Граф в дамском романе

Apr 03, 2017 12:12


Квадрат романтических отношений

Наконец-то собрался и напечатал это. The Square of Romance (SoR). Прошу любить и жаловать.

Это не учебник, а заметки в дневнике. Ниже стоят общие определения и принципы. Подробности и объяснения некоторых моментов можно посмотреть по ссылкам в конце поста. Этот текст будет исправляться и добавляться. Частные случаи будут разбираться в следующих постах.

Чтоб не раздражать посетителей, которым это не интересно, дальше описание спрячу под кат. Остальные посты будут тоже обрезаться после аннотации.

Таблица с описанием ролей стоит ниже. Отрезки с зигзагам - отношения с внутренним конфликтом, в частности: конкуренция, вражда, "сложные" или меняющиеся чувства. Прямые отрезки - отношения без внутреннего конфликта. Глупость и внешние обстоятельства конфликтом самих отношений не являются. Также как не является им и любимый вопрос дамского романа А любовь ли это?

Все связи и роли потенциальны. В тривиальном варианте герой с героиней и между ними одна связь. В полном только персонажей первого плана можно сгенерировать шесть штук.

Любовь, ненависть или вражда могут быть односторонними или двухсторонними. В банальном случае начальная конфигурация (описанная в первом акте) остаётся неизменной до финала. В интересных произведениях характер отношений меняется, также меняются Золушка (Cinderella) и Проклятый Принц (the Cursed Prince). Остальные герои могут меняться, но это уже усложнённое применение схемы, на которое авторы обычно не идут.

Отношения с конфликтом, как правило, меняются на протяжении сюжета. Бесконфликтные отношения сдержаны внешним конфликтом или глупостью. Так нисходящая диагональ Принц (the Prince) - Принцесса (the Princess), представляющая из себя любовь равных, ни в одном тексте кроме светской хроники не встречалась без неразрешимого внешнего конфликта. Обычно её используют для трагедий, убивая Ромео и Джульетту. В мыльнооперной версии потенциальные любовники просто разбегаются, выяснив, что родители от них скрывали правду, и на самом деле они - родные брат и сестра.
Полностью активированный квадрат

Наиболее выгодная для развития сюжета линия - это восходящая диагональ от Золушки к Проклятому Принцу. В полностью активированной схеме, кроме неё присутствуют односторонняя любовь Принца к Золушке и односторонняя любовь Принцессы к Проклятому Принцу. Соответственно по горизонталям активированы конфликты.


В банальных вариантах Принц и Принцесса просто внешние факторы, пытающиеся разорвать восходящую диагональ. В приличных вариантах вертикали с диагоналями - это явная конкуренция за объект любви. В сложных вещах (которые встречаются гораздо реже) кроме чистой любви работают другие факторы. То есть вполне вероятным будет финал вроде такого: Она его не любит, но он хороший человек, поэтому она останется с ним. Также в небанальных вещах между Принцем и Проклятым Принцем, а также между Золушкой и Принцессой по горизонтали идёт конкуренция на равных.

В дамском романе, где всё заканчивается хорошо, авторша может активировать нисходящую диагональ и в качестве утешительного приза подарить друг другу Принца и Принцессу.
Разворот по нисходящей диагонали

В принципе, четыре основных роли достаточны для создания романтических историй любой длины и любой степени сложности.

Часто авторы не могут сделать Принца и Принцессу полноценными, поэтому множат персонажей под одной ролью. Например, гарем получают, поделив роль Принцессы между многими женскими персонажами. Наделять один персонаж в толпе различными качествами не выгодно, так как аудитория начнёт путаться. Как правило, при делении психология становится плоской и полноценный сложный человек превращается в толпу картонок: Психованная, Зубрила, Нимфоманка, Застенчивая, Дура.

