"Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой !"
Пьер-Жан Беранже.
Есть здания, которые изменили ход архитектурной истории. Одним из них был Хрустальный дворец.
В те времена, когда в школе изучали роман Чернышевского "Что делать ?", я совсем не догадывалась, что сны Веры Павловны о светлом будущем имели вполне реальную основу. Николай Гаврилович не сочинял сайенс-фикшн, он описывал здание, которое видел наяву.
Вспомним его описание, чтобы сравнить вымысел и реальность.
"Здание, громадное, громадное здание, каких теперь лишь по нескольку в самых больших столицах, -- или нет, теперь ни одного такого! Оно стоит среди нив и лугов, садов и рощ...( оно действительно стояло в парковой зоне) ..Сады, лимонные и апельсинные деревья, персики и абрикосы, -- как же они растут на открытом воздухе? О, да это колонны вокруг них, это они открыты на лето; да, это оранжереи, раскрывающиеся на лето. ( оранжерея упомянута неслучайно) ...Но это здание, -- что ж это, какой оно архитектуры? Теперь нет такой; нет, уж есть один намек на нее, -- дворец, который стоит на Сайденгамском холме: чугун и стекло, чугун и стекло -- только. Нет, не только: это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром; оно образует вокруг него широкие галлереи по всем этажам. Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, -- а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей! Его каменные стены -- будто ряд пилястров, составляющих раму для окон, которые выходят на галлерею. Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? серебро? платина? Да и мебель почти вся такая же, -- мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и полы? "Попробуй подвинуть это кресло", -- говорит старшая царица. Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. Но что ж это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь уж есть такие серьги, брошки, да, Саша говорил, что, рано или поздно, алюминий заменит собою дерево, может быть, и камень. Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. И какие ковры на полу! Вот в этом зале половина пола открыта, тут и видно, что он из алюминия. "Ты видишь, тут он матовый, чтобы не был слишком скользок, -- тут играют дети, а вместе с ними и большие; вот и в этом зале пол тоже без ковров, -- для танцев". И повсюду южные деревья и цветы; весь дом -- громадный зимний сад."
Такой была архитектура будущего в снах, но она уже была реальностью.
Можно почти наверняка предположить, что во время своего пребывания в Лондоне Чернышевский видел Хрустальный дворец (The Crystal Palace), который в то время находился уже не в в Гайд-парке (Hyde Park), а был перенесен в Сиднем-Хилл (Sydenham Hill).Чернышевский приехал в Лондон в 1859 году в первую очередь увидеться с Александром Герценом, но вряд ли мог пропустить такое эпохальное событие, как Всемирная выставка. Здание Хрустального дворца произвело, судя по книге, сильное впечатление.
И это понятно. Оно было необыкновенным и огромным. Прототипа ему не существовало, это была революционная архитектура, подходящая для революционных идей.
Всемирные выставки имеют длинную историю. В 1798 году в Париже была выставка промышленных товаров и продуктов Франции. Парижские выставки знамениты, особенно выставка 1900 года. Однако первая Всемирная Экспо прошла в Лондоне в 1851 году, она называлась "Великая выставка промышленности всех наций", в ней участвовало 25 стран и её посетило порядка 6 миллионов человек за 6 месяцев работы, четверть населения Британии и большое количество иностранных гостей. Выставка отразила расцвет Британской империи, размах возможностей государства и её строительных успехов.
В индустрию тогда верили, успехи промышленного развития внушали оптимизм и веру в светлое будущее человечества, Чернышевский был не одинок. Индустрия "объединит человечество", - так мечтал в 1850 м году принц-консорт Альберт. Люди искренне ожидали от индустрии решения всех мировых проблем. У принца Альберта появилась идея осуществления Всемирной выставки еще и потому, что он хотел продемонстрировать успехи Англии на международной арене. Показать другим пальцы рожками.
"Хрустальный дворец" видел в 1862 году другой писатель, Федор Михайлович Достоевский, который был в Лондоне 8 дней в июле и тоже встречался с Герценом. Затем, после путешествия он написал "Зимние записки о летних впечатлениях" и там упомянул о дворце: "Сити с своими миллионами и всемирной торговлей, кристальный дворец, всемирная выставка... Да, выставка поразительна. Вы чувствуете страшную силу, которая соединила тут всех этих бесчисленных людей, пришедших со всего мира, в едино стадо; вы сознаете исполинскую мысль; вы чувствуете, что тут что-то уже достигнуто, что тут победа, торжество."
