Граф в дамском романе

Nov 08, 2011 01:01



SoR
Благодаря чудесному поезду ICE Sprinter вместо прибытия за десять минут до поезда на Потсдам, приехал через десять минут после отхода предыдущего. В результате пересадка на сорок минут, причём после десяти почти всё закрыто. То есть, обратно тот же вариант, что и туда, только запланированный. Спасибо, Дойче Бан, добил очередную часть.
Итак, нисходящая диагональ.

Всё остальное под катом.

Кто догадался, молодец. Для остальных пишу только тут и один раз: Квадрат Романтических Отношений выводится из трёх принципов: контраст, конфликт, баланс.

Конфликт - это основа. Без конфликта нет развития, нет целей, нет смысла. Без внешнего конфликта нет сюжета, нет противостояния и борьбы. Без внутреннего нет глубины и роста. Да, в женской прозе полно произведений, где всё мило, ровно, спокойно и бесконфликтно. Вот только там нет мужчин, и одна из основных идей - женское счастье возможно и без сильного пола.

Контраст нужен, чтоб аудитория различала героев. Если они говорят похожими фразами об одном и том же, если в одной и той же ситуации они поступят также, если их цели и задачи тождественны, то незачем было делать двух персонажей вместо одного. Разве что для массовки в гареме одну роль расщепляют на несколько лиц, которые отличаются только мелкими заскоками, не относящимися к любовной линии.

Баланс делает произведение интересным. Если герой круче, сильнее, умнее и красивее всех, любой конфликт будет банальным. Такой расклад проходит только в индийском кино, где все поют и плящут, а предсмертный танец длится пять минут. Если герой слаб, а враги сильны, авторам приходится расставлять по кустам рояли. Не то, что приём совсем жульнический, но при частом употреблении он быстро надоедает. А вот, если герои и злодеи равны, у каждого свои недостатки и достоинства, их борьба вызывает интерес и сочувствие.

На схеме у прямых связей и светлых фигур нет внутреннего конфликта, у зигзагообразных линий и тёмных конфликт есть. Ещё раз, имеется ввиду внутренний конфликт (девушка чувствует себя королевой, но вынуждена работать официанткой, или двое постоянно соревнуются, мешая любовь с конкуренцией). Если внутреннего конфликта нет, то всегда можно наложить внешний (он хочет жениться, но мама не разрешает). На схеме такие конфигурации не обозначены, так как это что угодно (например, педагогика), но не романтика.

Конфликты рассматриваются только в мире произведения. Предыстория значения не имеет, даже если герои десять лет до первой строчки первой главы разбирались в своих чувствах, важно какая расстановка у них в первом акте. То же и с бывшими любовниками. Прошедшее - в прошлом. Оно задаёт только стартовые условия.

Нисходящая диагональ - это бесконфликтная любовь людей, не терзаемых сомнениями и вопросами. Банальная конфигурация без напряжения и развития. Тем не менее, она применяется очень часто.

Не думайте, что эта схема из романов для блондинок. Там как раз героиня тёмная и в своей любви сомневается до самого финального признания. Нисходящая диагональ - это типичный случай мужской литературы.

Линия без стрелок - это просто дружба или вражда между мужчиной и женщиной. Даже, если дружба подкреплена сексом, к романтике случай не имеет отношения. А вот три оставшихся варианта будут рассмотрены ниже.
Белые любят друг друга




Marionette
Он любит её, она любит его. Всё или известно или выясняется быстро. Полнейшая идиллия.

Конфигурация называется Марионетка

Во всех остальных случаях любовь является борьбой и свадьба - победой. (Победой женского персонажа, конечно). И только взаимная бесконфликтная любовь ставит женщину в положение не охотника, а жертвы.

Они любят друг друга. Но обстоятельства их разлучают. И, обычно, не по вине женской стороны. Тот же Ромео между порывами любовной страсти успевает прикончить родственника возлюбленной. Кстати, Гамлет тоже.

Они любят друг друга. Он уходит учиться, работать, искать сокровища, искать истину, мстить, воевать, просто прошвырнуться. А она ждёт. Ждёт. Ждёт. Как дура сидит и ждёт. Чтоб увидеть, как он вернулся. И умереть. Потому как функция выполнена, и автору она уже не нужна. Особенно, если родила дочку, у которой через год появится прескверная мачеха, которая и начнёт двигать сюжет.

