Семья Сопрано: исчерпывающий разбор финала. Часть 4

Sep 19, 2016 09:46

Часть 3


Многие считают, что Тони не был убит, потому что действия MOG не показывают его профессиональным убийцей, судя по тому времени, которое потребовалось, чтобы завалить Тони. Однако, могут быть десятки причин, почему MOG тянул время в закусочной. Возможно, ему нужно точно убедиться, что это Тони, перед тем, как убить его. Возможно, он хотел убедить Тони, что является просто постоянным клиентом. Что более важно, пройдя в уборную, он оказывается позади Тони, откуда проще сделать выстрел. Нет причин, чтобы считать его профессиональным убийцей. Он может быть просто человеком, имеющим обиду на Тони, который пришёл вслед за Тони в Хольстен, а может ему просто повезло встретить Тони там, и он решил убить его в этот момент. В 5-м сезоне, Тони Бландетто самовольно покушался на капитана Фила Леотардо (в качестве мести за убийство Филом Анджело Гарепе) и почти убил его, а также смертельно ранил его брата Билли; конечно Фил и Билли «не ожидали, что это случится». Некоторые возражают, что MOG не мог знать, что Тони и его семья будут в Хольстене. Этот аргумент подразумевает, что Чейз позаботился о том, чтобы донести эту информацию до аудитории. Однако, Чейз никогда не объяснял, как Бакала или Джеки младший были найдены убийцами. Чейз не ставит на первое место реалистичность сцены. Он заинтересован в создании самой эффектной и тревожной сцены из тех, которые он создавал. Есть десятки других покушений в сериале, которые не до конца реалистичны. Фил застрелен на глазах у полудюжины свидетелей (да и половина заправок оборудованы камерами). Сильвио стреляет днём на глазах свидетелей в десятках машин, проезжающих по шоссе возле Бада Бинга. В последнем сезоне, Джерри Торчиано застрелен в переполненном ресторане. Ещё в 1 сезоне, Тони застрелил Чаки Синьоре среди бела дня, вытащив пистолет из мёртвой рыбы! Убийство Бакалы двумя убийцами ещё один пример предпочтения Чейзом развлечения в ущерб реализму. Убийцам проще убить Бакалу за пределами магазина игрушечных поездов. В магазине наверняка есть камеры (Бакала рассказывает, как дороги некоторые поезда) и в магазине есть множество свидетелей, включая детей. Однако, если бы они ждали его, чтобы убить снаружи, то мы не стали бы свидетелями захватывающего падения с обрыва игрушечного поезда сразу после убийства Бакалы (не говоря уж об ироничности смерти Бакалы в контексте его детской, невинной любви к игрушечным поездам). Кроме того, если предположить, что убийство Тони было местью за Фила, убитого на глазах его семьи, возможно MOG просто ждёт, пока соберётся вся семья, чтобы они были свидетелями убийства (и это объясняет задержку в исполнении убийства).

Ещё одним аргументом против смерти Тони в конце, является то, что «расплата Тони за свои грехи» совсем не в стиле Дэвида Чейза. Взгляните, однако, на историю сериала. Плохие парни в конце «получают по заслугам». Хотя это и не всегда происходит так, как можно было бы ожидать. Обычно мы не видим там достижения справедливости традиционным путём (например, в тюрьме). Обычно это преждевременная, насильственная смерть Ричи, Ральфи, Тони Би, Майки Палмиси, Юджина, Вито, Фила Леотардо, Кристофера, Большого Пусси, Джеки младшего, Бакалы (обратите внимание, сразу же после его первого убийства) и многих других. Чуть не погиб Сильвио. Другие персонажи в конечном итоге оказались брошены (Дядя Джуниор) и умерли в одиночестве (Ливия). Некоторых сажают в тюрьму (Джонни Сэк и Фич ЛаМана). Можно отметить, что Чейз отклоняется от этого пути, показывая нам, что Полли тоже недолго осталось, после того, как его сделали капитаном команды Априла (см. Часть 2). Только Арти и Шармейн, два персонажа, которые решили держаться подальше от мира Тони, относительно счастливы в конце сериала. Этот сериал всегда был трагедией, и смерть Тони - самый подходящий способ для Чейза закончить эту историю. Мы увидели падение всех персонажей, такова история, которую пытался рассказать Чейз. Чейз предложил собственное видение этого аргумента. Об этом Чейза спросили в Entertainment Weekly за три месяца до выхода последних 9 эпизодов. Чейз, конечно не сообщил многого, но предложил такое понимание:

“В наших интересах (для шоу) показать, что есть определённые способы провести свою жизнь, и так как мы взрослые, мы выбираем свою судьбу, мы сами расстилаем свою постель и лежим в ней. Но это не то же самое, надеюсь, что говорить, что преступления не должны быть отплачены, а плохие люди - наказаны. Существует свобода воли.”.