Однако что-то в его душе противоречило торжеству индустриальной мощи. Прогресс всегда и радует и устрашает. В романе "Преступление и наказание" он называет "Пале де Кристаль" кабак, в котором сидел Раскольников и читал газетную заметку об убийстве старушки-процентщицы.
В "Записках из подполья" Достоевский пишет:"В хрустальном дворце оно и немыслимо: страдание есть сомнение, есть отрицание, а что за хрустальный дворец, в котором можно усумниться? "
Кристальная идеальная красота и величие дворца словно противостоят идее очищения души через страдания.
Архитектурное решение Хрустального дворца поразило не только писателей, оно положило начало новому архитектурному стилю. И если сейчас архитектор строит какой-нибудь торговый центр вроде этого в нашем Купчино, то в его подсознании сидит Хрустальный дворец.
Но у всякой истории есть предыстория.
Базой для создания Хрустального дворца послужила высокоразвитая английская индустрия. В основе проекта лежит применение самой простой и рациональной системы производства сборных элементов - серийное изготовление стандартных частей.
Автор проекта Джозеф Пакстон применил систему соединения "гребень, входящий в паз", которая была использована им в конструкции теплиц для защиты тропических растений в Чатсворте в 1837 году.
Есть что-то удивительное в том, что архитектурную историю так обогатил человек, не связанный с архитектурой. Архитектура того викторианского времени была увесиста, добротна и никто даже не мог помыслить строить здание со стеклянными стенами. И многие не видели поначалу никакой красоты в сооружении Пакстона, уж очень был новаторским подход приспособить для таких нужд обычную оранжерею и построить её в таких размерах: 43 метра высотой и 549 метров длиной.
Пакстон был не архитектор, а садовник, сын фермера, он учился на садовника в Садоводческом обществе Чизвика, лондонского предместья, а затем попал к герцогу Девонширскому. Талантливый молодой человек стал строить теплицы и уже в 1837 году ( ему тогда было 34 года) построил Великую оранжерею, бывшую на тот момент самым большим стеклянным зданием в мире. Терморегуляцию обеспечивали восемь котлов и 11 километров труб. Недостатком сооружения была дороговизна обслуживания (в 1923 г. оранжерею снесли).
Оранжереи не были, разумеется , придуманы Пакстоном, их уже сооружали, в 1833 году была построена оранжерея парижского Сада растений архитектором Шарлем Руо де Флери (Charles Rohault de Fleury), которая стала первым сооружением исключительно из стекла и металла. Шарль Руо был как раз не садовник, а дипломированный архитектор, закончивший парижскую Эколь Политехник.
Когда Джозеф Пакстон строил оранжерею в Дербишире, он использовал подобную конструкцию из двух сводов, расположенных один над одним. Однако для дворца он применил другие конструктивные решения.
Пакстон был честолюбив, поэтому решил участвовать в конкурсе на проект здания для Всемирной выставки.
13 марта 1850 г., примерно за год до открытия выставки, комиссия по ее строительству объявила конкурс на лучший проект выставочного павильона. По условиям конкурса это временное здание должно иметь простую планировку и экономичную конструкцию, допускающие его быстрое возведение, разборку и увеличение полезной площади, Здание должно быть одноэтажным, собрано из огнестойких материалов, с освещением через крышу и занимать площадь около 8 га. Ни один из представленных 245 ти проектов не подошел, но уже после окончания конкурса Пакстон добился, чтобы рассмотрели его проект.
Сохранился его факсимильный эскиз будущего дворца. Как видите, он отличается от сегодняшних гладеньких компьютерных картинок, но погодите улыбаться, сначала постройте такое же в такие сроки таких размеров.
Пакстон действовал обдуманно. Он завоевал расположение влиятельных членов парламента и комиссии, а также широкой публики, с тем чтобы к его проекту отнеслись благосклонно. Комиссия официально приняла его проект 26 июля 1850 г. и заявку на подряд от фирмы Fox and Henderson.
Любопытно, что в собственной оранжерее он нашел идею конструкций Хрустального дворца. В 1836 году около Джорджтауна был найден цветок, который позднее был описан английским ученым доктором Линдсли и назван в честь королевы Виктория Регия.