Короче говоря, добавление персонажей в любовные отношения превращает драму в балаган. Исключение из этого правила мне известно только одно. В достаточно длинных вещах к четырём основным персонажам могут пристроиться Невезучий Принц (The Unfortunate Prince) и Невезучая Принцесса (The Unfortunate Princess).


Невезучая Принцесса безответно любит Принца, который безответно любит Золушку, которая занята отношениями с Проклятым Принцем. По сути дела, это уже не конкуренты в романтических отношениях, и в основном такую схему используют чтоб Невезучая Принцесса портила жизнь Золушке. Часто она просто пытается устранить конкурентку физически, надеясь завладеть вниманием Принца после золушкиной смерти. С другой стороны её трагическая любовь удачно оттеняет счастье Золушки. В особо циничных вариантах авторши вводят дополнительных героев только для того, чтоб пристроить отвергнутых Принца и Принцессу. То есть, в финале образуется три пары по восходящим диагоналям. Но, подозреваю, даже самые романтические особы в подобное не верят.
Таблица ролей

Описание ролей для SoR IconNameDescription
Cinderella
Золушка, также известная как Обычная Девушка, является самым любимым женским персонажем. В процессе развития сюжета она претерпевает превращение и выходит на уровень Принцесс. Большинство Золушек не обладают никакими позитивными чертами. Практически они выезжают на доброте, любви и скромности. То есть, герой ценит те качества, которые может изобразить любое существо женского пола.

В большинстве случаев развитие Золушки чисто внешне и аналогично произведённому феей в одноимённой сказке. Особенно на это упирают американские авторши. В современном варианте для превращения любой замухрышки в принцессу необходимы: массаж, чистка кожи, парикмахер, смена очков на контактные линзы, покупка одежды и макияж. На мой взгляд, мало какой сюжет чего-то потеряет, если обойтись без всего этого, но мой взгляд слишком мужской и рациональный.

С другой стороны, встречаются произведения, где Золушка на самом деле растёт психологически, меняя поведение, цели, ценности и взгляды на жизнь. В частности, этим корейские авторы отличаются от японских.

The Prince
Принц он и есть принц. На белом коне, прямо из сказки. Он красив, богат, добр, великодушен. Во многих случаях он не просто богатый наследник, высокопоставленный менеджер или бравый офицер. Частенько под такого героя создаётся маленькая арабская страна или карликовое европейское государство. Думаю, если собрать все произведения американских авторш, Европа будет усеяна мелкими королевствами плотнее, чем княжествами во времена средних веков.

Принц не меняется. Его любовь возникает сразу и не претерпевает на протяжении сюжета изменений. Само существование какого-то развития сдерживается только двумя факторами: глупостью, когда он не может понять своего чувства, и долгом, когда он не может сблизится с Золушкой из-за внешних факторов. Вот тут и приходят на помощь обязанности перед страной и короной.

Как правило, положительный и идеальный Принц не имеет никаких шансов, если у него появляется конкурент в виде вредного, наглого, циничного и т.п. Проклятого Принца. В большинстве случаев тот уже в самом начале забирает первый поцелуй Золушки, а в финале и её саму. Но бывают исключения. Впрочем, с точки зрения рациональной, Принц всегда выступает вариантом благополучного брака. Однако о будущем в романтических историях думать не принято.

The Cursed Prince
Проклятый Принц красив, богат, благороден. Но у него есть серьёзные недостатки. Как и следовало ожидать, основной и наиболее частый: он не любит Золушку.

Обычно вначале он ведёт себя как свинья, игнорируя Золушку или просто над ней издеваясь. Но в процессе его чувства меняются. Особенно мало у него шансов выкрутиться, если в первой части он Золушку случайно или специально ударил.

В хороших произведениях Проклятый Принц имеет кучу психологических проблем и Золушка разбирается с травмами прошлого, постепенно выправляя его психику. Иногда Проклятого Принца лечат внешние обстоятельства, но большинство авторов не отдают это на волю случая, оставляя контроль в чутких женских руках.

