Ссылка на первую часть Ссылка на вторую часть Ссылка на третью часть Война стала переломным периодом в творчестве Кирхнера.
Умиротворяющие пейзажи окрестностей Давоса прекрасны, но в них трудно
узнать прежнего Кирхнера, полного энергии основателя экспрессионизма.
Для самого художника годы жизни в Давосе были хорошим временем, стабилизируется душевное и
физическое здоровье, появляются новые друзья и знакомые.
Кирхнер увлекается дизайном и декоративным искусством, гравюрами на дереве и скульптурами.
Успешно проходят выставки в Германии и Швейцарии. Большая выставка в 1923 году в Базеле
привлекла внимание молодых базельских художников и послужила толчком к образованию
группы Rot-Blau, своего рода реинкарнации группы Мост. Группа Rot-Blau оказала большое
влияние на искусство Швейцарии но просуществовала недолго. Виной тому были не только
разногласия между художниками, но и печальные события, скоропостижная смерть двух
ведущих членов группы, Альберта Мюллера и Германа Шерера.
Пик популярности приходится на 1927-ой год, с большим успехом проходят три выставки
в Висбадене, Лейпциге и Цюрихе.
Одна из картин, которые демонстрировалась на выставке в Дрездене, Эрнст и Эрна
на фоне своего дома и двух деревянных скульптур, Адама и Евы
Возвращение домашнего скота
Две обнаженные фигуры в лесу
У художников всегда были сложные отношения с критиками, Кирхнер решил не
пускать это дело на самотек и стал сам писать о своих работах под
псевдонимом "Louis de Marsalle". К разработке "легенды" Кирхнер отнесся со всей
серьезностью, представляя Louis de Marsalle как французского военного врача
служившего в Северной Африке. Всего Кирхнер опубликовал 6 эссе за подписью
вымышленного критика. Долгое время биографы и критики принимали все это всерьез и
цитировали Louis de Marsalle в своих статьях и книгах. Раскрыть кто такой был
Louis de Marsalle смогли только в конце 50-ых.
Стиль картин Кирхнера постепенно смещается в сторону абстрактного искусства.
Формально натюрморт, на заднем фоне деревянная скульптура
Еще один натюрморт с деревянной скульптурой
Танец
Две женщины в кафе
Кирхнер часто использовал фотографии в качестве исходного материала.
Несколько картин выполненных в штриховой манере.
Блондинка в красном платье
Купающаяся семья
Вечерняя прогулка
Автопортрет
В 1929-ом году грянул кризис, который отразился как на Кирхнере, так и на остальных
жителях Давоса. Арт дилеры перестали покупать картины, в Давос перестали приезжать туристы,
но Кирхнер и Эрна особо не бедствовали, разве что пришлось немного затянуть пояса
и вести более скромную жизнь.
В 1931 году по представлению министра культуры Кирхнер был избран членом Прусской академии
искусств в Берлине. Проходит всего два года и в Германии уже другой министр и дуют
"новые ветры" в искусстве. Кирхнера вынуждают прекратить свое членство "по собственному
желанию". Нетрудно догадаться, каким ударом это стало для художника.
За весь 1934-ый год он написал одну единственную картину маслом, "Хоккеисты".
События в Германии между тем начинают идти по нарастающей, разворачивается кампания
против "Дегенеративного Искусства", картины Кирхнера и других экспрессионистов
начинают изымать из музеев. Хрупкая психика художника выдержать этого не могла.
В его жизнь снова входит морфий, оказывающий разрушительное влияние на его психическое
и физическое здоровье.
Апофеозом стала печально знаменитая Entartete Kunst, выставка "Дегенеративного Искусства"
прошедшая во всех главных городах Германии в 1937 году. 25 картин Кирхнера были отобраны
для выставки и висели на самом видном месте, трудно придумать что-либо более унизительное
для любого художника...
"Уголок Кирхнера" на выставке.
Надпись на небольшом плакате внизу:
"Wir stehen damit vor dem Meister, der als erster Deutscher der Welt Dürers die
gleiche Eindringlichkeit gegenüberzustellen hat".
"Мы стоим перед мастером, который является первым немцем, который может противопоставить
миру Дюрера такую же проникновенность".
На картине вверху изображены друзья Кирхнера, Botho Graef и Hugo Biallowons перед отправкой Hugo
на фронт. Профессор Botho Graef был большим другом и почтитателем Кирхнера, в трудное военное
время он рассылал рекомендательные письма и призывал покупать картины художника.
Hugo погиб под Верденом в 1916-ом, Botho умер от сердечного приступа в 1917-ом
когда находился в том самом санатории, где до этого лечился Кирхнер.
Формально для художника все складывалось не так уж плохо, он старался с головой уйти в работу,
успешно прошла его выставка в Детройте, где была куплена одна из выставленных картин -
те самые "Хоккеисты". Состоялась его выставка в Базеле, хотя, несмотря на хорошие
отзывы, успех был меньше чем ожидался.
Для Кирхнера Германия была его Родиной, или точнее, Отечеством, где он со своими
друзьями основал новое направление в искусстве, где до войны прошли его лучшие
годы. Теперь Германия его отвергла и подвергла унизительному шельмованию.
Депрессия, бессонные ночи, постоянное чувство утомляемости и тревоги (акатизия, верный
спутник опиатов) овладели художником.
13 марта 1938-го года Германия объявила аннексию Австрии. Известие об этом стало шоком
для Кирхнера, он стал одержим идеей, что со дня на день немецкие войска появятся перед
его домом и увидят его "дегенеративные" деревянные скульптуры. Кирхнер убирает все
скульптуры и уничтожает их.
6-го мая Кирхнеру исполняется 58 лет. В этот день он не получает ни одного письма
от своих друзей, только верная Эрна пытается хоть как-то его утешить.
10-го мая Кирхнер приходит в местный муниципалитет и заявляет о своем намерении
оформить брак с Эрной, для это требовалось оформить кучу бумаг и в итоге брак так
и не состоялся.
В ночь с 14-го на 15-ое июня душевный кризис достигает своего максимума, после бессонной ночи
Кирхнер предлагает Эрне вместе покончить жизнь самоубийство. Эрна делает отчаянную
попытку остановить его и вызвать доктора, но пока она разговаривает по телефону Кирхнер
выстрелом в сердце обрывает свою жизнь.
Надо отдать должное властям Давоса, формально Эрна не имела никаких прав, но
ей разрешили пользоваться фамилией Кирхнер и раcпоряжаться оставшимся после
смерти художника наследством.
Эрна умерла в 1945 году успев увидеть конец войны.
Эрна Кирхнер, 1917.
Могила Кирхнеров на кладбище Waldfriedhof в Давосе.