Модный цветок стали содержать и в Дербишире, именно её разглядывал Пакстон и увидел в жилках её листьев подсказку идеи конструкций дворца. Листья растения, несмотря на свою небольшую толщину, способны выдержать тяжесть человека благодаря тому, что поверхность листа усилена прожилками.
Толстые прожилки листа ветвятся и сеть тонких прожилок связывает весь лист в прочную структуру. Точно так же Пакстон применяет крупные строительные балки, от которых отходят распорки, а от них более тонкие связи. Такая конструкция обеспечила легкость сооружения и прочность одновременно.
Хотя, между нами, девочками говоря, у каждого англичанина есть перед глазами Вестминстерское аббатство для вдохновения, с его воздушным светлым интерьером.
И композиция здания недалеко ушла от средневекового храма с нефом и розой на фасаде.
На этом портрете 1850 года Пакстону 47 лет и он в преддверии строительства главного здания своей жизни.
Пакстон мечтал об эпохальном сооружении, которое несмотря на гигантские размеры выглядело бы легко и изящно. Такие примеры мы уже встречали во времена готики, когда камень был ажурным, а витражи заполняли собой большие проемы. Идея появилась в другое время в другом материале - это был металл. Применение стекла вместо камня было экономичным вариантом.
. Проект здания был привязан к единому стандартному элементу: листу стекла максимального размера. В те времена самая большая длина листового стекла равнялась 1.25 м. Листы стекла для Хрустального дворца были выпущены бирмингемской фабрикой братьев Чанс.
Уже в то далекое время Пакстон оказался в состоянии разделить все здание на части посредством простой системы малых сборных элементов заводского изготовления. Это были деревянные рамы для стекол, железные решетчатые балки, на которые опирались листы стекла, а также чугунные опорные столбы. Деревянные и металлические элементы были изготовлены на разных заводах в Бирмингем и собраны на строительной площадке в Лондоне.
При всем своем совершенстве Хрустальный дворец не был перекрыт сводом, полуциркульный свод в его поперечном нефе имел деревянный каркас и перекрытый пролет в 22 метра был меньше, чем у многих средневековых сооружений.
Зато в целом он был монументален за счет своих размеров. Почти 84000 м2 стекла, т.е. около одной трети всего объема стекла, произведенного в Англии в 1840 г., потребовалось для застекления стен и крыши дворца. Опорами служили 3300 пустотелых чугунных колонн и 2224 несущие балки (как чугунные, так и деревянные). Общая протяженность желобов, на которых покоились своды, составляла около 40 км. Длина всех деревянных переплетов рам стеклянной крыши была 330 км. Объем дворца был немногим меньше 1 млн. м3 Можно себе представить, во что обошлось строительство дворца, если затраты на каждый кубический метр составляли 28 пенсов.
Любопытна крыша, которая представляет собой складчатую конструкцию из стеклянных листов. Пакстон применял стекла под углом в оранжереях, для того, чтобы увеличить количество солнечного света. Видимо, он заметил, что при этом увеличилась прочность крыши. Здесь он больше озабочен именно этим. Такой же рифленой была и стеклянная облицовка стен. Пакстон практически впервые применил стеклянную навесную стену, которую позже стали с таким успехом применять на небоскребах и применяют до сих пор. Пакстон одел металлический скелет своего здания "прозрачной кожей".
Важной констуктивной деталью были горизонтальные фермы с диагональными связями, обеспечивающие жесткость конструкции.
Хрустальный дворец открыл новую эпоху в строительстве, теперь здесь будут главными инженеры.
Светлые просторные галереи дворца стали местом проведения первой Всемирной выставки. Открытие состоялось 1 мая 1851 года, на нем должна была присутствовать королевская чета. После молитвы архиепископа Кентерберийского большой хор исполнил "Аллилилуйю " Генделя. Королева Виктория записала в своем дневнике, что увидела "все мыслимые изобретения". И посетила её не единожды.
Билеты начали продавать за несколько недель до открытия. Если вы собирались придти на выставку не один раз, имело смысл купить сезонный билет за 3 гинеи. По воскресеньям выставка была закрыта, в субботу с утра и до середины дня она была предоставлена немощным и инвалидам, приезжавшим в маленьких экипажах, которых было очень много.
