Sep 19, 2024 01:01
У М. Артамонова въ его "Исторіи хазаръ" читаю:
Народъ «росъ» Захарія Ритора не былъ славянскимъ, но благодаря тому, что онъ жилъ въ Поднѣпровье и даже, вѣроятно, ко времени появленія славянъ - въ лѣсостепной полосѣ средняго теченія Днѣпра, связанное съ норманнами имя «русь» быстро и прочно закрѣпилось именно за этой областью. Русью Кіевская земля стала называться не потому что здѣсь обосновалась норманнская русь, а потому, что она до этого была «росской».
<.>
Кто были «росы» Средняго Поднѣпровья, по имени которыхъ эта область стала называться съ указаннымъ выше видоизмѣненіемъ «Русской землей», сказать трудно. Весьма вѣроятно, что именно этимъ «росамъ» принадлежатъ своеобразныя серебряныя вещи, которыя въ видѣ кладовъ находятъ въ этой области и которые, судя по всему, попали въ землю въ условіяхъ вражескаго нападенія въ концѣ VII - началѣ VIII вв. Сюда же относится единственное въ своемъ родѣ Пастерское городище въ Поросьѣ, гдѣ наряду съ такими же серебряными вещами обнаружены остатки жилищъ и массовый бытовой, производственный и военный матеріалъ въ видѣ керамики, желѣзныхъ, въ томъ числѣ земледѣльческихъ, орудій и оружія. Хотя другихъ поселеній и могильниковъ той же археологической культуры пока не обнаружено, можно думать, что она принадлежала народу, если и не съ осѣдлымъ, то с полуосѣдлымъ образомъ жизни. Въ этой культурѣ обнаруживаются, съ одной стороны, нѣкоторыя традиціи Черняховской культуры или, точнѣе, сарматской культуры Поднѣпровья періода готскаго объединенія, и, съ другой, - элементы, роднящіе ее съ салтовской культурой Донца и Средняго Дона болѣе поздняго времени и до нѣкоторой степени съ культурой Дунайской Болгаріи. Въ формахъ среднеднѣпровской культуры VI-VII вв. имѣется много общаго съ современными ей культурами горнаго Крыма и Сѣвернаго Кавказа, гдѣ удержалось населеніе готскаго времени и гдѣ уцѣлѣли нѣкоторыя традиціи сармато-аланскаго происхожденія.
<.>
Вмѣстѣ съ тѣмъ мало вѣроятно, что славяне разгромили народъ среднеднѣпровской культуры. Гибель этой культуры относится ко времени экспансіи хазаръ въ западномъ направленіи. Овладѣвая Причерноморской степью и прилегающими къ ней областями, хазары изгнали болгаръ и положили конецъ существованію «росовъ» въ Среднемъ Поднѣпровье, можетъ быть оттѣснивъ ихъ частично на Донецъ и Средній Донъ.
<.>
Русская лѣтопись относитъ подчиненіе хазарами полянъ къ миѳическимъ временамъ - послѣ смерти основателей Кіева братьевъ Кія, Щека и Хорива, имена которыхъ кстати сказать, не носятъ никакихъ признаковъ славянской принадлежности и могли принадлежать дославянскому населенію Средняго Поднѣпровья.
<.>
Предполагается, что болѣе древніе славяне представлены зарубинецкой культурой, извѣстной въ Среднемъ Поднѣпровьѣ какъ на правой, такъ и на левой сторонѣ Днѣпра. Однако эта культура, относящаяся къ послѣднимъ столѣтіямьь до нашей эры и къ первымъ вѣкамъ нашей эры, въ лѣсостепномъ Поднѣпровьѣ и южной Бѣлоруссіи до сихъ поръ не связывается генетически со славянской культурой и все же свойственна не столько лѣсостепи, сколько лѣсным областямъ Украины и южной Бѣлоруссіи.
<.>
Т.е. изъ этого можно сдѣлать выводъ, что первоначальная Русь была народомъ не славянскимъ, ни норманскимъ (германскимъ), а сарматскимъ (иранскимъ, ираноязычнымъ, аланскимъ).
Далѣе у него читаю:
<.>Петрона безспорно оказалъ содѣйствіе хазарамъ своими техническими совѣтами, но вмѣстѣ съ тѣмъ ясно, что Константинъ Багрянородный сильно преувеличилъ его роль въ сооруженіи Саркела. По всей вѣроятности, постройка Саркела была отнюдь неглавной задачей Петроны; помощь хазарамъ въ строительствѣ крѣпости могла послужить только прикрытіемъ для основной цѣли, которую преслѣдовала его миссія. Она заключалась въ ознакомленіи на мѣстѣ съ той новой обстановкой, которая сложилась въ Хазаріи послѣ утвержденія тамъ іудейства, и въ Восточной Европѣ въ цѣломъ въ связи съ появленіемъ мадьяръ и формированіемъ Русскаго государства на Днѣпрѣ.
<.>
Петрона блѣстяще справился съ задачей и, возвратившись въ Константинополь, представилъ проектъ мѣропріятій, которые необходимо было осуществить въ связи съ новыми политическими условіями. По его предложенію Херсонъ былъ преобразованъ въ ѳему, а самъ Петрона былъ назначенъ ея стратигомъ.
<.>
Если учесть, что нападеніе Руси во главѣ съ княземъ Бравлиномъ на южное и восточное побережье Крыма, «отъ Корсуня до Корча», произошло до построенія Саркела, то одного этого было бы вполнѣ достаточно, чтобы привлечь вниманіе и Византіи и Хазаріи къ новой грозной силѣ, появившейся въ Восточной Европѣ. Это нападеніе охватило не только сравнительно ограниченные греческіе владѣнія въ Крыму, но и области этого полуострова, находившіеся во власти хазаръ. Извѣстно, что въ Сурожѣ (Сугдеѣ) въ это время сидѣлъ хазарскій намѣстникъ Юрій Тарханъ. У хазаръ и Византіи были всѣ основанія опасаться, что на этом роль Руси не кончится, и озаботиться организаціей эффективной защиты отъ новыхъ нападеній этого врага.
<.>
Необходимо пояснить, что Петрона былъ Ромѣйскимъ чиновникомъ, близкимъ къ Императорской семьѣ, помогавшимъ Хазарамъ строить Саркелъ.
-- Можно предположить, что созданіе Русскаго государства (со столицей на Днѣпрѣ) было реакціей русскаго и славянскаго населенія западныхъ владѣній Хазаріи на іудаизацію (возведеніе іудаизма въ рангъ государственной религіи со всѣмъ изъ того истекающимъ).
Предысторія,
Хазарія,
мысли вслухъ,
Исторія,
Россія,
размышленiя