Тут Чейз выражает опасения, что его финал будет восприниматься слишком упрощённо или как нравоучительное «преступник ушёл от наказания» (ключевые слова - «надеюсь», это не будет восприниматься так). Этой цитаты достаточно, чтобы понять, что с Тони случится что-то плохое в конце сериала. Она также выражает озабоченность Чейза, что зрители не увидят большую картину, в которой судьба Тони является следствием решений, которые он выбирал в течение жизни. Чейз планировал это, начиная с видений Тони в состоянии комы и его шанса на изменение, которые будут полностью рассмотрены во второй части. Чейз знал, что демонстрация убийства Тони будет подогревать праведную веру зрителя в то, что Тони заслуживает наказания. Вместо этого, помещая нас на место Тони в момент перед его смертью - в тот редкий момент, когда он счастлив вместе со своей семьей, и наконец, в момент его смерти, он показывает, что именно потерял Тони.

Чейз явно хотел сделать финал заведомо неоднозначным и открытым для интерпретации. Тем не менее, Чейз хотел, чтобы мы сами изучили материал и нашли ответы самостоятельно. Сам финал получается гораздо более последователен со смертью Тони, чем с его жизнью. Чейз мог бы просто сделать в конце затемнение и титры, если бы хотел создать впечатление, что «жизнь продолжается». Вместо этого, сцена внезапно обрывается в черноту, как и обрывается посередине песня Journey Don’t Stop Believing. Чейз даёт зрителям, которые хотят видеть Тони живым, некоторое утешение, с помощью хитрой вставки песни Journey Anyway You Want It (Всё равно ты этого хочешь) в музыкальный автомат Хольстена. Вот ещё одна выдержка из книги Чейза Ultimate Edition HBO Sopranos:

“Это на самом деле не о том, чтобы «оставить дверь открытой». Нет никакой определённости о том, что случилось, но там задавалось чёткое направление мысли - определенное ощущение, как выглядит будущее Тони и Кармелы. Случится ли всё этим вечером или любым другим вечером, не имеет особого значения.”

Тут Чейз явно спекулирует тем, что Тони мог погибнуть этой ночью («что-то случилось» предполагает внезапное событие, подобное убийству). Чейз также связывает «будущее» Тони и Кармелы напрямую с «этим вечером». Чейз считает, что не так важно, погиб ли Тони буквально в Хольстене, потому что конец сериала означает символический конец Тони. Финальная сцена указывает на то, как будет выглядеть смерть Тони в той или иной форме (т.е. насильственная преждевременная смерть). Так как смерть Тони не показана на экране, финальная сцена остаётся открытой для интерпретации. Однако Чейз, в том же самом интервью, напоминает о более определённой ситуации с «Джерри Торчиано», связанной с возможной смертью Тони (см. ниже). Позднее, в радиоинтервью, он цитирует Бакалу с его «ничего не услышишь, когда это случится», как часть финала. Чейз указывает на то, что ключи или предвестники смерти Тони в финальной сцене были тщательно спланированы ранее на протяжении всего последнего сезона, чтобы прояснить неоднозначный финал.  Логика подсказывает нам, что буквальная смерть Тони в Хольстене - это личная интерпретация Чейзом событий в Хольстене, иначе в его повествовании получается противоречие (т.е. всё предзнаменование оказывается бессмысленным).*

*Обновление от Декабря 2012: В новом интервью, Чейз говорит о финальной сцене: «Тони имел дело со смертельной опасностью ежедневно. Он раздавал жизнь и смерть… всё, что я хотел - отразить идею о том, как коротка жизнь и как она ценна. Единственный способ это сделать, как мне казалось, это резко всё оборвать.»  Чейз не говорит здесь о гипотетической или «возможной» смерти Тони этой ночью. Здесь он, фактически, заявляет, что «обрывает всё (т.е. жизнь Тони)». Следовательно, смерть Тони, очевидно, является его личным пониманием финальной сцены. *Конец обновления от 2012 года.