Первой реакцией было изумление перед простором уходящего ввысь пространства, наполненного экспонатами, производившими потрясающее впечатление. Одним из экспертов, приглашенных из Франции, был Гектор Берлиоз. Он ухнул, как индеец из племени могикан, в первый раз войдя в здание. " Я издал английское восклицание, которое не было нужды повторять при повторном посещении, и настолько забылся, что пр третьем визите произнес французское " sacrebleu".
Даже Шарлотта Бронте,известная тем, что боялась толпы, приходила на выставку пять раз:" Это чудесное, возбуждающее, приводящее в смущение зрелище со смешанным духом дворца и торгового зала".
Англичане приезжали посмотреть на всякие новшества. Посередине стоял фонтан высотой в 27 футов из 4 тонн розового стекла. Около фонтана можно было назначить встречу и просто передохнуть в прохладе. Была специальная полиция выставки, комната для потерявшихся детей. Алкоголь не продавали, но были прохладительные напитки от компании Schweppes. Позже, после порядочных боев был разрешен алкоголь. И впервые были специальные кабинки, где за один цент можно было решить свои интимные проблемы, что было шагом к цивилизации. Туалеты приносили доход в 1000 фунтов в год.
В воспоминаниях о детстве одного из посетителей самым ярким оказалось посещение буфета: " Именно здесь я в первый раз попробовал мороженое, и оно оказалось восхитительно большим. Мороженое, выложенное чередующимися розовыми и белыми вертикальными полосками, подавали в стаканах. Бутылки содовой воды с круглым дном тоже были новинкой... Кто-то из родителей должен был решить, сколько потратить на ланч, чай или обед, а потом заплатить все сразу в окошко, получить на все чеки и отдать их официанту, который приносил соответствующую еду". Вот они, зачатки фаст-фуда.
Здесь нашлось место и для бассейна с Викторией Регией, вдохновительницей.
На выставке половина площадей заняла сама страна-устроительница, хвастающаяся своими промышленными достижениями.
Тут стоял гидравлический пресс Стивенсона, поднимавший трубы моста весом более тысячи тонн при том, что прессом управлял всего один человек. Тут были счетные машинки офисных клерков, была печатная машина, печатавшая Illustrated London News в количестве 5 тысяч экземпляров в час.
Были текстильные и сельскохозяйственные машины, паровой молот, ранние версии будущих велосипедов, паровые двигатели и шорные коляски. Королева Виктория, открывшая выставку 1 мая, записала в своем дневнике, что увидела "все мыслимые изобретения". И посетила её не единожды.
Другие страны постарались чем-то себя представить. Канада прислала пожарную машину, Индия трон из слоновой кости и убранство слона раджи, для того, чтобы его экспонировать, пришлось притащить чучело слона из музея Лондона.
Франция составила конкуренцию по многим позициям, особенно в области вкуса и красоты. были представлены роскошные гобелены. севрский фарфор, шелка из Лиона, лиможские эмали и мебель. Французская скульптура. .В соответствии с одним из непостижимых правил, выработанных Комиссией,на Выставке не могла быть представлена живопись, но скульптура разрешалась, и статуи производили неизгладимое впечатление. Можно ли забыть статую принца-консорта, одетую греческим пастухом ?
Один из посетителей выставки с севера страны подробно описал свой визит в Лондон, дополнив его газетными статьями и фотографиями, заботливо вклеенными в красивый томик в кожаном переплете. Ему доставили "большое удовольствие скульптуры, в особенности, задрапированные женские фигуры. Драпировка была уложена так, что казалась прозрачной, к тому же в Ньюкасле видишь не так много обнаженных женщин". Он был не единственным, кто получил удовольствие, созерцая женские статуи. Один американский скульптор прислал очаровательную скульптуру греческой рабыни, обнаженной, если не считать хитроумно расположенной цепи.
Когда выставка переехала в Сиднем, начались бои из-за скульптурной обнаженки.
