Он же Гоша, он же Жора
Автор истории "Москва слезам не верит" знаменитого киногероя писал с себя.
известия: Сегодня по советским временам в кинематографе ностальгируют. Говорят, при крепкой цензуре кино было качественнее. Вы согласны?
Валентин Черных: При советской власти почти ничего не запрещалось впрямую. Но многое не поощрялось. Не поощрялись триллеры, детективы, где преступник был таким же умным, как и следователь. Не поощрялись вестерны. Я помню, как Эдмонд Кеосаян еще во ВГИКе мечтал снять вестерн и снял-таки своих "Неуловимых мстителей". После того как поменялся социальный строй, многие бросились снимать то, что раньше не рекомендовалось. И появились фильмы о бандитах, потому что появились бандиты. Комедии: при нашем климате не до южного веселья, но ведь хотелось веселого и забубенного. Цыганщина, когда все поют и танцуют, - смесь индийского с нижегородским. За двадцать лет относительной свободы наше кино переболело многими не характерными для России жанрами и темами. Только сегодня мы начинаем самоопределяться - рассматриваем свою жизнь в реальных подробностях. Появилась новая режиссура: Хлебников, Попогребский, Мизгирев, еще пять-семь имен...
и: Содержание фильма теперь зависит от продюсера или от "заказчика", то есть зрителя?
Черных: Всегда содержание фильма зависело и зависит от писателя. Писатель зависит от режиссера, актеров, продюсера. А продюсер - от зрителя. Когда объединятся несколько умных и талантливых людей, все получается. Как часто повторял Юлий Карасик, в кино, как в кинологии, надо скрещиваться только с породистыми псами. Если затешется в эту интимную сферу "ублюдок" - писатель ли, режиссер или продюсер - породистого щенка не будет.
и: О хорошем писать всегда труднее, чем о плохом. Однако вы нашли отличный выход - писали о женщинах...
Черных: О женщинах писать легче. Жизнь женщины более драматургична. Мужчины при социализме обезличивались, вынуждены были играть по правилам, выработанным партией. Мужчина мог выиграть только на войне и в спорте. А женщина выигрывала или проигрывала свою жизнь, а не только партийный билет или должность.
и: По вашим фильмам советского времени - "Москва слезам не верит", "Человек на своем месте", "Выйти замуж за капитана", "Культпоход в театр" - можно понять, как жили простые люди.
Черных: Не все можно понять. Например, Катя Тихомирова засыпает простой работницей, а просыпается руководителем крупного химического комбината. А как она дошла до жизни такой? Наверняка вступила в партию: беспартийный не мог стать руководителем, а уж крупным руководителем - никогда. Многие женщины, как и Катерина Тихомирова, не создали семей. Потому что женщине во все времена приходится проходить через постель с нужным человеком. Об этом не говорится в фильме, это уже формат сериала. Я написал об этом в одноименном романе. Вообще в художественном кино, а в советском особенно, опускались многие подробности из жизни человека. Недаром же говорят, что дьявол - в подробностях. Когда мы теперь смотрим фильмы 1930-х, зная социологические подробности о жизни в те годы, то понимаем всю их неправду. Но все равно радуемся, если фильм снят талантливыми людьми - сказки ведь тоже нужны. Был ли я сказочником? Наверное, был, как и многие другие.
и: Почему вы, сын сельской учительницы, решились прийти в кино? И как удалось стать в нем одним из главных действующих лиц?
Черных: Мои сверстники поступали в педагогические, сельскохозяйственные институты и военные училища. Но после службы в армии я понял, что не терплю беспрекословного подчинения. Математика и биология мне плохо давались, а кино я любил. Поэтому, узнав, что во ВГИКе не надо сдавать математику, послал свои рассказы на творческий конкурс сценарного факультета. Был уже не мальчик - двадцать шесть лет. Но по поводу собственной успешности я не обольщаюсь. Да, в разные годы я входил в виртуальную пятерку или десятку сценаристов. Но все мы были известны лишь в узком кругу. Сейчас другое время, но новые сценаристы также мало известны широкому зрителю. Такова специфика профессии.
и: Самый известный ваш фильм - "Москва слезам не верит". Как вы с режиссером Владимиром Меньшовым нашли друг друга?