На DVD 1-го сезона Чейз даёт интервью режиссёру Питеру Богдановичу. Интервью было дано в 2000 году, но иллюстрирует то, как Чейз создал последний сезон и финальную сцену. Чейз говорит, что он хочет, чтобы зритель стал «активным наблюдателем» чтобы всё понять. Он не хочет кормить зрителя с ложечки, но если мы будем внимательны, то будем вознаграждены:

Чейз: Мы не должны объяснять всё, как это принято в сети. Есть старая Голливудская поговорка: скажи им, что они должны увидеть, потом покажи им это и объясни, что они только что увидели. Мы больше так не делаем, и на самом деле я воспринимаю это всерьёз, мне больше всего нравятся фильмы - обратите внимание, фильмы, а не телешоу - потому что я не думаю, что там такое может случиться. Что-то происходит в первом действии, потом кто-то что-то говорит, а потом вы видите повторяющийся пример этого, кто-то говорит что-то, а вы видите героя, противоречащего сказанному. Это активный просмотр. Вы должны собирать каждую крупицу информации, когда вы смотрите целое произведение, особенно это касается европейских фильмов. Вот такое, я думаю, было бы интересно сделать.

Богданович: Вы так и делаете, там есть вещи, которые не раскрываются по несколько эпизодов. Утки раскрываются опять, и вы возвращаетесь назад и связываете их с происходящим, а есть вещи, которые раскрываются только в 13-м эпизоде и это действительно связывает все 13 часов сезона.

Чейз: Но даже если это происходит в течении часа, я чувствую, что это правильно. Я всегда любил подобные фильмы, с тех пор, как повзрослел. Мне всегда нравились такие вещи, где вам даются маленькие подсказки, и я не имею ввиду старомодные детективы.

Богданович: Это очень по-человечески.

Чейз: Да и всегда в конце остаётся загадка, даже когда всё закончилось.

Ещё один популярный аргумент против идеи.ю что Тони был убит в финальной сцене - это то, что Чейз показал бы, как MOG стреляет в Тони, если бы хотел, чтобы мы поверили в его смерть. В конце концов, любая смерть главного персонажа в сериале всегда показывалась аудитории. Однако Тони - не то же самое, что любой другой персонаж сериала. Зритель проследил всю его историю и побывал в голове Тони. Тони Сопрано, может быть, самый известный бандит из теле- и киноисторий. Миллионы поклонников задавались вопросом, как будет выглядеть его смерть. Поэтому Чейз не может просто убить его по какому-то клише. Быстрый выстрел в голову не соответствует задачам Чейза. Такое окончание не соответствует персонажу. Тем более, мы уже дважды видели, как в Тони стреляли. Поэтому Чейз придумал способ показать смерть Тони, не показывая ничего конкретно. Что ещё более важно, он избежал всех клише о смерти бандита на экране. Он создал то, чего никто не мог предвидеть - последовательность сцен от первого лица, которая поместила зрителя на место Тони в момент, когда он был застрелен. Чейзу не было интересно показать Тони мёртвым в крови и его семью, кричащую от ужаса. К тому же, Чейз уже показал, как это будет выглядеть, несколькими сценами ранее, когда Фил Леотардо был убит прямо на глазах своей семьи. Вместо этого, Чейз создаёт резкий переход в черноту глазами Тони, что гораздо более интересно с интеллектуальной и эмоциональной точки зрения. Ещё важнее то, что никто так не делал ранее, и никто не мог это предсказать при первом просмотре. Это одна из величайших смертей в истории кинематографа. Это противоположность финалу «Лица со шрамом» (Чейз отвергает ожидаемую поклонниками смерть в духе «Тони уйдёт в блеске славы»). Вместо пуль, поражающих тело, мы переживаем опыт смерти Тони. Тони Сопрано и вместе с ним мы никогда не увидим, как это случится. Когда закончится Часть 1, я оставлю вас с этими словами Дэвида Чейза, обсуждающего финал в журнале GQ в декабре 2007, которые обобщают его мысли о финальной сцене:

“В каком-то смысле, я думаю [споры о финале] показали некоторые из проблем, с которыми мы столкнулись. Нас так много кормили неуклюжими, слишком очевидными историями, особенно на телевидении на протяжении многих лет - расскажите им, что они увидят, покажите им это, а потом объясните, что они увидели. Некоторые вещи не нуждаются в словах, на самом деле.”

Дэвид Чейз не показал нам Тони убитым. Он сделал то, что может сделать только великий художник, он заставил нас почувствовать это…

*И последнее по части 1: а мог ли Чейз показать Тони убитым?