Собрание епископов поставило под сомнение наличие обнаженных статуй. Внимание переместилось в грудастых греческих рабынь на мужские статуи, на которых не было даже намека на цепь. Они утверждали, что такое зрелище уничтожит" природную скромность, одну из опор Добродетели... которую сама природа поставила на пути греха". Открытие выставки в Сиднеме было под угрозой, епископы потребовали исправления классических слепков: " удаления частей, которые в жизни должны быть прикрыты, хотя... также хотелось бы, чтобы был использован обычный фиговый листок" - неясно только, после "ампутации" или вызывающий возмущение орган мог быть просто прикрыт. Несмотря на отчаянные поиски гипсовых фиговых листков, 50 статуй в день открытия оставались "неисправленными". Если подумать, у епископов были основания для протеста. Женскую анатомию выше талии можно было разглядывать каждый вечер в опере и во всех общественных зданиях Уайтхолла. Мужчины могли видеть обнаженных проституток, но у женщин не было подобной возможности. Респектабельные супруги вступали в супружескую связь одетыми в длинные ночные рубашки. Замечательные скульптурные образчики и впрямь могли ввести в искушение !
Российские экспонаты прибыли с опозданием, так-как отправлялись через Балтийское море, на котором долго держался лед. Были привезены огромные вазы из малахита и фарфора в два раза выше человеческого роста, русские меха, сани.
Швейцария выставляла золотые часы.
Среди экспонатов был знаменитый алмаз Кохинор. Он лежал в специальном сейфе и был освещен, но не сверкал, потому что был еще не обработан, поэтому зрители были скорее разочарованы. Бриллиант был получен в 1850 году после англо-сиксхских войн 1845-49 годов и аннексии Пенджаба. Его прежняя владелица, жена шаха Шуджи, когда её попросили оценить бриллиант, ответила:" Если силач бросит четыре камня, на север, на юг, на восток и на запад, и если все пространство между ними заполнить золотом, то всё оно по ценности не сравнится с Кохинором". Позже он был огранен и украсил собой королевскую корону.
На выставке попадались и курьезные выставочные образцы, не отличающиеся хорошим вкусом, скорее расчитанные на низкий вкус толпы. Например "шедевр" таксидермиста из Германии - чучела котиков, пьющих чай. Судя по рисунку, это выглядело так. Котики рулят.
Сначала посещение выставки стоило 3 фунта для мужчин и 2 фунта для дам. Выставку посетили обеспеченные люди, приезжавшие на своих колясках.
После 24 мая организаторы решили зарабатывать на всех слоях населения и цены были снижены до шиллинга.
Туристическая фирма Thomas Cook организовала специальные экскурсионные поезда. Кук, знакомый нам по стихам Маршака:"Есть за границей контора Кука. если вас одолеет скука и вы захотите увидеть мир, остров Таити, Париж и Памир..."
Народ повалил тысячами.
Не менее эпическим было перемещение выставки в Сиднем, всё нужно было разобрать и снова собрать. На этот раз здание было поставлено на холм, потребовался мощный фундамент, на этот раз было сделано три трансепта из этих же изящных модулей. В цокольном этаже была устроена система обогрева из труб длиной в 50 миль. Случилось второе открытие, снова с хором в 1800 певцов, поющих Генделя.
К тому времени, как выставка закрылась 11 октября, были не только возвращены вложенные деньги, но и получена прибыль в 186 тысяч фунтов. Бльшая часть денег пошла на создание музеев в Южном Кенсингтоне, Перед Альберт-холлом была сделана золотая статуя принца Альберта, который держал каталог выставки.
После Всемирной выставки дворец активно эксплуатировался. Для четырех поколений англичан он был местом развлечения, центром демонстраций достижений техники и искусства; в нем устраивались концерты и давались обеды. Сохранились описания, как англичане уезжали к нему на целый день на пикник.
Хрустальный дворец успели сфотографировать.
В 1936 году он был уничтожен пожаром. Дворец не удалось спасти, хотя его тушило 88 пожарных машин и 749 пожарных.
Район Лондона, где находился дворец до сих пор называется Crystal Palace и такое же название носит футбольная команда.
Хрустальный дворец породил большое количество зданий, построенных по его мотивам. Сложно было удержаться от такой простой и изящной идеи. Одним из близких и пафосных проектов был аналогичный Хрустальный дворец в Нью-Йорке. В те времена молодая страна старалась копировать новейшие европейские изобретения, догнать и перегнать. Построен он был практически сразу после лондонского в 1852 году. Место между 4 и 5ой авеню,где сейчас нынешний Брайант -парк, было отведено для строительства. Два архитектора - Георг Карстенсен и немецкий архитектор Гильдейместер сделали здание в виде креста в плане и с куполом в 100 футов над средокрестием. Построенная рядом деревянная башня в 315 метров была тогда самым высоким сооружением в Нью-Йорке.