Есть особый случай инвертированной расстановки, когда Золушка богата и благородна, а Проклятый Принц беден и стоит внизу социальной лестницы. Естественно, всё внешнее неблагополучие компенсируется личными психологическими и моральными качествами. Впрочем, часто автор к финалу дарит Проклятому Принцу и деньги, и власть, возводя его на достаточный для брака уровень.

По сути дела тут работает симметричность квадрата. При развитии этой ситуации происходит поворот по половым ролям, когда герой становится Золушкой, а Принца играет женский персонаж. Впрочем, эта комбинация встречается только в комедиях.

The Princess
Принцесса красива. Нередко богата и умна. В чистом виде встречается в трагедиях в паре с Принцем или в комедиях в паре с Заколдованным Принцем. В этом случая она добрая, романтичная, любящая. То есть такая, какой была бы Обычная Девушка, если бы родилась красивой или богатой.

В остальных случаях Принцесса является конкуренткой Золушки. Как следствие, её моральные качества оказываются не на высоте. В самом безобидном случае она просто тупая подруга, не понимающая, что Золушка любит того же мужчину и была бы с ним счастлива, если бы не прятала свои чувства, чтоб не разрушить дружбу с Принцессой. В жёстком варианте Принцесса пытается Золушку устранить физически. В упомянутой сказке Принцесса триедина в лице мачехи и её дочерей. Впрочем, сочетания мачеха с дочкой встречается довольно часто и в схеме его лучше рассматривать просто как волевую и исполнительную части роли.

В менее примитивных вариантах Принцесса выступает проклятьем, которое из-за вопросов чести или из-за прошлых любовных отношений не даёт Проклятому Принцу сблизиться с Золушкой.

Судьба Принцессы при наличии Золушки часто несчастна или трагична, но не исключается вариант, когда вопросы долга берут вверх и герой уходит с Принцессой, оставляя разбитую любовь и Золушку. С другой стороны, расставание для женского романа не типичны, и в некоторых сериалах читательницы заставляли автора дописать финал. В результате Принцесса ликвидировалась, а Золушка с героем воссоединялись после многих лет ожидания и надежды.

Короче, любая красавица должна оставить попытки, если заметит рядом с любимым невзрачную замухрышку с серьёзными намерениями.

The Unfortunate Prince
Невезучий Принц является вариантом Принца обыкновенного. Разница только в том, что он равнодушен к героине и любит женщину, которая влюблена в героя.

В безобидном варианте Невезучий Принц используется в качестве комедийного персонажа. В жёсткой версии он выступает злодеем, пытающимся получить любовь Принцессы путём устранения Проклятого Принца. Способы устранения выбирает вплоть до физического уничтожения. В этом ему везёт не больше, чем в любви.

Судьба Невезучего Принца трагична и эффектно оттеняет счастливый финал.

The Unfortunate Princess
Невезучая Принцесса является вариантом Принцессы и аналогична Невезучему Принцу по роли и способам использования.

Отличается от собрата по несчастью большим коварством и чаще удачна в достижении своих разрушительных планов. Также, будучи женщиной, имеет шанс хотя бы на физический контакт с Принцем.

Сложно сказать, встречается ли комедийная версия Невезучей Принцессы в дамском романе. Подозреваю, чтоб не раздражать целевую аудиторию, авторы не рискнут высмеивать влюблённую женщину.

Список постов по теме

Мне лень делать всё одним текстом. Да и смысла в этом нет. Здесь будут собираться посты по теме.
Copyright

(CC BY-NC-ND 3.0) vit-r, 2011



This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 3.0 Unported License.

Хотя, желательно ссылаться, а не копировать. Текст будет меняться и дополняться, а множественные сущности старых версий плодить не хочется. Пока что базовая - ссылка на этот пост. В дальнейшем может активирую соответствующий раздел на своём домене. Хотя, скорее всего, тогда основной будет английская или немецкая версия.

screenplay, writing, ru

Previous post Next post
Up