Ох, послушала сейчас обсуждение фильма Кати Шагаловой «Однажды в провинции».
Каждый раз, когда в «Закрытом показе» слышу откровенные грубости гостям передачи из уст ведущего, я думаю, не месть ли это Александра другим режиссерам за очень критическое восприятие его фильма «Пастух своих коров»?
Тогда, на «Кинотавре» (2007 год) ему попытались сказать о том, что кино совсем несовершенное. Поддержали дебютанта немногие, в том числе Анна Кагарлицкая и я, потому что за всем несовершенством, особенно в монтажных фразах, было правильно передана атмосфера и главная тема фильма. Свобода, за которой поехал из города герой в деревню, оказалась иллюзией, тюрьмой беспросветной… Человек стал зависим от природы и не смог сохранить себя и постепенно превращался в скотину, за которой ухаживал… Гордон тогда оказался непонятым…
Сегодня же грубости в передачи просто зашкаливали. Например, отец ведущего - Гарри Борисович Гордон сказал режиссеру о том, что она бездарна… и публика зааплодировала! Зачем там вообще приглашают зрителей? Чтобы они аплодисментами сопровождали любое высказывание?…
Надо сказать, что когда разговор подходил к опасной теме - поствоенного синдрома (пытался кинокритик Сергей Кудрявцев), к теме искалеченных войной парней (Любовь Толкалина)- ведущий моментально объявлял либо рекламу, либо прерывал и вновь ставил на рельсы: «вот пьют и бьют»…
А между тем Сергей Валентинович абсолютно прав, сравнивая фильм с «Охотниками на оленей». Катя сняла фильм о том как живут молодые парни, которых государство использовало во время «чеченских операций», которые в столь юном возрасте уже видели смерть и сами убивали. Фильм о том, что красивые, но искореженные люди жаждут счастья, а умеют уже только причинять боль.
Катя держалась хорошо, молодец. Фильм показали по Первому каналу. Это тоже хорошо. Но ценой такого порой оскорбительного обсуждения…
*************************************************************************************************************************
Интервью с Катей Шагаловой от 2008 года
Режиссер Катя Шагалова: "В пределах Садового кольца только одежда получше и водка подороже"
вопрос: Вас, наверное, часто спрашивают, как вы - девушка из благополучной кинематографической семьи, выросшая в центре Москвы, осмелились замахнуться на провинциальный сюжет?
ответ: На подобные вопросы я отвечаю: "Ребята, не надо завидовать!". Знаете, в тяжелые моменты жизни я вспоминаю фразу, сказанную моей любимой актрисой Натальей Гундаревой: "Мне нельзя помешать. Мне можно не помочь". Очень верные слова. А во-вторых, провинцию не надо искать далеко. Достаточно отъехать десять километров от Москвы. Я могла снимать и на окраинах столицы. Но мой фильм не про провинцию, а про молодых людей, которые ничего не хотят менять. А жизнь я знаю - много езжу по стране, много вижу. И могу сказать, что внутри Садового кольца происходит то же самое, что и в моем фильме, только одежда получше и водка подороже. Не надо обманывать себя - вот мой ответ тем, кто считает, что я оклеветала провинцию или страну. И, кстати, первые мои зрители, живущие в провинции, нисколько не обиделись. Они поняли, что фильм я снимала не с целью поглумиться над ними, а с любовью к своим несчастным героям.
в: Вы подобных героев наяву встречали?
о: То, что вы видите на экране, - это Подольск. Не самый худой город в России, но поверьте, специально мы ничего не строили - все нашли там.
Знакома я и с ребятами, которые ни разу в своей жизни не добирались до центра Москвы, до Кремля, не говоря о Третьяковской галерее, хотя для них это всего сорок минут на метро. Конкретных прототипов у героев фильма нет, но множество деталей я позаимствовала из жизни, из рассказов своих знакомых, друзей, ребят, прошедших войну. Некоторые даже узнавали себя или ситуации, но претензий не высказывали. Наоборот, со слезами говорили спасибо. Знакома я и с девушкой, генеральской дочкой, которая осмелилась ослушаться папу и жить своей жизнью. Так отец даже номер телефона поменял, чтобы дочь больше домой не звонила.
в: Ваш фильм поднимает очень сложную проблему "поствоенного синдрома".
о: В "горячие точки" засылали совсем юных, неопытных парней. Они там не взрослели, а умирали. У тех, кто вернулся, сил осталось лишь на осознание того, что они выжили. Для моих парней война стала не опытом, а коррозией личности. Да, они могут жениться, делать детей, пить, плакать и страдать, вспоминая прошлое. Даже драться порой. Но бороться с собственными стрессами, стремиться к чему-то, принимать взрослые решения они не умеют. И не умеют - или не желают - учиться что-то менять. По сути они взрослые дети, и мне их очень жалко. Моя приятельница работала в военной больнице психотерапевтом, но ушла оттуда, потому что не выдержала моральной нагрузки. Правда, при этом одного парнишку, двадцатилетнего сироту, взяла жить в свою семью.
в: У ваших героев запутаны и личные отношения, но странно - парни друг друга не ревнуют.
о: Я это не с потолка взяла. Ситуация, когда из целого полка остались в живых четверо парней и когда день их спасения важнее личных дней рождения, - выше этого нет ничего. Тогда друг - он роднее брата, важнее жены, подруги. Ревности нет места в такой дружбе. Это инфантилизм, да. Они делают вид, будто ничего не знают, ведь знание - это ответственность. А ответственность - это действия.
в: Единственный персонаж, думающий об ответственности, - милиционерша Лена. Как вам удалось уговорить молодую Любовь Толкалину сыграть бабушку?
о: Любе сразу понравилась роль. Она была примером для всех актеров, дала много толковых предложений, даже со своим реквизитом приезжала на съемки.
в: Айдыс Шойгу, играющий Кима, случаем не родственник министра?
о: Мы с Юлей Пересильд - она играет Настю, спрашивали его об этом, но Айдыс лишь таинственно улыбался. Он популярный актер в Туве и в Москву пока не собирается.
в: Катя, вы показывали сценарий фильма своему папе Александру Миндадзе?
о: Да. Не могу сказать, что он был в большом восторге. Он пишет более метафорично, что ли. Папины вещи мне нравятся, но я другая.
в: "Однажды в провинции" - ваш второй фильм. Первым была "Собака Павлова". Она вышла в 2005-м. А пока вы не снимали, чем на хлеб зарабатывали?
о: Было время, когда зарабатывала сценариями к сериалу про Виолу Тараканову по романам Дарьи Донцовой. И совсем не стесняюсь этого. А когда на церемонии открытия кинофестиваля в "Артеке" объявили мой выход, оказалось, что дети просто фанаты этого сериала. И у меня была даже своя автограф-сессия, как у кинозвезды.
http://www.izvestia.ru/culture/article3120783//