Любопытно, что именно во дворце в 1854 году знаменитый Элайша Грейвс Отис осуществил весьма драматическое представление падения лифта, демонстрируя его безопасность в случае обрыва кабеля.
Дворец сгорел в 1858 году. Потеря здания и имущества в нем была оценена в 350 тысяч долларов.
Проект зала для выставки 1855 года на Елисейских полях, хранится в музее Орсэ
Галерея Виктора Эммануила в Милане. 1867-78гг.
Гран Пале Парижа Шарля Жиро, построенный к Всемирной выставке 1900 года, о нем я рассказывала :
Оранжерея пальм в Вене.
Хрустальный дворец в парке Буен Ретиро в Мадриде, 1887.
Каппели в Хельсинки, построена в 1867 году.
Дворец Александры в Лондоне был открыт в 1873 году, сгорел ( вот участь хрустальных дворцов !) через 16 дней, но был через два года снова отстроен. Alexandra palace ,лондонцы говорят попросту Ally Pally, был ответом северного Хайгейта югу. Лондон очень долго состоял из многих "деревень" и у каждой была собственная гордость и борьба за престиж.
Дворец Индустрии в Торонто, 1858.
Ботанический сад в Бруклине, Нью-Йорк, спроектирован в 1868, построен в 1897-99)
Рынок в Берлине, 1865-68.
Стеклянный дворец в Лейпциге, 1992-1996
Даже такой вот провинциальный ярмарочный холл в Онтарио (1890- 1894), тоже гордо называвшийся Хрустальным дворцом.
Информарт в Далласе. 1985.
Javits center в Нью-Йорке.
Очередное Экспо в Милане 2015 года явит миру новые выставочные павильоны, например мексиканский, который поженил идею здания Утцона в виде ракушек и стеклянный павильон.
А итальянский выглядит совсем фантастически.
Удивительно, но до сих пор никто не превзошел архитектурные фантазии самого Пакстона. Его последователи строили универмаги и торговые павильоны, а он создал невоплощенный проект застекленного проспекта Грейт-Викториан-уэй. Пакстон представил свой план (чертежи не сохранились) отборочной комиссии столичного управления связи в июне 1855 г. Грейт-Викториан-уэй должен был включать железную дорогу и 11-километровый проспект, опоясывающий Лондон, и соединить все проложенные в городе железные дороги, обеспечив более быстрое передвижение по этой трассе. По замыслу архитектора, это сооружение должно было представлять собой заключенный в стеклянные стены коридор шириной около 22 м с полукруглой крышей, достигающей высоты 32 м. Здания должны были находиться по сторонам от стеклянного коридора, с тем чтобы люди могли свободно попадать в магазины, в свои дома и на работу. В то же время такое сооружение дало бы возможность людям укрываться от непогоды. Как бывший садовод, Пакстон уделял большое внимание вопросам, связанным с созданием таких условий в стеклянных зданиях, которые бы были безвредными для здоровья людей, и предложил установить системы кондиционирования воздуха в застекленных коридорах.
Китайский миллионер Ни Чжаосин сделал предложение восстановить на юге Лондона Хрустальный дворец. Предприниматель заявил, что готов вложить в строительство дворца 500 миллионов фунтов (800 миллионов долларов).
Ни Чжаосин планирует построить здание по образцу 1851 года, сохранив все его параметры. Воссозданный дворец бизнесмен собирается использовать как выставочный комплекс, включающий в себя студии, галереи, конференц-залы и отель. Реализация проекта может создать около двух тысяч временных и постоянных рабочих мест.
Бизнесмен заявил, что неоднократно посещал развалины старого дворца во время своих визитов в Лондон. «Каждый раз, когда я приезжал на эти руины, я думал, как бы возродить былую славу Хрустального дворца», - сказал Ни Чжаосин.
Проект пока остался проектом, есть какие-то недоговоренности с жителями района, но как знать, может быть мы увидим снова воочую Хрустальный дворец, как сбывшийся сон Веры Павловны.