникам и чиновникам» (цит. по [Pyta, 1989 стр. 140]).

Александр Шифрин подчеркивал, что национал-социализм находит сторонников во всех слоях немецкого общества. А его товарищи по социал-демократической партии не принимали эти соображения всерьез, ведь они противоречили их идеологическим установкам. Лидер фракции социал-демократической партии (SPD) в Прусском Ландтаге Эрнст Хайльман (Ernst Heilmann), впоследствии член Рейхстага, возражал Шифрину:

«Если наше учение о классовой борьбе в капиталистическом обществе верно, то националистическая попытка представлять одновременно интересы чиновников и среднего класса, молодых крестьян и торговцев, рабочих и промышленников столкнется с внутренними противоречиями общества» (цит. по [Pyta, 1989 стр. 140]).

Но марксово учение о классовой борьбе здесь явно дало осечку - статистика свидетельствует об успехах нацистской пропаганды среди самых разных слоев населения.

Бывший рейхсканцлер и председатель SPD Герман Мюллер (Hermann Müller) тоже не верил в успех нацистов:

«Столь неоднородное общественное движение может существовать, лишь опираясь на объединяющую силу какой-то зажигательной идеи. Но NSDAP не имеет единого экономически или культурно обоснованного мировоззрения» [Kellerhoff, 2017 стр. 159].



Книга Александра Шифрина

Любопытно отметить, что точные пророчества Александра Шифрина и дальше не принимались современниками всерьез. С приходом Гитлера к власти Шифрин эмигрировал во Францию, где продолжал деятельность активного публициста. Под псевдонимом Макс Вернер (Max Werner) он опубликовал в 1938 году книгу «Развертывание Второй мировой войны» [Werner, 1938]. Весной 1939 года, за полгода до начала Гитлером военных действий в Польше, появился английский перевод этой книги. Александр послал его в Англию Уинстону Черчиллю. К большому разочарованию Шифрина будущий премьер-министр и министр обороны Великобритании ответил, что тот «преувеличивает опасность, исходящую от нацистского режима» [Geschichtsportal_für_Baden].

Мнение о том, что NSDAP - это не общенародная партия, а партия среднего класса (партия «колбасников» на популярном когда-то жаргоне), было чрезвычайно распространено еще до прихода Гитлера к власти. Это заблуждение решительно опровергается уже приведенной статистикой и такими данными социального среза избирателей.

По данным Фальтера на выборах 1930-1932 годов за партию Гитлера голосовало примерно 40% рабочих, 20% служащих и чиновников, 40% крестьян и работников свободных профессий [Falter, 1991 стр. 42, Tab. 7].



Социальный состав NSDAP: 7,3%; 20%; 30%

Очевидно, доля рабочих, служащих и чиновников, поддерживавших NSDAP, слишком велика, чтобы считать ее партией только одного класса или слоя. Еще до прихода Гитлера к власти его партия приобрела характер всенародного движения, охватывающего все слои общества.

Те, кто утверждает, что национал-социалисты - партия среднего класса, словно не замечают слов Гитлера, сказанных еще в октябре 1928 года:

«NSDAP стремится постепенно сделать весь немецкий народ снова единым, и агитирует не какие-то отдельные группы населения, а все социальные и профессиональные слои» [Zitelmann, 1987 стр. 137].

И буквально через пару месяцев будущий фюрер нации повторил главную мысль:

«Движение, от имени которого я здесь говорю, не является движением какого-то определенного класса или определенного социального слоя или профессии, напротив, оно есть в высшем смысле слова немецкая народная партия. Оно стремится охватить все слои нации, все профессиональные группы, оно хочет подойти к каждому немцу, у которого есть добрая воля служить своему народу, который хочет жить среди своего народа и кровно ему принадлежать» [Zitelmann, 1987 стр. 137].

Ни одной партии Веймарской республики, кроме NSDAP, не удалось добиться такой равномерной поддержки во всех социальных слоях и профессиональных группах Германии, за исключением католиков и рабочих-пролетариев крупных предприятий. Еще до прихода к власти национал-социалисты стали общенародной партией протеста, объединившей граждан всех регионов, различных религиозных конфессий, разнообразного социального происхождения и положения в мощное всенародное движение.

Нацисты смогли найти свой подход для абсолютно различных социальных групп, обещая каждой из них то, что от них ждали. В религиозных группах гитлеровцы обещали защитить веру от атеистов-большевиков, рабочим представлялись борцами с капитализмом, предпринимателей привлекали принципом единоначалия, требованием беспрекословного подчинения начальству («фюрер-принцип»). Все остальные партии, включая коммунистов, не могли себе позволить такой беспринципной демагогии, оставаясь связанными узами традиции, происхождения или идеологии.



В 1930-33 годах нацисты использовали достижения технического прогресса

В предвыборной пропаганде 1930-33 годов нацисты широко использовали достижения технического прогресса того времени. Эффективными оказались пропагандистские фильмы и кинореклама. Во время предвыборных кампаний 1932 года Гитлер использовал специально нанятый самолет, облетая многие города, куда его соперники по выборам не успевали добраться на поездах и автомобилях.

Следует обратить внимание на такой исторический факт. Ради достижения новых голосов на выборах нацисты начиная с 1930 года резко снизили антисемитский накал своей предвыборной агитации. Члены партии, обязанные подчиняться Программе незыблемых «25 пунктов» (25-Punkte-Programm), должны были бороться с «еврейско-материалистическим духом». Но граждане, лишь голосующие за NSDAP, не были в своем большинстве антисемитами. Их юдофобскими лозунгами можно было только отпугнуть от излишне радикально правой партии. Отсутствие антиеврейской риторики в предвыборных агитационных материалах не означало, конечно, изменение партийной идеологии. Это было одним из многих тактических приемов, использованных нацистами для успеха на выборах [Zitelmann, 1989 стр. 129].

Этот факт подтверждает, что в определенном смысле Томас Манн был прав, называя в 1921 году в письме Якобу Вассерману Германию «космополитичной» страной, в которой «ростки антисемитизма не могут пустить глубокие корни» [Mann, 1988 стр. 475-476].



На выборах 1930-1932 гг. исчезли антисемитские плакаты

Да, в обществе существовал некоторый градус ксенофобии, нежелания считать «чужаков» своими, от чего страдал Вассерман. Но до прихода Гитлера к власти увлечь большинство населения антисемитскими лозунгами было невозможно, и опытный политик это учитывал в предвыборной борьбе. Провал бойкота еврейских предприятий первого апреля 1933 года подтверждает, что тогда антисемитская кампания не нашла поддержки у населения. Правда, нескольких лет усиленного промывания мозгов тотальной антиеврейской пропагандой оказалось достаточно, чтобы изменить менталитет нации, что ясно показало отношение немцев к всегерманскому антиеврейскому погрому 9 ноября 1938 года, когда на страну опустилась страшная Хрустальная ночь. Эти изменения как будто прошли мимо внимания великого писателя, и в 1937 году продолжавшего верить, что «антисемитизм - аристократизм черни» [Mann, 1974c стр. 481].

Продолжение следует


https://7i.7iskusstv.com/2018-nomer10-berkovich/

история Германии, нацисткая Германия, национализм, Германия, 1930, нацизм, history, права человека, Общество, фашизм, история, национал-социализм, НСДАП, Гитлер, нацисты, разоблачая ложь

Previous post Next post
Up