Все предварительные обсуждения финала игнорируют самое практическое соображение, в силу которого Чейз сделал так, как сделал: Чейз не мог снять убитого Тони и избежать утечки информации до выхода эпизода. Чейз фанатично относился к защите от утечек и сохранение смерти Тони в секрете было для него огромной проблемой. Кто-то из сотен членов команды или десятков членов массовки в Хольстене обеспечили бы утечку о сцене убийства Тони. Даже если бы сцена была снята в павильонах студий Silver Cup в Квинсе, Нью-Йорк (где сняты многие сцены), кто-то из команды всё равно мог слить эту информацию. Следовательно, Чейз убил Тони в монтажной комнате, с помощью шаблона с видом от первого лица и чёрного экрана, что является блестящим образцом минимализма. Ещё важнее то, что команда из сотен человек и поклонники сериала ничего не узнают до выхода эпизода (а многие и до сих пор в это не верят).

Эпилог 1 части: «Всё это - одно большое ничто»: Смерть и Дэвид Чейз*

*Обновление от Декабря 2012 с новыми цитатами из Чейза

В киноистории, когда умирает главный персонаж, фильм всё равно продолжается. Обычно мы видим реакцию других персонажей на смерть протагониста. Но Чейз хочет сказать, что когда вы умрёте, всё закончится; у вас не будет возможности увидеть реакцию людей на вашу смерть. Это одна из причин, почему Чейз поместил нас на место Тони в момент его смерти; Тони не мог узнать деталей, значит и мы не должны их знать. На самом деле, мы нечасто можем выбирать обстоятельства нашей смерти. Смерть часто произвольна и не всегда логически вытекает из нашей жизни (в финальной сцене, не было никаких предпосылок к убийству Тони), и мы не узнаем об этом в любом случае, потому что будем мертвы. Всё, что мы действительно можем сделать - это «вспомнить хорошие времена» (как Тони младший напоминает о них Тони в Хольстене) и выбрать жизнь, которую мы оставим позади; урок, который Тони не выучил во время своего недавнего посмертного опыта в качестве Кевина Финнерти (см. часть 2). Внезапная смерть Тони оставляет аудиторию в состоянии неожиданного шока, неверия и отрицания, обычного, когда мы узнаём о чьей-то смерти. Для тех, кто сталкивался с внезапной смертью любимого человека, часто трудно бывает принять и поверить в это (что мало отличается от многих поклонников Семьи Сопрано, которые до сих пор отрицают смерть Тони), особенно не зная всех деталей, а когда вы узнаёте детали, то часто они не таковы, как вы представляете.

Внезапная смерть Тони и мир тьмы связаны с личным страхом Чейза перед смертью. Как сказала Ливия «Всё это - одно большое ничто» и «В конце ты умрёшь у себя самого на руках». Во втором сезоне последний эпизод “Funhouse”, пищевое отравление Тони вызывает сны, которые раскрывают подсознательный страх Тони, что его друг Пусси - предатель. Однажды во сне, Тони говорит своей команде, что у него было диагностировано смертельное заболевание. Для того, чтобы избавить друзей от посещений его в больнице, Тони решает убить себя. Он выливает на голову бензин и зажигает спичку. В этот момент он взрывается и, видимо умирает, а потом просыпается с криком и говорит «Там везде чернота!».

Эти финальные 10 секунд тьмы иллюстрируют величайший страх Тони: когда мы умираем, всё заканчивается. Мы ищем смысл жизни, и мы боимся бессмысленного существования; это часто иллюстрировалось во время посещений Тони доктора Мелфи и всей психологической стороной сериала. Смерть в популярной литературе обычно каким-то образом прославляется. Обычно это что-то про мужество, жертвенность и горе утраты. За ней как правило есть какой-то великий «смысл». Но для Чейза все «смыслы» исчезают в секунду, когда пуля входит в мозг Тони. В конце, Тони (и мы) остаются с вечным «ничто» и всё что мы можем сделать пока живы это «вспоминать хорошие времена».*

*Обновление от 2014 года: Чейз в интервью от 2014 года, данном The Daily Beast, утверждает, что финальная сцена поднимает «духовный вопрос», а затем спрашивает, что это за вопрос:

[Длинная пауза] Я скажу так: [Духовный] вопрос [который ставит последняя сцена] таков, как бы это ни было претенциозно: что такое время? Как мы проводим наше действительно очень короткое пребывание здесь? Как мы ведём себя и что мы делаем? И осознание того, что всё кончается слишком быстро, и это очень редко бывает так, как мы думаем. Я думаю, что смерть очень редко приходит к людям так, как они ожидают. И духовный вопрос должен звучать так: «И это всё?»