Они любят друг друга. Он сражается с врагами. А потом возвращается к ней. И они трахаюся. Он ведёт сложные переговоры, переигрывает всех конкурентов, выводит бизнес на небывалую высоту. А потом возвращается к ней. И они трахаюся. Он упорно тренируется, уезжает на соревнования, в тяжко борьбе побеждает соперников и выигрывает чемпионский титул. А потом возвращается к ней.

Короче, схема понятна. Марионетка вводится или для жертвоприношения, или для подтверждения делом мужской функции героя.

В отличие от общения с реалистичными женскими персонажами герой застрахован от Где ты шлялся?, Тебе всякая ерунда важнее меня! и, даже, Мог бы хотя бы позвонить.

Любовь марионетки безусловна, абсолютна и непоколебима никаким идиотизмом поведения героя. Но, как уже сказано, это единственный вариант, когда сильный пол имеет преимущества.

Безответная любовь Принца к Принцессе




Vamp
Он любит её. Она этим пользуется. Кто она после этого?

Рассматриваемую конфигурацию назовём скромно: Сволочь. Есть другое определение из соответствующего анекдота, но оно не очень литературно.

Он такой крутой, герой, победитель, красавец, кавалер, гений, джентльмен, добряк, весельчак, тряпка и нытик, но с добрым сердцем. А она его не любит.

И не полюбит. Прямые связи не меняются.

Это было бы ещё простительно, если бы она любила кого-то другого. Тогда бы он благородно... Ради друга... Но на схеме только два персонажа. Так что единственный вариант безответности - это коварство, жажда денег и плохой характер.

Данная конфигурация помогает углубиться автору в изучении вопроса о том, откуда берётся всё зло в этом мире. Герой часто гибнет или сходит с ума.

В произведениях про геройских героев он мучается и проигрывает, пока не понимает, что долг, дружба, победа, работа, мелкий выпендрёжь важнее баб. В финале он переступает через свои чувства и по этой причине выигрывает в финальной битве. Коварная дама скрывается в обнимку со Злодеем до следующей серии, чтобы теперь мстить за то, что Герой её не любит.

Конфигурация также используется в комедиях. Но там под каблуком и чутким руководством, переходящим в материнскую заботу, оказывается как правило персонаж второго плана, который нам не особо интересен.

Безответная любовь Принцессы к Принцу




Whore
Она любит его. Он... Нет, не то, чтобы он её не любит. Он даже готов быть её другом. И проводить с ней время ему нравится. И, когда она его спасает, он ей благодарен. И, если ей удастся затащить его в постель, он особо сопротивляться не будет. Но мужчины - дичь осторожная. Слишком сильный напор их пугает.

Конфигурация Нимфоманка.

Любимый японский вариант. Настоящий самурай и волшебник (*) не опускается до банальных ответных реакций и с благородной нерешительностью наблюдает, как дама его кормит, обслуживает, обхаживает, спасает, вытаскивает из безвыходных ситуаций.

Практически - это версия гарема. То есть тот вариант, когда Принцесса расщепляется на толпу тёток, которые собираются в стаю и устраивают соревнование, кто первым загонит жертву. При этом предмет спора может быть абсолютно непотребного качества. Если женщина хочет что-то доказать, то в первую очередь другой женщине. И добыча трофея просто доказывает превосходство над соперницей.

Кстати, в реальной жизни вариант встречается гораздо чаще, чем думают мужчины. Впрочем, мы о литературе и прочих видах повествовательного искусства.

Впрочем, пора закругляться. Организм реагирует на недосып бодро, но слегка удивлённо. Если что-то ещё вспомню, пойдёт отдельным постом.

Здесь разве только отмечу, что в третьем варианте редко встречаются сексуальные сцены. По крайней мере у японцев.

Если в первых двух случаях в совершенно боевых и соревновательных по жанру текстах присутствует эротика вплоть до хентая, то в третьем очень много намёков, очень много пикантно-двусмысленных моментов. Но вот до дела не доходит. Герой до конца остаётся стойким в своей нерешительности и в случае гарема ещё и в боязни выбрать.

На этом с нисходящей диагональю закончим. Ещё раз спасибо всем, поучаствовавшим в обсуждении картинок

(*) для тех, кто в теме, ссылка на пятый эпизод великолепного Boku wa Tomodachi ga Sukunai. Как создатели аниме не старались, но исходный материал настолько хорош, что его не испортить.

screenplay, writing, ru, psychology

Previous post Next post
Up