Черных: Я выиграл конкурс сценариев о Москве. По условиям конкурса Госкино выделяло деньги на постановку фильма, и естественно, что сценарий сразу же приобрел "Мосфильм". Сам я в это время работал в Казахстане с режиссером Алексеем Сахаровым над картиной "Вкус хлеба" - об освоении целины. Владимир к тому времени уже исполнил главные роли в двух фильмах по моим сценариям - "Человек на своем месте" и "Собственное мнение" - и снял "Розыгрыш". Сценарий "Москвы..." ему предложила - и не ошиблась в выборе - моя супруга, опытнейший киноредактор Людмила Кожинова. Наша совместная работа с Владимиром оказалась плодотворной. Толковые предложения он вносил, не нарушая стилистику сценария.
и: Кто из главных героев "Москвы..." вам наиболее близок?
Черных: Естественно, Гоша, потому что я писал его с себя. Вернее, я тот Гоша, каким хотел бы видеть себя, особенно в исполнении Алексея Баталова. И я уверен, что Гоши в жизни есть и всегда будут. Но и в Кате Тихомировой есть частичка меня. Кроме беременности, конечно... Своим персонажам я обычно даю имена и фамилии близких друзей или родственников. У моей мамы было пять сестер, и женские персонажи "Москвы..." названы их именами. А Гоша, Георгий - имя моего сына. Но, заметьте, я никогда не называл ни одного из своих героев Валентином...
и: Вы влияете на выбор актеров?
Черных: Когда сценарий уже запущен в производство, от сценариста мало что зависит. Например, я порой был недоволен тем, как Катю играет Вера Алентова. Мне казалось, что в первой серии она слишком взрослая для роли недавней школьницы. Но она - жена режиссера, спорить было невозможно. Зато во второй серии Вера была очень убедительной... Я писал на Евгения Матвеева ("Любовь земная" и "Любить по-русски"), на Николая Еременко ("Сын за отца"), на Лидию Смирнову ("Красиво жить не запретишь"), на Веру Глаголеву ("Выйти замуж за капитана"). Писать для конкретных актеров гораздо легче.
и: Звездную роль Брежнева вы создали специально для Сергея Шакурова?
Черных: Эту роль Сергей Каюмович добыл себе сам. Я знал его еще по фильму "Вкус хлеба". Блестящий актер. Режиссеру Сергею Снежкину я рекомендовал Шакурова на роль академика Чазова. Но на пробах Сергей Каюмович показал нам такого Брежнева, что другие кандидаты отпали.
и: Чем привлекательна для вас фигура Брежнева?
Черных: Он мой современник. Его приход во власть был закономерным для Советского Союза. Страна устала от диктатуры Сталина и сумасбродности Хрущева. Но Леонид Ильич совершил ошибку. Он пересидел на своем месте, смена власти не случилась, и начался застой, из которого мы не можем выбраться и сегодня. И после Ельцина России был нужен твердый лидер - Путин, потому что страна понеслась вразнос.
и: Лет пять назад вы обещали написать сценарий об Иване III - показать, как личный мотив мести за отца оказался стимулом стать могущественным правителем. И еще вы говорили о "Степане Разине"...
Черных: Я по-прежнему хочу написать об Иване III. Это тип человека очень русского. Со всеми русскими доблестями и подлостями того времени, да и нашего тоже. А "Степан Разин" не получился. Заказчики хотели фильм, подобный кино о трехстах спартанцах. Думаю, мы еще не нашли свою матрицу исторического фильма. Старые матрицы - "Суворов", "Нахимов", "Ушаков" - сегодня не смотрятся, а новые, типа "1612", пока не получаются. Мы пока не готовы к созданию исторических блокбастеров. На мой взгляд, сегодня огромным успехом будет пользоваться фильм, в котором о современных лидерах расскажут как о реальных людях. Со всеми сложностями в их биографиях.
и: Значит, сейчас у вас на рабочем столе...
Черных: Вы знаете, я с возрастом стал суевернее. Уже сколько раз было - расскажешь о каком-то замысле, и обязательно все сорвется. Но я по-прежнему работаю каждый день. Пишу, правда, больше прозу. За последние десять лет у меня вышло восемь книг.
и: И вам не хочется повторить триумф "Москвы..."?
Черных: В то время к "Оскару" относились спокойнее, да и сразу после фильма хотелось отдохнуть друг от друга. Потом пытались что-то сделать, но не получилось... Так сложилось, что "Москва..." - самый известный фильм в моей биографии. Но моя любимая картина - "Культпоход в театр" Валерия Рубинчика. А "Оскар" не только у Меньшова есть, у меня тоже. Я его купил в сувенирном киоске в Америке...