Опять же, Чейз здесь обсуждает хрупкость жизни и то, что мы должны ценить наше время, проведённое здесь. В то же время, чёрный экран в качестве последнего, что «видит» Тони, может быть ужасающим ответом на вопрос «И это всё?» (сам Тони задаёт этот же самый вопрос доктору Мелфи в эпизоде «Walk Like A Man», который вышел всего за четыре эпизода до финала). Конец обновления от 2014 года

Как было сказано раньше в Части 1, первой реакцией зрителя на неожиданную черноту было смущение и дезориентация.  Для зрителя чёрный экран вызывает ощущение обмана. Мы хотим знать, что случилось и хотим увидеть, как сцена пришла к естественному завершению. Умирая вместе с Тони, зритель испытывает то, что может быть похоже на смерть, хоть не знает этого; просто внезапно погружаясь во тьму. Чейз выражает идею смерти, как прекращения жизни, создавая у аудитории впечатление, что вилка выдернута из розетки. Смерть - это отключение от жизни и людей в ней. Для нас, наш взгляд на мир Сопрано прекращается. Для Тони, он никогда не увидит свою семью снова и не узнает результатов кровавой бани в Хольстене (Чейз: «Что бы ни случилось [в Хольстене] мы никогда не узнаем результатов этого. Это всё оторвано от него [Тони] и от нас»). Смерть лишает нас подробностей и это окончательная утрата в финале. Чейз пытался вызвать инстинктивную и эмоциональную реакцию у аудитории, которая действует на наш всеобщий страх смерти и утраты связи с этим миром:

Чейз: Так почему я сделал это [финал] именно так? Я думал, что все почувствуют это.  Даже если они не смогут объяснить, что это значит, они смогут это почувствовать.**
*(цитата из книги Алана Сепинволла: The Revolution was Televised: The Cops, Crooks, Slingers, and Slayers who changed TV drama forever)

А в декабре 2012 Чейз говорит Associated Press:

“Всё, что я хотел показать - это идею, как коротка жизнь и как она ценна.  Единственный способ, который как я чувствовал, я мог использовать, это просто всё оборвать. И я думаю, люди ощутили это. Это их огорчило эмоционально, но интеллектуально они не проследили это.”

Ещё в первом сезоне Чейз намекнул на эти широкие темы. Режиссёр Питер Богданович (который играет доктора Элиота) взял интервью у Чейза в 2000 году для DVD с 1-м сезоном. Приведённая ниже выдержка из их разговора - почти пророчество насчёт финальной сцены, и, как я покажу во 2 части, насчёт первого эпизода и страха Тони потерять свою семью (который символизируют утки, покидающие бассейн Тони), который воплотился в реальность, когда Тони навсегда отделился от них, будучи убитым в Хольстене. Тут Чейз связывает смерть с утками, улетевшими из бассейна Тони, и словами Тони «вспомним хорошие времена», которые он с теплотой вспоминает с Эй Джеем в Хольстене:

Чейз: Его дети, видимо, единственное, что нормализует его жизнь.

Bogdanavich: Семья [настоящая семья Тони] действительно ключ ко всему этому.

Чейз: Ага. Отцы и дети.

Bogdanavich: И это связано с окончанием первого сезона, последним эпизодом, когда Тони поднимает тост за «хорошие моменты жизни», это связана с улетевшими утками. Там есть элемент элегии. Это сделано осознанно? Это элегическое чувство.

Чейз: Это не осознанно.

Bogdanavich: Но вы заметили, что в каком-то смысле… [вырезано Чейзом]?

Чейз: Думаю, я только отчасти пытался связать это со смертью. Я постоянно напоминал себе [Чейз щёлкает пальцами, показывая, как быстро мы можем умереть], что это всё закончится.

Кроме того, в «Вечере с Сопрано», режиссёр Алан Тейлор и сценарист Мэтью Вайнер обсуждают влияние философии на работу Чейза. Показательно, что Чейз вводит в обсуждение тему страха смерти:

Алан Тейлор: [сериал демонстрирует] личные проблемы, которые, как я думаю, взяты из вашей жизни, например, терапия: что она может, а что нет; или Буддизм и вопросы, на которые он даёт ответы и на которые не даёт.

Чейз: Я никогда не изучал Буддизм, но терапию я конечно изучал, живя в Джерси.

Затем Вайнер начинает говорить о написании сценария и идеях, которые носятся в воздухе. Затем он ссылается на буддизм и общение Кевина Финнерти с монахами:

Мэтт Вайнер:..и [при написании сценария] вы интересовались буддизмом.

Чейз: Не знаю, если бы я интересовался буддизмом сам по себе [Чейз замолкает и начинает шутя плакать], я не хочу умирать!

КОНЕЦ I ЧАСТИ РАЗБОРА

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up